ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы

Все анонсы »

СМИ о нас

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураФакультетыПсихолого-педагогическийПреподавателиАлексеев А.А.

Алексеев Анатолий Андреевич


кандидат психологических наук,

Профессор кафедры психологии развития и образования, канд. психол. наук
Специалист в области психологии развития и детской психологии

 

Научные интересы - когнитивное развитие в перспективе жизненного пути личности.

Анатолий Андреевич Алексеев родился 21 сентября 1947 г. в Ленинграде. Окончил с отличием факультет психологии ЛГУ (1975), аспирантуру ЛГПИ им А. И. Герцена по специальности «Педагогическая, детская и возрастная психология» (1980). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка». Ученая степень кандидата психологических наук присуждена в 1981 г., ученое звание доцента присвоено в 1984 г., ученое звание профессора – в 1997 г.
В РГПУ работает с 1975 г.: ассистент кафедры психологии (1975–1977), аспирант кафедры психологии (1977–1980), ассистент кафедры психологии (1980-1982), доцент кафедры психологии (1982–1984), декан дефектологического факультета (1984–1986), доцент кафедры психологии (1986–1995), профессор кафедры психологии (1995–1997), профессор кафедры психологии развития и образования (1997 по настоящее время). В 1989 г. прошел стажировку в Мэрилендском университете, Колледж Парк (США). Общее количество публикаций – 49. Является переводчиком и научным редактором фундаментальных работ классиков психологии: К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Дж. Келли. Подготовил 16 кандидатов наук.
Служил в Советской Армии (1968–1970). Награжден медалью «За воинскую доблесть» (1970).

Награды:

  • Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР    (1983) за успешную работу по подготовке педагогических кадров.
  • Диплом Министерства образования Российской    Федерации за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью    Министерства образования РФ по итогам открытого конкурса 1999 года на    лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам    в вузах Российской Федерации.
  • Почетная грамота Министерства образования и науки    Российской Федерации (2006) за многолетнюю плодотворную работу по развитию    и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело    подготовки высококвалифицированных специалистов.

Основные учебные курсы

  • Психология развития и возрастная психология;
  • Детская психология;
  • Математические методы в психологии;
  • Планирование эксперимента в    психолого-педагогических исследованиях.

Список опубликованных работ

1.    Алексеев А. А. Некоторые вопросы организации многоуровневых сигналов. // Вопросы теоретической и прикладной психологии: (Тезисы докладов IV научно-психологической студенческой конференции). – Л., Изд-во ЛГУ, 1973, С. 9–10.

2.    Алексеев А. А. Об отражении уровня организации процесса мышления в параметрах ЭЭГ. // Вопросы теоретической и прикладной психологии: (Тезисы докладов V научно-психологической студенческой конференции). – Л., Изд-во ЛГУ, 1974, С. 28–29.

3.    Алексеев А. А. К психологической структуре понятия. // Вопросы теоретической и прикладной психологии: (Тезисы докладов VI научно-психологической конференции студентов и аспирантов). – Л., Изд-во ЛГУ, 1975, С. 20–21.

4.    Алексеев А. А. Методика исследования образно-символических взаимодействий в мышлении ребенка. // Психология познания в процессе обучения. XXXI Герценовские чтения: Сб. науч. тр. – Л., ЛГПИ, 1978, С. 47–50.

5.    Алексеев А. А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. // Проблемы возрастной психологии: Сб. науч. тр. – Л., ЛГПИ, 1979, С. 3–19.

6.    Степанов А. А., Регуш Л. А., Алексеев А. А., Кешов М. М. Методическая разработка по дидактическому структурированию учебного материала по курсу общей психологии в условиях применения ТСО. – Л., ЛГПИ, 1981. – (3 п. л.).

7.    Алексеев А. А., Регуш Л. А. Методические разработки к семинарским и практическим занятиям по курсу “Возрастная и педагогическая психология”. Тема II. – Л., ЛГПИ. 1982. – (4,5 п. л.).

8.    Алексеев А. А., Ронзин Д. В. Методика изучения коллектива и личности студента: Методические разработки для кураторов учебных групп. – Л., ЛГПИ, 1983. – 50 с. (3,25 п. л.).

9.    Алексеев А. А. Об особенностях перекодирования символического описания в образ в интеллектуальной деятельности детей 5–8 лет. // Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч.1. (Тезисы научн. сообщений к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР). – (Москва, 18–22 августа 1983 г.). – М.: Наука, 1983, С. 12–14.

10.  Алексеев А. А. “МЫ” и “ОНИ”: внутригрупповая дифференциация и ее влияние на межличностное восприятие в студенческой группе. // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза: (Тезисы докладов) / Научн. практ. конференция 14–15 октября 1983 г. – Новосибирск, 1983, С. 6–7.

11.  Степанов А. А., Регуш Л. А., Алексеев А. А. Сила воли: откуда она берется? // О тебе и для тебя. – Л.: Лениздат, 1984, С. 65–67.

12.  Алексеев А. А. О взаимосвязях внутригруппового “МЫ” с личностными характеристиками членов группы. // Формирование личности специалиста в вузе: (Сб. научн. тр. Чечено-Ингушск. гос. ун-та им. Л. Н. Толстого). – Грозный, 1986, С. 21–31.

13.  Алексеев А. А., Еремеев Б. А. Суждения учителей об участниках педагогического процесса. – Рукопись депонирована в ОЦНИ “Школа и педагогика” МП СССР и АПН СССР 15.06.87, № 134–87. – 28 с. – Реферат опубликован в научн. реф. сб.: Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена, дефектология, вып. 6, 1987.

14.  Алексеев А. А., Регуш Л. А., Степанов А. А. Личность в деятельности и общении. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу общей психологии. – Л., 1987. – (2,75 п. л.).

15.  Алексеев А. А., Богословский В. В., Регуш Л. А. Методы возрастной и педагогической психологии. // Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987, С. 35–73.

16.  Алексеев А. А., Михайленкова И. А., Мотылева Л. С. Методические рекомендации и учебные задания по сурдопсихологии. – Л., ЛГПИ, 1988. – (3 п. л.)

17.  Личность и сознание: (Проблемы развития): Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. А. А. Алексеев. – Л., ЛГПИ, 1989. – 154 с. (9,5 п. л.).

18.  Алексеев А. А. МЫ-концепция как компонент индивидуального сознания. // Личность и сознание: Межвуз. сб. научн. тр., Л, ЛГПИ, 1989, С. 58–75.

19.  Алексеев А. А. Депутатская деятельность глазами студентов. // Этика и социология политической деятельности (Тезисы выступлений на VIII региональном симпозиуме 3–4 сентября 1990 г.). Ч.2. – Владимир, 1990, С. 238–240.

20.  Алексеев А. А. Методы статистической обработки результатов психологических исследований. // Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990, С. 22–40.

21.  Алексеев А. А. Внимание. // Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990, С. 114–136.

22.  Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. – Л.: Знание, 1991. – 164 с. (10,25 п. л.)

23.  Дэвис М. Профессиональная этика и гуманная инженерная практика (пер. с англ. А. А. Алексеева). // Диалоги о гуманизме: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. Л. А. Громова. – СПб.: Образование, 1992, С. 117–127.

24.  Алексеев А. А., Громова Л. А. “Поймите меня правильно”, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 352 с. (18,48 п. л.).

25.  Алексеев А. А. Основы теории психологического эксперимента: Программа курса. // Программы подготовки практического психолога для системы образования. – СПб.: Образование, 1994, С. 51–53.

26.  Алексеев А. А. Математические методы в психологических исследованиях: Программа курса. // Программы подготовки практического психолога для системы образования. – СПб.: Образование, 1994, С. 53–56.

27.  Алексеев А. А. Ваш сексуальный выбор (Советы психогеометра). // ПсихологиЯ, 1994/12, С. 6–9; 1995/3, С. 18–21.

28.  Алексеев А. А., Регуш Л. А. Основы самопознания и саморазвития: Программа курса. // Многоуровневое педагогическое образование. Вып. 6. Программы психологических дисциплин. – СПб.: Образование, 1995, С. 6–12.

29.  Алексеев А. А. “Сознание – есть возможность большего сознания” (вариации на тему М. Мамардашвили). // Социально-психологические проблемы ментальности: Материалы научн. конференции. – Смоленск, 1996, С. 3–6.

30.  Эриксон Э. Г. Детство и общество. Пер. с англ. и научн. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: “Ленато”, Фонд “Университетская книга”, 1996. – 592 с.

31.  Юнг К.-Г. Сознание и бессознательное. Пер. с англ., научн. ред., вступит. статья и комментарии А. А. Алексеева. – СПб.–М.: Университетская книга, 1997. – 544 с.

32.  Алексеев А. А. Путеводитель по стране Юнга. // Юнг К.–Г. Сознание и бессознательное. – СПб.–М.: Университетская книга, 1997, С. 3–12.

33.  Алексеев А. А. Новый учебник по психологии развития. // Вопр. психологии, 1999, № 6, С. 142–143.

34.  Крайг Г. Психология развития. Пер с англ. под научн. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. – 992 с.

35.  Эриксон Э. Г. Детство и общество. Пер. с анг. и научн. ред. А. А. Алексеева. – 2-е изд. – СПб.: ИТД “Летний сад”, 2000. – 416 с.

36.  Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов / Пер. с англ. и научн. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: “Речь”, 2000. – 249 с.

37.  Дошкольник. Психология развития в литературных сюжетах: Учебное пособие / Под ред. А. А. Алексеева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 164с.

38.  Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Пер с англ и научн. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

39.  Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. Пер с англ. под научн. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.

40.  Алексеев А. А., Галяутдинова С. И., Регуш Л. А. Программа по курсу “Психология развития” // Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования. Выпуск 1: Программы. Аттестационные материалы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002, С. 28–44.

41.  Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 384 с.

42.  Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. / Пер с англ. под науч. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.

43.  Алексеев А. А., Галяутдинова С. И., Регуш Л. А. Программа по курсу “психология развития” // Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки (Федеральный компонент). Ч. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004, С. 12–23.

44.  Блэкборн Р. Психология криминального поведения. Пер с англ. под науч. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

45.  Венар Чарльз, Кериг Патриция. Психопатология развития детского и подросткового возраста (под науч. ред. А. Алексеева). – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 384 с.

46.  Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения / Под общей редакцией А. Алексеева. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2005. – 352 с.

47.  Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Под общей научной редакцией А. А. Алексеева. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 288 с.

48.  Кайл Р. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / Под науч. ред. А. Алексеева. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 640 с.

49.  Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий / Под науч. ред. А. А. Алексеева. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 512 с.

50.  Алексеев А.А. Эффективность использования разных типов тестовых заданий для промежуточного контроля знаний и предсказания результатов экзамена по курсу «Психология развития и возрастная психология» // Психология в педагогической деятельности: Традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). — СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2010, С.229-232.

51.  Алексеев А.А. Что такое развитие с точки зрения психолога (Проблемы построения учебного курса по психологии развития человека для студентов — психологов) // Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010, С.107-140.

Научное руководство

Кандидатские диссертации

1.    Щетинина Альбина Михайловна (1984). Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. (Совм. рук. с Леушиной А. М.).

2.    Нго Тхи Тхай (1990). Влияние родительских отношений на усвоение дошкольниками норм поведения со сверстниками.

3.    Махова Марина Юрьевна (1991). Возрастные особенности рефлексивных механизмов нравственного сознания школьников.

4.    Булгаков Сергей Александрович (1994). Социальный самоконтроль школьников в структуре их взаимодействия с ближайшим окружением.

5.    Соломина Лада Юрьевна (1995). Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников.

6.    Красная Елена Владимировна (1995). Взаимосвязь информационной и функциональной структуры деятельности воспитателей детского сада на разных этапах профессионализации.

7.    Долгинова Ольга Борисовна (1996). Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте.

8.    Пархоменко Ольга Геннадьевна (1998). Имплицитные теории интеллекта студентов педагогического университета.

9.    Максименкова Лариса Игорьевна (1999). Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении.

10.  Михайлова Марина Владимировна (2002). Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада.

11.  Маркова Светлана Витальевна (2002). Развитие представлений о психике у детей 3–7 лет.

12.  Омарова Марина Карахановна (2002). Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте.

13.  Азбель Анастасия Анатольевна (2005). Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников.

14.  Петрова Людмила Модестовна (2008). Возрастно-половые особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков.

15.  Рыжкова Алена Викторовна (2009). «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей.

16.  Воронина Нина Алексеевна (2010) Развитие экспрессивного и ипрессивного компонентов художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ.

Магистерские диссертации

1.    Децик Ирина Владимирована (2010) Возрастно-половые особенности восприятия рискованных ситуаций в младшем школьном возрасте (на примере дорожных ситуаций).

Последнее изменение: 12 декабря 2013 г. в 12:17:50
Автор: Тужикова Елена Сергеевна
Основные сведения | Структура | Управление | Деятельность | Инновации | Наука | Сетевое объединение ВУЗов | Образование | Как нас найти | Мероприятия 220

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 13.03.2013 № 208)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

 

 

 
Это интересно
 
 
Новости

Архив »

Техническая поддержка — «Арт Диалог», 2007 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2017 Связь с администраторомСвязь с администратором