ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы

Все анонсы »

СМИ о нас

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийНаукаНАУЧНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯНИИ Общего Образования

Научно-исследовательский институт общего образования

Контактная информация НИИ общего образования:
тел./ факс: +7 (812) 571-2569
E-mail: rgpu-niioo@mail.ru
Адрес: 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11, ауд. 18.
Часы работы: пн-пт с 10.00 до 18.00
Положение НИИ ОО

 

Директор научно-исследовательского института общего образования — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Алла Прокофьевна Тряпицына.

Деятельность научно-исследовательского института общего образования ориентирована на повышение социальной значимости и востребованности результатов проводимых фундаментальных и прикладных исследований, достижение лидерства университета в области построения высокоэффективных систем образования. Одной из основных задач НИИ ОО является координация, систематизация и распространение результатов научных исследований, обращенных к проблемам сущности, структуры, содержания и технологий общего образования.

В текущем году в НИИ общего образования выполнялись научные исследования по ряду актуальных проблем развития отечественной системы образования.

 

Цель деятельности НИИ ОО:

  • координация исследований структурных подразделений университета по обновлению общего образования как открытой развивающейся системы;
  • содействие развитию исследовательских компетентностей студентов, аспирантов и преподавателей университета в проблемном поле общего  образования;
  • научное сопровождение инновационной и опытно-экспериментальной работы в учреждениях общего образования в регионе;
  • систематизация и распространение результатов научных исследований, отражающих сущность, структуру, содержание и технологии общего образования;
  • повышение социальной значимости и востребованности результатов проводимых фундаментальных и прикладных исследований в области общего образования.

 

В рамках госзаказа (проект 23/14 – ПГЗ) в институте продолжена работа по теме «Исследование  закономерностей преодоления отчуждения школьников от учебы средствами активизации образовательной  деятельности».

Основные результаты исследования, полученные в текущем году:

  • Конкретизирована обобщенная модель преодоления — предупреждения отчуждения подростков от школы и определены стратегии предупреждения отчуждения, к которым отнесены:
  • ценностно-ориентационная (культуро-центрированная) стратегия, направленная на развитие в совместной деятельности и взаимодействии общекультурных компетенций школьников, на построение гуманистического уклада школьной жизни;
  • стратегия персонификации школьного образования, направленная на реализацию принципа возрастосообразности, что позволяет уточнить педагогические задачи содействия самоопределению школьника в целостном образовательном процессе (обучения и воспитания);
  • диагностическая стратегия, направленная на оперативное выявление возможных причин отчуждения подростков от школы и оказание поддержки процессам самоопределения;
  • организационно-управленческая стратегия, направленная на активное включение педагогического коллектива в создание условий для продуктивной реализации инновационных моделей организации образовательного процесса, зафиксированных в локальных нормативных документах.
  • В рамках разработанных стратегий систематизированы основные условия содействия самоопределению ученика как условия предупреждения отчуждения учащихся от школы:
  • разработка системы учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на обеспечение единства процессов индивидуализации и социализации школьника в учебной и внеучебной деятельности;
  • обеспечение свободы выбора индивидуальных образовательных маршрутов школьника на основе организационных изменений образовательного процесса и системы педагогической помощи;
  • взаимосвязь современных образовательных технологий (проектных, исследовательских и игровых) при организации индивидуальной и коллективной деятельности в соответствии с особенностями педагогических задач содействия самоопределению учащихся на ступени основной и старшей школы;
  • использование современных форматов внешней и внутренней оценки и самооценки достижений школьника;
  • реализация новых профессиональных позиций (ролей) учителя, ориентированных на  предупреждение отчуждения учащихся от школы.
  • Определены изменения в содержании и организации профессиональной подготовки студентов (будущих учителей) и в неформальном поствузовском образовании учителей, ориентированные на  развитие критического педагогического мышления на основе развития исследовательской деятельности и использования  гуманитарных технологий. 
  • Разработана методика проведения гуманитарной экспертизы реализации предложенных стратегий построения образовательного процесса и подготовки будущего учителя, ориентированных на достижения современного качества образования на основе предупреждения и преодоления отчуждения учащихся от школы.

Продолжена работа в рамках инициативного проекта «Исследование направлений достижения метапредметных образовательных результатов в открытом пространстве взаимодействия вуз-музей-школа» (руководитель – ведущий научный сотрудник, д.п.н. Н.С. Подходова, координатор – ведущий научный сотрудник, к.п.н. С.В. Аранова). Разработка методик построения метапредметного содержания и технологий его реализаций в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности ведётся в условиях постоянно расширяющегося партнёрства сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленобласти, Герценовского университета и ряда музеев, среди которых — Российский этнографический музей, Русский музей, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. В 2016 в рамках VII Петербургского образовательного форума НИИ ОО в содружестве с Этнографическим музеем и ГМП «Исаакиевский собор» была организована научно-практическая конференция «Новые компетенции учителя в поликультурном пространстве образования» в необычном формате. Насыщенная демонстрационно-практическая составляющая конференции была представлена интеллектуальным турниром для школьников «Поликультурное пространство современного школьника: истоки и грани» по итогам ежегодной межпредметной олимпиады, мастерской для учителей, а также дискуссионной площадкой. Результаты проекта получают отражение в электронном образовательно-культурном ресурсе «Мир науки и искусства школьникам». Ресурс предназначен не только для решения задач учебно-воспитательного и научно-методического характера, но и проведения онлайн тестов для школьников с целью формирования и диагностики сформированности у них универсальных учебных действий разных типов.

Активно проводилась научно-исследовательская деятельность НИИ общего образования по теме «Содействие самоопределению личности  средствами школьного образования в быстро меняющемся мире» на базе 9 школ-лабораторий Герценовского университета.

Основные результаты исследования, полученные в текущем году:

  • Получены и проанализированы результаты пилотной диагностики реального состояния проблемы самоопределения школьников на базе школ-лабораторий.
  • Выделены условия самоопределения в контекстах направлений опытно-экспериментальной работы школ-лабораторий:

Первое направление - социальное партнерство школы как средство развития ценностных ориентаций школьников

Второе направление — персонифицированное содержание образования как условие формирования внутренней позиции Взрослого

Третье направление — формирование самооценки и навыков саморегуляции как условие самоопределения

 

Знание особенностей взросления современного подростка

Интеграция пространств самоопределения.

Поддержка единства социализации и индивидуализации.

Активизация коллективной деятельности.

 

Знание особенностей взросления современного подростка.

Обеспечение свободы выбора элементов образовательной деятельности.

Организация командной работы.

Четкое планирование расписания, доступность информации о требованиях процедурах оценивания.

Реализация новых ролей учителя.

 

Знание особенностей взросления современного подростка.

Разработка системы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Взаимосвязь проектных, исследовательских и игровых технологий.

Открытость образовательной среды школы.

Использование современных форматов оценки достижений школьника.

 

  • Сгруппированы условия самоопределения в контексте коллективного исследования

«Адресат»

Условия, способствующие самоопределению

Учитель

Знание и умение реализовать основные характеристики нового профессионализма:

  • способность к реализации новых профессиональных ролей;
  • умение работать в команде, в том числе при решении исследовательских задач;
  • умение проектировать современный образовательный процесс как процесс ориентированный на содействие самоопределению ученика.

Образовательный процесс

Проектирование образовательного процесса на основе:

  • свободы выбора учеником элементов            образовательной деятельности;
  • разработки системы учебно-познавательных и учебно-практических      задач;
  • взаимосвязи проектных,           исследовательских и игровых технологий;
  • активизации коллективной деятельности;
  • использовании современных форматов         оценки достижений школьника;
  • четкого планирования расписания,    доступности информации о требованиях     процедурах оценивания;
  • интеграции пространств самоопределения,
  • преодоления противоречий между процессами социализации и индивидуализации.

Для распространения полученных научных знаний были проведены:

  • дискуссионную площадку «Свобода и ответственность учителя современной школы» в рамках VII Петербургского образовательного форума.
  • В рамках проекта НИИ общего образования «Методические встречи» 20 октября состоялся семинар члена экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, доктора педагогических наук, профессора,  заведующей кафедрой теории и методики обучения физики Московского педагогического государственного университета Наталии Сергеевны Пурышевой на тему «Естественнонаучное образование в современной школе».
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Организация опытно-экспериментальной работы в школе: содействие самоопределению школьников в образовательном процессе», Четвертая научно-практическая конференция «Модернизация общего образования: исследования проблемы становления личности в современном образовательном процессе».

Научно-практическая конференция «Модернизация общего образования: исследования проблемы становления личности в современном образовательном процессе» ноябрь 2016 года

 

Семинар школ-лабораторий Герценовского университета

«Современный образовательный процесс в контексте самоопределения школьников»

февраль 2016 года

 

В результате работы НИИ были опубликованы:

  • коллективная монография «Педагогические стратегии предупреждения отчуждения подростков от школы»;
  • учебное  пособие «Предупреждение отчуждения современного подростка от школы»;
  • научно-методическая разработка «Модель модернизации уклада школьной жизни в направлении социализации учащихся»;
  • два сборника научных статей по итогам конференций.

 

Последнее изменение: 27 февраля 2017 г. в 14:50:18
Автор: Демидов Евгений Владимирович
Основные сведения | Структура | Управление | Деятельность | Инновации | Наука | Сетевое объединение ВУЗов | Образование | Как нас найти | Мероприятия 220

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 13.03.2013 № 208)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

 

 

 
Это интересно
 
 
Новости

Архив »

Техническая поддержка — «Арт Диалог», 2007 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2017 Связь с администраторомСвязь с администратором