Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В РГПУ им. А.И. Герцена оборудованы учебные помещения для студентов из числа инвалидов по слуху. В частности, установлен специализированный учебный модуль, который включает в себя специализированный радио-класс для инвалидов по слуху, программно-методический комплекс для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедйные компьютеры специальной конфигурации для мониторинга состояния слуха и слухо-речевой реабилитации студентов – инвалидов по слуху. Кроме того, имеются специализированные слухоречевые классы, оборудованные сурдотехническими средствами реабилитационно-образовательного назначения —комплектами звукоусиливающей аппаратуры с компьютерным управлением и индивидуальной настройкой силы звука и тембра.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В РГПУ им. А.И. Герцена оборудованы специализированные рабочие места для студентов –инвалидов по зрению.
Это тифлотехническое обеспечение включает в себя:— современные персональные компьютеры, оснащенные устройствами речевого доступа нарусском языке «Virgo»; при этом компьютеры объединены в локальную сеть и имеют скоростной выход в Интернет, что, в частности, позволяет незрячим студентам пользоваться электронным фондом и электронным каталогом Фундаментальной библиотеки университета;— брайлевские дисплеи «VarioPro» с длиной строки 40 знаков, позволяющие незрячему читать текст, представленный в электронном виде;— специальные принтеры «Index Pro» и «Index Everest», дающие возможность вывода любых текстов на печать рельефно-точечным шрифтом;— электронные «читающие машины» для слепых, воспроизводящие обычные печатные тексты в звуковом формате посредством синтеза речи;— стационарные электронные лупы для слабовидящих, представляющие собой мощные документ-камеры, которые не просто позволяют до 24 раз увеличить изображение, но и подобрать оптимальные показатели яркости, контрастности, инвертировать изображение или произвольно менять цвета фона и изображения. Наряду с этим, аналогичным образом оборудованы специализированные рабочие места для слепых и слабовидящих студентов в Фундаментальной библиотеке университета и ее филиалах.
Сведения о наличии библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для комфортной работы читателей с ограниченными возможностями здоровья вход в фундаментальную библиотеку оборудован пандусом.
Вход на мероприятия, проводимые в Зимнем саду, также оборудован пандусом. В обычные дни Зимний сад может использоваться читателями с ограниченными возможностями здоровья в качестве читального зала или места встреч.
С целью обеспечения образовательными ресурсами лиц с ограниченными возможностями здоровья в медиа-зале фундаментальной библиотеки оборудованы компьютерные рабочие места, оснащенные специальным техническим оборудованием и программным обеспечением.
Для пользователей с нарушениями зрения установлены программы экранного доступа VIRGO и NVDA, а также брайлевский дисплей SuperVario.
Для пользователей с ограниченными возможностями здоровья организован доступ к электронным образовательным и научным ресурсам вне территории университета, в любой точке с доступом в Интернет.
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В РГПУ им. А.И. Герцена оборудованы специализированные рабочие места для студентов – инвалидов по зрению. Это тифлотехническое обеспечение включает в себя:
— персональные компьютеры, оснащенные устройствами речевого доступа на русском языке «Virgo»; при этом компьютеры объединены в локальную сеть и имеют скоростной выход в Интернет, что, в частности, позволяет незрячим студентам пользоваться электронным фондом и электронным каталогом Фундаментальной библиотеки университета;
— брайлевские дисплеи «VarioPro» с длиной строки 40 знаков, позволяющие незрячему читать текст, представленный в электронном виде;
— специальные принтеры «Index Pro» и «Index Everest», дающие возможность вывода любых текстов на печать рельефно-точечным шрифтом;
— электронные «читающие машины» для слепых, воспроизводящие обычные печатные тексты в звуковом формате посредством синтеза речи;
— стационарные электронные лупы для слабовидящих, представляющие собой мощные документ-камеры, которые не просто позволяют до 24 раз увеличить изображение, но и подобрать оптимальные показатели яркости, контрастности, инвертировать изображение или произвольно менять цвета фона и изображения.
Наряду с этим, аналогичным образом оборудованы специализированные рабочие места для слепых и слабовидящих студентов в Фундаментальной библиотеке университета и ее филиалах.
В 2017 году в Герценовском университете открыт ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), в рамках которого функционирует центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения для студентов-инвалидов. В нем оборудованы 3 рабочих места для студентов с глубоким нарушением зрения и 2 рабочих мести для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Рабочие места незрячего обучающегося оснащены современными компьютерами с программой экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля, дисплеями Брайля, машиной, сканирующей и читающей текст, акустическими системами, портативным видеоувеличителем и брайлевскими принтерами.
Рабочие места обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудованы современными компьютерами, адаптированными клавиатурами с крупными кнопками и пластиковыми накладками, разделяющими клавиши, джойстиками с разными насадками, выносными компьютерными кнопками и акустическими системами.
Наряду с этим, центр оснащен мобильной системой перемещения (гусеничные подъемники) с возможностью беспроводного вызова помощника, благодаря которой студент с нарушениями опорно-двигательного аппарата получает доступ к любой аудитории учебного корпуса, расположенного по адресу: ул. Малая Посадская, д. 26.
Также в РГПУ им. А.И. Герцена оборудованы учебные помещения для студентов из числа инвалидов по слуху.
В частности, установлен специализированный учебный модуль, который включает в себя специализированный радиокласс для инвалидов по слуху, программно-методический комплекс для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедйные компьютеры специальной конфигурации для мониторинга состояния слуха и слухоречевой реабилитации студентов – инвалидов по слуху.
Кроме того, имеются специализированные слухоречевые классы, оборудованные сурдотехническими средствами реабилитационно-образовательного назначения — комплектами звукоусиливающей аппаратуры с компьютерным управлением и индивидуальной настройкой силы звука и тембра.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для студентов с нарушениями зрения организовано рабочее пространство, снабженное 3 персональными компьютерами с установленными программами:
- программами экранного доступа (JAWS, NVDA) и синтезаторами речи, позволяющими незрячим и слабовидящим студентам управлять компьютером и необходимыми для образовательного процесса программами, электронными ресурсами;
- программами электронных видеоувеличителей («Dolphin SuperNova Magnifier & Screen Reader»), способных увеличивать текст, менять контрастность текста и фона, озвучивать текст, транслировать читаемый текст на портативный электронный дисплей Брайля (ALVA USB 640 Comfort);
- программами для преобразования плоскопечатного текста в рельефно-точечный ("Duxbury Braille Translator (DBT)") для последующей печати рельефно-точечным шрифтом Брайля на принтерах (Romeo Attache Pro; VP Columbia) и печати тактильной графики (принтер "PIAF").
Для студентов с нарушениями зрения также доступны стационарные электронные видеоувеличители и читающие машины (ONYX® OCR, ONYX Deskset HD, TOPAZ XL HD 24), портативные электронные видеоувеличители («RUBY XL HD») и читающие машины (Clear Reader+) при помощи которых студентам в доступной форме можно ознакомиться с плоскопечатными учебно-методическими изданиями.
Для слабовидящих студентов в целях проведения волонтерских, научно-образовательных и культурно-массовых мероприятий в РГПУ оборудовано специализированное автоматизированное рабочее место, включающим в себя портативную компьютерную-подкаст студию (RØDECaster™ Pro), оснащенную 4 микрофонами (PODMIC), пантографами, набором pop-фильтров.
Специализированные рабочие места для студентов-инвалидов по зрению оборудованы и в Фундаментальной библиотеке университета. Для пользователей с нарушениями зрения установлены компьютерные программы экранного доступа (VIRGO 4, NVDA), программы увеличения экрана (ГАЛИЛЕО), а также портативный брайлевский дисплей (SuperVario).
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) оснащены 2 рабочих пространства следующими ассистивными средствами:
- рабочими столами с микролифтами, позволяющими настроить рабочий стол под комфортные параметры студента;
- приставкой айтрекинга для персонального компьютера (Tobii Dynavox PCEye Mini), позволяющей управлять компьютером и программами взглядом без использования физических манипуляторов;
- беспроводным компьютерным роллером, джойстиком, кнопками, заменяющими мышь, беспроводной клавиатурой с большими кнопками (CLEVY), позволяющими самостоятельно управлять компьютером и необходимыми приложениями.
Передвижение студентов с нарушениями ОДА по лестничным маршам университета может осуществляться посредством мобильных подъёмников с гусеничной системой захвата ступеней (Vimec).
Для студентов с нарушениями слуха в образовательном процессе в РГПУ используются:
- индукционные петли («Сонет-РСМ" РМ - 3-1», «Сонет-РСМ" РМ - 7-1» ), позволяющие проводить занятия с комфортным уровнем восприятия звука;
- звукоусиливающая аппаратура (FM-передатчик Amigo T31, FM-приёмник ARC с индукционной петлей, Front Row Guno ), позволяющая создавать множественные каналы для общения лектора и учебных подгрупп во время учебных занятий;
- комплект распознавания устной русской речи «Цезарь-Р», позволяющий переводить устную речь в текст на персональном компьютере, а также возможность улучшения качества воспроизведения аудио-форматов записей учебно-методической литературы.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для пользователей с ограниченными возможностями здоровья организован через Интернет доступ вне территории университета к электронным образовательным и научным ресурсам, включающим в себя:
- аудиоучебники на платформе электронно-библиотечной системы (ЭБС) Университетская библиотека онлайн;
- мобильное приложение ЭБС «Лань» с возможностью навигации и чтения текстов с помощью экранного диктора;
- озвученные учебные издания из проекта «Аудиоучебник»;
- озвученные учебные издания из совместного волонтерского проекта РГПУ им. А. И. Герцена и издательства «Лань» «Сделаем книгу доступной для незрячих»;
- онлайн-коллекция видеофайлов с озвученным текстом - Education in Video Series.
На сайте университета размещены материалы учебных курсов и адаптированных дисциплин для инклюзивного образования.
Размещенные учебно-методические комплексы (УМК) и адаптированные дисциплины для студентов:
- УМК "Основы социальной реабилитации и профориентации";
- УМК "Вербальные и невербальные средства коммуникации";
- УМК "Эффективные формы поведения в стрессовых ситуациях";
- УМК «Проектирование инклюзивного образовательного пространства в вузе»;
- УМК "Финансовая независимость студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья ";
- УМК "Физическая культура для студентов-инвалидов (базовая и элективная)";
- УМК "Современные проблемы науки и образования";
- Адаптационный модуль "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний";
- Методика воспитания и обучения младших школьников;
- Анатомия и возрастная физиология;
- Тренинг целеполагания;
- Социально-психологический тренинг для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- Адаптационный модуль «Социальная адаптация и коммуникации в учебной и профессиональной»;
- Адаптационная дисциплина "Основы адаптации на рынке труда";
- Эффективная коммуникация в пространстве вуза;
- Основы специальной психологии;
- Экономические основы социальной работы;
- Иностранный язык;
- Адаптационная дисциплина "Тифлотехнологии в образовании слепых студентов";
- Менеджемент;
- Современные технологии поиска и обработки информации;
- Подготовка студентов к работе в виртуальной образовательной среде на базе системного программного продукта eLearning 4G;
- Психологическая безопасность и жизнестойкость личности;
- Методологические основы психологии;
- Основы конфликтологии;
- Оздоровительная физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья (лечебная физическая культура, специальная медицинская группа);
- Практикум личностного роста;
- Адаптационный модуль «Стратегии карьерно-профессиональной навигации»;
- Адаптационная дисциплина «Саморазвитие и общение в условиях зрительной недостаточности»;
- Адаптационный модуль для студентов с инвалидностью «Технологии развития социальной активности, ответственности и мобильности»;
- Социально-правовые основы социальной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- Профессиональная этика;
- Психологическая служба в системе образования;
- Адаптированный on-line курс "Пять шагов к успешному трудоустройству ";
- Экология;
- Адаптационная дисциплина "Основы эффективного общения";
- Управление проектами;
- Корпоративное право;
- История;
- Введение в профессию;
- Русский язык и культура речи;
- Философия;
- Основы саморазвития, самообразования и самоорганизации;
- Коррекционная педагогика (дошкольная);
- Виртуальная образовательная среда;
- Социальная защита детства;
- Теория и практика экскурсионной деятельности;
- Деловой русский язык;
- Психология воспитания и обучения младшего школьника;
- Психология развития обучающихся;
- Специальная семейная педагогика;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Английский язык (базовый курс);
- Возрастная психология;
- Налоговое право;
- Тайм-менеджмент;
- Социология;
- Практический курс испанского языка для начинающих для студентов с нарушением различной этиологии;
- Теории и технологии начального математического образования;
- Учебно-исследовательская деятельность студента;
- Сравнительная педагогика.
Данные курсы доступны для студентов по ссылке: https://moodle.herzen.spb.ru/course/index.php?categoryid=5466
Размещенные учебно-методические комплексы (УМК) и адаптированные дисциплины для преподавателей:
- Адаптационна дисциплина "Основы адаптации на рынке труда";
- Адаптационный модуль «Социальная адаптация и коммуникации в учебной и профессиональной деятельности» (для ППС);
- Адаптационная дисциплина " Социально-психологический тренинг для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью";
- Адаптационный модуль "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" (для ППС);
- Аддаптационная дисциплина "Тренинг целеполагания ";
- Адаптационная дисциплина "Эффективная коммуникация в пространстве вуза";
- Адаптационная дисциплина "Тифлотехнологии в образовании слепых студентов";
- Практикум личностного роста (для студентов с ОВЗ и инвалидностью);
- Адаптационная дисциплина «Саморазвитие и общение в условиях зрительной недостаточности»;
- Адаптационный модуль для студентов с инвалидностью «Технологии развития социальной активности, ответственности и мобильности»;
- Адаптированный on-line курс "Пять шагов к успешному трудоустройству ";
- Социально-реабилитационные основы адаптации студентов-инвалидов к условиям инклюзивного обучения в вузе;
- Реабилитационно-образовательная технология "Технология индивидуализации образовательного процесса";
- Реабилитационно-образовательная технология "Технология взаимного (парного) обучения";
- Реабилитационно-образовательная технология "Тактильное портфолио";
- Производственная практика в виртуальной учебной фирме (для организации практики студентов инвалидов);
- Основы эффективного общения;
- Инклюзивное образование в вузе: организационные и методические аспекты;
- Реализация адаптированных основных профессиональных образовательных программ высшего образования (АОПОП ВО) с учетом требований «универсального дизайна»;
- Адаптационный модуль «Стратегии карьерно-профессиональной навигации».
Данные курсы доступны для преподавателей по ссылке: https://moodle.herzen.spb.ru/course/index.php?categoryid=5465
Сведения об условиях питания и охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Помещения буфетов и столовая Комбината питания, а именно:
корпус № 1
корпус № 5
корпус № 6
корпус № 11
корпус № 14
буфет по адресу пер. Каховского д. 2 и буфет по адресу ул. Казанская д. 6 не имеют опознавательных и информационных табличек, кнопок вызовов для помощи при передвижении, пандусов.
Точки питания по адресам:
В. О. 1-ая линия д. 52
пр. Стачек д. 30
Московский пр. д. 80
не оснащены соответствующим оборудованием для лиц с ограниченными возможностями.
Точка питания по адресу: ул. Малая Посадская д. 26 вход в корпус оснащен кнопкой вызова.
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Пандусом оснащены:
общежитие (пр. Новоизмайловский д.5)
Фундаментальная библиотека (наб. реки Мойки д.48, корпус 5)
Лифтом оснащены:
корпуса 1, 18 (наб. реки Мойки д.48)
Проходы во все здания позволяют осуществить доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Поручнями оснащены:
общежитие (пр. Новоизмайловский д.5)
корпус 5 (наб. реки Мойки д.48)
1 линия В.О. д.52