ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы

Все анонсы »

СМИ о нас

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураФакультетыФилологическийКафедра русской литературыПреподаватели кафедрыЧерняк М.А.

Черняк Мария Александровна


доктор филологических наук, профессор

 

Email: ma-cher@yandex.ru

Область научных интересов: поэтика современной литературы, текстология, социология литературы, проблемы современного чтения, «игра с классикой» в современной литературе, современная критика, современная детская литература, массовая литература ХХ века, проблемы современного чтения.

Председатель диссертационного совета Д 212.199.32  по защите кандидатских и докторских диссертаций  по специальностям 10.01.01 – русская литература и 10.02.01 – русский язык.

Председатель ГЭК по защите магистерских диссертаций (направление 032700. Филология по профилю «Образовательный менеджмент в области филологии») СПБГУ.

Член Ассоциации исследователей фантастики (АИФ). http://aifa.my1.ru/

Член международной ассоциации чтения (International Reading Assosation).

Член рабочей группы по проблемам чтения при профильной  Комиссии по науке и Высшей школе Законодательного собрания СПб.

Член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Ленинградской области.

Руководитель научно-исследовательской темы кафедры русской литературы «Современный литературный процесс».

 

Член редакционных коллегий

  • Журнал «Филологический класс» (Екатеринбург)

  • Журнал «Библиотечное дело» (Москва-Петербург)

  • Журнал «Вестник Череповецкого государственного университета» (Череповец)

 


Учебные курсы на филологическом факультете

  • общие:  

Современный литературный процесс

  • ДПВ:

Социология  литературы (магистратура)

  • вариативные модули и общеуниверситетские курсы по выбору:

Филология и культурология

Массовая литература конца 20 — нач. 21 вв.

Драма и театр

Русская литература в контексте европейской культуры

  • Участие в ГАК — экзамен, защита (магистратура)

 

Учебные курсы в Институте педагогики и психологии

Детская отечественная литература в контексте культуры (магистратура)

  • Участие в ГАК — экзамен, защита (магистратура)

 

Учебные пособия

  1. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия. – Москва, Форум. 2015 . Допущено УМО «Педагогическое образование» Минобра РФ в качестве учебного пособия  для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 «Педагогическое образование».

  2. Актуальная словесность XXI века: приглашение к диалогу. Учебное пособие – М.: Флинта, 2015, второе издание 2016.

  3. Массовая литература в понятиях и терминах. Учебное пособие – М. Флинта, 2015 . Допущено УМО «Педагогическое образование» Минобра РФ в качестве учебного пособия  для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 «Педагогическое образование» (в соавторстве с В.Д. Черняк).

 

Статьи последних лет

  1. Взрослые игры: литературная мистификация как стратегия современной прозы  // Педагогика текста. Игры текста: сб. материалов научно-практической конференции «Открытое образование. Педагогика текста. Игры текста», 23-24. Октября 2014 года, СПб – СПб, АНО «Образовательный центр «Участие», 2014. — С. 10-14.
  2. Чтение массовой литературы как ключ к поэтике повседневности //  Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вып.9-10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения – М.: Изд-во «Канон+», 2014. С. 89-101.
  3. «Идеальный читатель – кто он?»: образ читателя как организационная доминанта  современной литературы//  Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вып.9-10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения – М.: Изд-во «Канон+», 2014. С. 176-185.
  4. Современная литература как необходимое чтение: проекты по продвижению молодых читателей к актуальной словесности // Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. С. 44-52.
  5. Литературоцентричность современной массовой литературы: к вопросу о формировании читательской компетенции  //  Чтение. XXI: коллективная монография по ред. В.Я.Аскаровой; Челяб. Гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014. С. 162-178.
  6. Петербургский акцент в  литературе абсурда ХХ века // Библиотечное дело. № 24, 2014. — С. 2-7.
  7. Литературный юбилей как форма культурной памяти в современной России: случай Всеволода Иванова // Сибирский филологический журнал, 2015,  № 3, С. 27-36.
  8. «Розовый роман» в контексте  современной массовой литературы: тенденции развития жанра // Вестник Череповецкого университета. 2015 № 6. — С. 101-106.
  9. Тамара Иванова – человек-эпоха (по материалам семейного архива) // Школьная библиотека сегодня и завтра: 2015 № 2 .с 63-71.
  10. Преемственность в обучении современной литературе в школьной и вузовской системе: риски и преимущества // Межпредметные связи и преемственность в преподавании речеведческих дисциплин: материалы докладов и сообщений XX международной научно-методической конференции – СПБ: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. С. 27-31.
  11. Всеволод Иванов: путь к читателю XXI века  (к 120-летию  со дня рождения)  // Библиотечное дело. 2015. № 1. С. 2-5 (в соавторстве с Е.А. Папковой) http://www.bibliograf.ru/issues/2015/1/262/0/2809/
  12. «Новое время — новые книги»: современная подростковая литература в условиях постгуттенберговской эпохи // Чтение детей в мегаполисе. Организация Детского движения в защиту книги и чтения в Санкт-Петербурге: сборник методических материалов / СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С.Пушкина»; сост. В.К.Кузнецова, Е.П.Мурадова. — СПб., 2015. — С. 8-19.
  13. Год литературы 2015. Вызовы времени. Надежды и перспективы // Школьная библиотека. 2015. № 1. С. 7-12.
  14. «Сегодня в газете – завтра  в куплете»: отражение политической истории в современной российской массовой литературе // Культ-товары. Патриотизм, гражданственность, национализм: политические концепты в массовой культуре: тезисы докладов Международной научной конференции, г. Пермь. 26-27 июня 2015 г. – Пермский гос. гум-пед. универ., 2015, С. 60-61.
  15. «Локальное чутье» отечественной беллетристики и массовой литературы XXI века: взгляд из Петербурга //  Топография популярной культуры: сборник статей. – М.: НЛО, 2015. С. 98-117.
  16. Современная русская антиутопия  и традиция Р. Брэдбери // Метаморфозы жанра в современной литературе: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Соколова Е.В.; сост.: Пахсарьян Н.Т., Ревякина А.А.  — М.: ИНИОН РАН, 2015. — С. 41-56.
  17. Писатель как читатель: к вопросу о бытовании автора в условиях «ридингфобии» //  Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке»: материалы форума  – Челябинск: ЧАКИ, 2015. С. 22-31.
  18. Петербургская интонация Года литературы: к вопросу об образовательных проектах по продвижению чтения // Школьная библиотека. 2015 № 10. С. 22-30 (в соавсторстве с Е.Р. Ядровской)
  19. Типология «сломов» и «переходных эпох» в отечественной литературе: 1920 vs 1990-e // Эпоха «Великого перелома» в истории культуры: сборник научных статей/под ред. И.Ю. Иванюшиной, И.А. Тарасовой. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. С. 326-334.
  20. Современная литература в диалоге с классикой: притяжения и отторжения // Библиотечное дело. № 11, 2015. С. 2-6.
  21. Автопортрет на фоне эпохи: современные писатели определяют свое литературное время // Библиотечное дело. № 11, 2015. С. 6-24.
  22. «Facebook для книг», или еще раз об электронных книгах // ПроОбраз: образование для будущего 2015. № 2. С. 33-34.
  23. Новая детская литература: золотой век или погибшая Атлантида? // Навигатор по современной отечественной детской литературе. Второй выпуск. М., 2015. С. 5-15.
  24. Нужно ли читать современную литературу? К вопросу о месте подростковой литературы XXI века в школе // Открытая методика: поиск, исследования, творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / под ред. Е. Р. Ядровской. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 282–289.
  25. Опыт составления родословной литературного героя:  случай Л. Улицкой // Мир русского слова. 2015. № 3. С. 105-108.
  26. Современная подростковая литература в условиях постгуттенберговской эпохи:стратегии и практики  Русская литература в иностранной аудитории:сборник научных статей. вып. 5. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 58-68.
  27. Проекты по воспитанию Homo Legens: петербургский контекст. // Человек читающий: Homo Legens-7. Стратегии инновационного развития профессиональной подготовки специалистов в области чтения. Сборник статей /под общей ред. М.В.Белоконенко, Е.С.Романичевой. Москва: Русская ассоциация чтения, издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. -  С.175-182.
  28. От читлита к лавбургеру: к вопросу о меню в современной женской литературы  // Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вы. 11-12. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения /под ред. В.А. Лекторского, Ю.П.Мелентьевой. — М.: Издательство «Канон+», 2015. — С. 77-86.
  29. Русская классика как игровое поле современной массовой литературы // Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вы. 11-12. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения /под ред. В.А. Лекторского, Ю.П.Мелентьевой. — М.: Издательство «Канон+», 2015, 240 с. С.  223-238.
  30. Петербургский формат проектов по продвижению чтения: предварительные итоги Петербургского читательского форума // Национальная программа поддержки и развития чтения: год восьмой. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 20-21 ноября 2014 г.). — М.: Межрегиональный центр межбиблиотечного сотрудничества, 2015.  224 с. С. 101-105.
  31. Литературоцентричность современной массовой литературы: к вопросу о формировании читательской компетенции // Чтение. XXI век. Коллективная монография. /научн. ред.-сост. В.Я.Аскарова. М.: Межрегиональный центр межбиблиотечного сотрудничества, 2015. — С. 247- 269.

 

Участие в конференциях

  1. Выступление с докладом «Петербургский читательский форум как проект по продвижению чтения» на пленарном заседании VII Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». Москва. Дом русского зарубежья им. А.Солженицына. 20-21 ноября 2014 г. http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=3910

  2. Выступление с докладом «Современная детская литература в современном мире» на пленарном заседании III Международного Культурного форума «Петербург. Россия. Мир». Круглый стол «Русский язык – формирующее начало образования русской культуры и литературы» 8 декабря 2014 г. Президентская библ. Им. Б.Ельцина. http://www.bookvoed.ru/event?id=3996

  3. Выступление с докладом на пленарном заседании на XX Международной научно-методической конференции «Межпредметные связи и преемственность в преподавании речеведческих дисциплин», СПб, ФГБОУВПО «СПГУТД»,  4 февраля 2015 г.
  4. Выступление с докладом «Петербургский читательский форум как экспериментальная научная и творческая площадка по продвижению чтения в детской и юношеской среде» на Международной научно-практической конференции «Чтение детей и взрослых как способ формирования их креативной компетентности», Санкт-Петербург, АППО, 23-24 апреля 2015 г.
  5. Организация и выступление с докладом на пленрном заседании на Международной научной конференции «Культ-товары. Патриотизм, гражданственность, национализм: политические концепты в массовой культуре», г. Пермь. 26-27 июня 2015 http://perm.bezformata.ru/listnews/batalina-o-konferentcii-kult-tovari/35486644/
  6. Выступление с докладом на пленарном заседании на Третьем Международном интеллектуальный форуме «Чтение на Евразийском перекрёстке». 24–25 сентября 2015 года. Челябинск http://www.chel-edu.ru/news/?id=2534
  7. Организация и выступление с докладом на пленарном заседании на VII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста. Книга на полке и в руках читателя». 26-27 октября 2015. г. Санкт-Петербург.
  8. Модератор круглого стола «Языки современной литературы русского мира» IX Ассамблеи Русского мира. Суздаль. 2-4 ноября 2015.  http://www.russkiymir.ru/publications/198065/
  9. Выступление с докладом «Образование и мир детства: новый взгляд» на пленарном заседании VI Петербургского образовательного форума. 25-27 марта 2015 г.

  10. Выступление с докладом «От «чиклита» к «лавбургеру». К вопросу о «меню» современной женской литературы» на пленарном заседании Конференции научного совета по проблемам чтения. Постоянный семинар по проблемам чтения РАО. 27 апреля 2015 года.

  11. Организатор и модератор Круглого стола «Современная литература в диалоге с классикой: притяжения и отталкивания» 24 мая 2015. Санкт-Петербургский Международный Книжный салон.

 

Грантовая деятельность

    1. Международный научно-практический семинар для  учителей русского языка и литературы стран ближнего Зарубежья  «Русский язык: современная языковая ситуация и речевая культура», поддержанный Фондом «Русский мир». Договор гранта с фондом «Русский мир» от «15» февраля 2013 г. № 1012Гр/I-218-13 на проведение международного научно-практического семинара «Русский язык: современная языковая ситуация и речевая культура» 27.03.–03.04.2013. Участник проекта. Чтение лекций для учителей, проведение мастер-классов.
    2. Грант РГНФ № 15-04-00318 «Социокультурные факторы как мотивационная основа типологии словарей» (исполнитель).

     

    Проектная деятельность

    1. Совместный проект Фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны и кафедры русской литературы «Герценовские литературные встречи». Проект  стал своеобразным кратким путеводителем по современному литературному процессу, дал возможность возникновению диалога между современными писателями и  их читателями (студентами, преподавателями вуза, учителями, всеми, кому интересна современная культура). Организатор и модератор  встреч. В 2014-15 уч. году прошли встречи с современными писателями  Т. Москвиной, Е. Колиной,  Д. Вересовым, Б. Голлером, Ю. Кантор, А. Берсеневой, В. Сотниковым, А. Лихановым и др. 
    2. Проект «Студенческий букер» (совместно с РГГУ, Москва). Координатор литературной премии «Студенческий букер» от  РГПУ им. А.И. Герцена http://studbooker.rsuh.ru/. Привлечение студентов разных факультетов к участию в выборе лучшего романа года.  Ежегодно студенты РГПУ становятся финалистами конкурса. Победители 2015 года – студенты 4 курса филологического факультета Петр Лысюк и Ксения Щербакова http://studbooker.rsuh.ru/.
    Последнее изменение: 27 октября 2016 г. в 13:46:06
    Автор: Гусева Дарья Николаевна
    Основные сведения | Структура | Управление | Деятельность | Инновации | Наука | Сетевое объединение ВУЗов | Образование | Как нас найти | Мероприятия 220

    Сведения об образовательной организации

    Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 13.03.2013 № 208)

    Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

     

     

     
    Это интересно
     
     
    Новости

    Архив »

    Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2017 Связь с администраторомСвязь с администратором