21 августа это пресс-мероприятие состоялось на площадке Информационного агентства «Интерфакс-Северо-Запад». НОК – процедура независимой оценки качества условий реализации образовательной деятельности организациями по образовательным программам высшего образования, а также дополнительным профессиональным программам.
В числе приглашенных спикеров участие в пресс-конференции принял и представитель РГПУ им. А. И. Герцена - директор института дефектологического образования и реабилитации, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Александр Антропов. Приглашение герценовцев к разговору было неслучайным, поскольку университету есть что рассказать о создании комфортных условий обучения для наиболее сложной группы обучающихся – студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Работа началась еще с 2010-х годов, когда в стенах факультета коррекционной педагогики (прежнее название ИДОиР) была создана лаборатория инклюзивного образования. Накопленный опыт работы позволил РГПУ уверенно войти в число 21 российского вуза, на базе которых были созданы ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ). Так с 2017 года герценовцы стали оказывать поддержку всем вузам Санкт-Петербурга и Ленинградской области в работе с обучающими с инвалидностью и ограничениями по здоровью.
Александр Петрович рассказал журналистам, что внутри университета работу со студентами этой категории организует реабилитационно-образовательный центр «Инклюзия». На сегодня в поле внимания Центра почти 250 студентов, с каждым из которых ведется индивидуальная работа. К ней привлекаются и специалисты, и волонтеры – студенты Герценовского университета, которые выбрали инклюзивное образование сферой своей будущей профессиональной деятельности. Различные конкурсы и другие проекты специально для этой категории обучающихся университет реализует совместно с партнерами, в числе которых органы исполнительной власти, общественные организации инвалидов, включая Санкт-Петербургскую организацию Всероссийского общества слепых, и др. Особую роль в социализации ребят играет их участие в инклюзивном фан-клубе команды «Зенит». Наши студенты-инвалиды посещают игры, тренировки, встречаются с игроками знаменитой команды.
«Я очень надеюсь, что слово «инклюзия» со временем исчезнет из оборота. Мы же сейчас не задумываемся над тем, что когда-то женщины боролись за право учиться в университете, стать избирателем, за участие в работе правительства. Сейчас это само собой разумеется и совершенно естественно. Точно так же и каждый из нас - человек с ограниченными возможностями. Просто кому-то надо больше оказывать помощь, кому-то меньше. И наши студенты-инвалиды - это такие же студенты. Я уверен, что они чувствуют себя комфортно и во время обучения, и потом после окончания вуза в профессии», - завершил свое сообщение Александр Антропов.
В числе спикеров в пресс-конференции участвовали председатель Общественного совета НОК, заместитель директора ФГБНУ «Аналитический центр» Сергей Марченко, заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Петербурга Анна Степанова, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, руководитель направления независимой оценки Исследовательской компании «Лидер» Дмитрий Онегов, группа экспертов федерального оператора НОК компании «Верконт Сервис». Выступающие сошлись во мнении, что работа по созданию комфортных условий обучающихся развивается поступательно, каждый год подтверждая достижения вузов в этом направлении несмотря на сложности, которые им приходится преодолевать. Это и не всегда достаточность финансирования со стороны федерального бюджета, и сложности обустройства специальной инфраструктуры образовательных учреждений, которые осуществляют свою деятельность в исторических зданиях, как например это происходит в случае с Герценовским университетом. Встречались иногда и определенные сложности в организации свободного анкетирования, которое является основным инструментом получения информации от студентов.
Журналисты узнали, что на первом этапе (2020–2022 годы) со своими достижениями в области создания комфортных условий для обучения экспертов НОК познакомили студенты почти 870 российских вузов. В настоящее время идет второй этап работы, итоги которого эксперты представят в соответствующие государственные и общественные структуры до конца текущего года.