Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Научно-методическая лаборатория
"Музыкально-компьютерные технологии"


В 2002 году в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена была создана учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии». Основными задачами, поставленными перед лабораторией, стали:

  • разработка нового образовательного направления — музыкально-компьютерные технологии (МКТ) как новая образовательная и творческая среда в общем, профессиональном и специальном (инклюзивном) музыкальном образовании;
  • реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном,  общем и инклюзивном музыкальном образовании;
  • внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.
Положение о научно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии 
Руководитель лаборатории

Горбунова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор

Контакты

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, корпус № 1ВУЗ в Санкт‑Петербурге

Cотрудниками Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством проф. И. Б. Горбуновой создана комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая опирается на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные музыкально-компьютерные технологии и развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом.

Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Их существование является фундаментом для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и миди-инструментах и пр.), так и  программистов — разработчиков в области электронных музыкальных систем. 

Методическая система обучения музыке построена на основе использования МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме проведения занятий. Важным компонентом предлагаемой методической системы является  игра в ансамбле как совместная творческая эстетическая активность, имеющая высокий развивающий потенциал. 

Образовательные программы комплекса ориентированы на актуальные задачи современного музыкального образования и новые запросы учащихся, соответствующие динамическим изменениям на рынке труда.

Участниками авторского коллектива — сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена  была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» в пилотных регионах России, о чём свидетельствуют, в частности, открытые образовательные продукты, ЦОРы и ИУМК, находящиеся на открытом доступе в сети. Среди них:

  • инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Музыка и информатика» (1–4 классы): http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/83ca6522-d0fa-4fc3-859a-1ebd8a68abd3/ (при поддержке НФПК разработан, внедрён и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
  • учебно-методический комплекс (УМК) «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (9–11 классы) (при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» разработан, апробирован и внедрён в образовательный процесс); 
  • информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) «Музыка в цифровом пространстве» (5–9 классы) и «Звук и музыка в мультимедиа системах» (8–11 классы): http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ba7bd609-8a06-44f6-8250-0952d5777bec/118253/ (при поддержке НФПК разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
  • система инклюзивного образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Предлагаемая методическая система опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной), и на возможности музыкально-компьютерных технологий, не имеющие аналога в прошлом. Причем, отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию», но позволяет компенсировать недостающее слагаемое (в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости), что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании.  Участники нашей группы имеют многолетний опыт преподавания по разработанной нами методике в 33 школе г. Санкт-Петербурга для слабослышащих детей, в школе для слабослышащих детей «СПб Ардис», в 1-м интернате г. Санкт-Петербурга  для слабовидящих детей, в Государственном бюджетном учреждении «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов»  Невского района г. Санкт-Петербурга и др.)

Элементы системы были продемонстрированы на церемонии открытия Года Учителя в РГПУ им. А. И. Герцена: http://www.kremlin.ru/news/6681

Рассматриваемые ресурсы  находятся в открытом доступе в сети. К ним имеет неограниченный доступ любой учитель и ученик, любой ребенок и родитель. Мы считаем, что для современного учителя и учащегося крайне важна доступность и открытость разработанной методической системы.

К имеющемуся научному заделу по различным направлениям исследования в рамках заявленного проекта следует отнести кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании и компьютерному моделированию элементов музыкального творчества, которые защищены в результате проводимых исследований на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством профессора Горбуновой И.Б:

«Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса» (Черная М.Ю, 2012 г.);

«Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углублённым изучением предметов музыкального цикла» (Привалова С.Ю., 2012 г.)

«Методика обучения основам музыкального программирования» (Кибиткина Э.В., 2011 г.);

«Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта» (Камерис А., 2007 г.);

«Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологи» (Горельченко А.В., 2007) 

 «Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI» (Чибирёв С.В., 2007);

«Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании» (Заболотская И.В., 2000 г.).

Защищена докторская диссертация на тему: «Теория музыки в современной практике музицирования» (Бергер Н.А., 2012 г.).

В настоящий момент под руководством профессора И. Б.Горбуновой диссертационные исследования проводятся по следующим специальностям: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования), 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования), 05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ, 13.00.08 — теория и методика профессионального образования, 24.00.01 — теория и история культуры. Среди них:

«Методика обучения музыке учащихся с нарушением зрения с использованием музыкально-компьютерных технологий» (Воронов А.М.);

«Формирование информационной компетентности студентов музыкальных вузов на базе музыкально-компьютерных технологий» (Панкова А.А., г. Воронеж)

«Развитие информационной  компетентности педагогов-музыкантов в системе дополнительного профессионального образования» (Ортин А.В.);

«Музыкально-компьютерные технологии как явление современной музыкальной культуры» (Романенко Л.Ю.);

«Методика обучения информатике будущих музыкальных звукорежиссёров» (Родионов П.Д.);

«Методика обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий на пропедевтическом этапе в общеобразовательной школе» (Плотников К.Ю., г. Иркутск);

«Методика обучения информатике студентов-музыкантов на основе технологий создания аудиовизуальных проектов» (Лукаш Д.Н.).

Реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в сети Интернет.

1. Разработан, лицензирован и внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки  бакалавров художественного образования 050610 «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в различных регионах и различных учебных заведениях России. Для студентов факультетов музыки разработаны и проводятся занятия по следующим дисциплинам: «Компьютерная музыка», «История электронной музыки», «Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)», «Архитектоника звука», «Основы студийной звукозаписи», «Информационные технологии в музыке», «Технология музыкальных стилей», «Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка», «Оркестровка традиционная и компьютерная», «Технологии студийной звукозаписи», «Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Традиционное и электронное инструментноведение», «Музыкальный компьютер», «Основной электронный музыкальный инструмент», «Дополнительный музыкальный инструмент (электронный)», «Электронный синтезатор», «Электронный ансамбль», «Музыкально-компьютерный практикум» и др. 

Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработана и внедрена программа магистерской подготовки 050610М «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».

Для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха» и др.

2. Реализация инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется через систему дополнительного образования: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

На основе предлагаемой образовательной технологии коллективом авторов УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» были разработаны следующие программы профессиональной переподготовки: 

  • «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях»; 
  • «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях».

Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» на основе предлагаемой методической системы были созданы следующие программы повышения квалификации: 

Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ», «Информационные технологии в музыкальном образовании»,  «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная звукорежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-компьютерных технологий» и др.

Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений — «Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий». 

Для учащихся музыкальных школ разработан элективный курс для профильной школы «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».

Для учащихся общеобразовательных школ разработана программа курсового обучения «Введение в музыкальный компьютер».

Для учащихся профильной школы разработан и внедрён в образовательный процесс элективный курс «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта». Он является отражением учебного курса, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства.

Проводится курсовое обучение по следующим программам: «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере» и др.

Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в сети Интернет. Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для широкого контингента учащихся. Методическая система направлена на создание фундамента музыкального образования как для будущих профессионалов, так и для любителей музыки, через освоение музыки как метаязыка, владение которым позволяет слушать, понимать и «говорить», т. е. иметь возможность самовыражения (например, ИУМК «Музыка в пространстве цифровых технологий»: http://www.school-collection.edu.ru, «Музыка и информатика»: http://www.school-collection.edu.ru/ и др.). В настоящий момент абсолютно все созданные нами продукты являются открытыми (конфигурация образовательного программно-аппаратного комплекса, методика и технология обучения, построенная на индивидуально-групповых формах работы в специализированном музыкально-компьютерном классе, а также разработанные нашей группой методическое сопровождение, включающее музыкально-творческие примеры и саму технологию обучения).

Различные виды деятельности сотрудников УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» находят свое отражение в организации и проведении конференций, семинаров, в участии в выставках и т. д. Наиболее масштабные проекты:

  • постоянно действующий городской семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», с докладами в рамках которого выступили композиторы, а также ученые из ряда университетов России и мира (Великобритании, Польши, США);
  • ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование», проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова с 2002 г.;
  • ежегодная Международная научно-практическая конференция «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования», которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга с 2008 года;
  • аспирантский семинар.   

Значительную часть работы УМЛ составляет просветительская деятельность, в рамках которой проводятся творческие встречи, мастер-классы, презентации, концерты электронной и акустической музыки, конкурсы  и др. Сотрудники УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» принимают активное участие в работе международных, всероссийских, городских, университетских выставок научных достижений; представляет новые разработки в современном IT и в дистанционном образовательном пространстве, новые учебно-методические материалы и программно-аппаратные комплексы, электронные учебные пособия и др.; принимают участие в жюри всероссийских и международных конкурсов музыкального творчества.


Руководство

Балабанова Елена Андреевна

Заведующий лабораторией

Ясинская Ольга Леонидовна

Заведующий лабораторией

Сотрудники

Старший методист
Бажукова Елена Николаевна

Старший методист
Воронов Алексей Михайлович

Старший методист
Гончарова Мария Сергеевна

Звукорежиссёр
Зобков Владимир Сергеевич


Научные сотрудники:

Белов Геннадий Григорьевич
Камерис Андреас
Мезенцева Светлана Владимировна
Панкова Анастасия Анатольевна
Чибирёв Сергей Владимирович