Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Современные технологии раннего развития детей


Актуальность комплекса мероприятий по направлению «Современные технологии раннего развития детей» обусловлена как особенностями современных детей, так и вызовами, с которыми они встретятся в будущем и к которым должны быть готовы. Сегодня резко возросла потребность в описании возможностей современных дошкольников к обучению и условиям, которые будут повышать эффективность этого обучения. Изменились и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги и родители как субъекты, которые готовят ребенка к будущему – к условиям, с которыми человечество еще не встречалось. Это предполагает поиск путей формирования у детей постоянной потребности в обучении и созидании. Потенциал Герценовского университета по данному направлению определяется уникальными ресурсами научно-образовательной среды Университета - коллекция библиотеки детской литературы XVIII-XXI века (250 000 единиц хранения), созданная в 1919 г. как Показательная библиотека по детскому чтению, единственный аналог в стране; музейные коллекции дидактических материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори (коллекция материалов М. Монтессори - единственная в России (занесена в реестр Информационно-поисковой системы «Уникальные объекты Рособразования»), одна из четырех, сохранившихся в мире; результаты масштабных исследований современного детства, осуществляемые Институтом детства Герценовского университета. Готовы к реализации 7 дополнительных профессиональных программ для педагогов учреждений дошкольного образования, включая программы по подготовке к работе с дошкольниками с ОВЗ.

Ключевые адресаты направления: педагоги дошкольных учреждений (государственных и негосударственных), административно-управленческий персонал образовательных организаций, педагоги-психологи, социальные педагоги, социальные работники, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие в дошкольных учреждениях всех типов и организациях дополнительного образования детей, методисты, родители детей дошкольного возраста.

Основные субъекты, вовлеченные в работу центра: научно-педагогические работники РГПУ им. А. И. Герцена; научные и образовательные партнеры РГПУ им. А. И. Герцена, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Уральский федеральный университет, Южный федеральный университет, Новосибирский педагогический университет, Новосибирский технический университет, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Центры детского творчества, Казанский федеральный университет, специалисты Европейского общества психологии здоровья.

Ключевые идеи:

1.         разработка и распространение новых моделей научно-методического сопровождения педагогов в условиях уникальной среды Университета, ресурсы которой планируется использовать при реализации комплексного научно-методического сопровождения педагогов (библиотека детской литературы XVIII-XXI века (250 000 единиц хранения); музейные коллекции дидактических материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори;

2.         разработка и реализация программ развития исследовательских компетенций педагогов дошкольного образования, связанных с познанием, получением и распространения нового научного знания о современном Детстве в современном культурном и информационном пространстве;

3.         cоздание условий для включения педагогов дошкольного образования в разработку, апробацию и распространение инновационных программ и методик развития, воспитания и сопровождения детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей к качественному образованию;

4.         разработка и распространение новых форматов просвещения и консультирования родителей и семей по проблемам Детства.

Результаты:

-        создана научно-практическая лаборатория комплексного исследования детства для научного обоснования методического сопровождения педагогических работников, работающих с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях разного типа;

-        создан журнал «Комплексные исследования детства» для обсуждения научных результатов и методических подходов к сопровождению детей с позиции разных наук и подходов.

-        создано пространство для размещения и использования библиотеки детской литературы XVIII-XXI веков;

-        подготовлены к использованию в процессе научно-методического сопровождения педагогических работников музейные коллекции дидактических материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори.

-        разработаны и внедрены диагностические материалы по описанию психологических возможностей дошкольников различного возраста готовности к обучению в условиях дошкольного учреждения и домашней среде.

-        разработаны и внедрены диагностические и методические материалы для психолого-педагогического сопровождения детей в рамках инклюзивного образования.

-        разработаны и внедрены программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров по направлению.

-        создана магистерская программа по подготовке специалистов в сфере дошкольного детства, способных включиться в работу по поддержке педагогов дошкольных учреждений.