ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (сольное исполнительство на фортепиано)
Кафедра музыкально-инструментальной подготовки
53.09.02 Искусство вокального исполнительства (академическое пение)
Кафедра сольного пения
54.09.03 Искусство дизайна (графический дизайн)
Кафедра декоративного искусства и дизайна
54.09.04 Искусство живописи (станковая живопись)
Кафедра живописи
Сроки приема документов: с 03 июля по 31 августа 2023г.
Период проведения вступительных испытаний: с 04 сентября по 14 сентября 2023г.
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АБИТУРИЕНТА
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО ПРОГРАММЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АССИСТЕНТУРЕ-СТАЖИРОВКЕ
(программа ассистентуры-стажировки)
по специальности
Квалификация:
Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе
При приеме на ООП 53.09.02 Искусство вокального исполнительства по виду подготовки «Академическое пение» Институт проводит следующие вступительные испытания:
• Специальность – исполнение концертной программы.
Исполняемая абитуриентом программа должна включать в себя произведения разных стилей, направлений, эпох, жанров. Общая продолжительность программы при поступлении – 30 – 45 минут.
1. Ария XVII – XVIII веков (оперная или ораториальная).
2. Ария русского композитора.
3. Ария зарубежного композитора.
4. Ария из оперы XX – XXI вв. (зарубежного или русского композитора).
5. Романс зарубежного композитора.
6. Романс русского композитора.
7. Романс композитора XX – XXI в.
8. Народная песня в обработке.
Критерии оценок
Комиссия оценивает исполнение по критериям оценки уровня мастерства концертного исполнителя:
1. Голосовые данные, виртуозное владение техникой пения, свобода звукоизвлечения;
2. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент;
3. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения;
4. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций;
5. Точность передачи авторского замысла, идеи произведения. Владение палитрой динамических нюансов и искусством фразировки, чувство целостного и понимание исполнительского плана, драматургии.
Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Дизайнер
Дисциплина «Дизайн»
Все абитуриенты, поступающие в ассистентуру на программу 54.09.04 Искусство дизайна (Графический дизайн) института художественного образования, сдают вступительный экзамен, который состоит из двух частей:
1. Портфолио (творческие работы – 5 работ по дизайну и 5 работ по рисунку)
2. Собеседование (видеоинтервью до 5 минут)
ЦЕЛЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ: Вступительный экзамен проводится с целью проверки знаний, умений и навыков абитуриента в области дизайна, а также умений кратко представить в видеоинтервью свои достижения, интересы в области графического дизайна, художественного образования и цель поступления в ассистентуру.
ФОРМА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ И ЕГО ПРОЦЕДУРА
Вступительный экзамен состоит из двух частей:
Первая часть экзамена: Портфолио – демонстрация абитуриентом уровня подготовки в области дизайна и рисунка (представляются работы по дизайну и рисунку). Необходимо представить творческие и/или учебные работы – 5 работ по дизайну (могут быть представлены различные направления дизайна, но предпочтительно в области графического дизайна) и 5 работ по рисунку (натюрморт, наброски (фигура человека, различные предметы), зарисовки (интерьер, экстерьера) любыми графическими материалами (сепия, уголь, сангина, карандаш, черная ручка, маркер, линер).
Вторая часть экзамена: Собеседование (видеоинтервью до 5 минут). Необходимо записать видеоролик самопрезентации до 5 минут, в котором абитуриент демонстрирует уровень краткого изложения своих достижений в области дизайна и цель поступления на образовательную программу ассистентуры 54.09.03 Искусство дизайна (Графический дизайн).
Требования, предъявляемые к творческим и/или учебным работам по дизайну
Абитуриент должен представить не менее 5-ти творческих и/или учебных работ по дизайну, в которых решает художественную задачу средствами графического дизайна и отвечают следующим требованиям:
1. Композиционное решение.
Дизайн-проект должен представлять авторское решение (плакат/ имиджевую продукцию/ кадры авторской анимации/ рекламный буклет и пр.), отличающееся оригинальностью замысла, структурной организацией и сомасштабностью всех элементов проекта.
2. Колористическая и тональная гармония.
Дизайн-проект должен быть выполнен в гармоничной колористической и тональной гамме, соответствующей авторской идее и назначению объекта.
3. Графическая подача.
Дизайн-проект должен быть выполнен в графическом редакторе (на выбор абитуриента), на высоком профессиональном уровне и демонстрировать навыки и умения работы в специализированных программах компьютерной графики.
4. Шрифтовая композиция
Шрифтовая композиция должна быть гармоничной, структурированной и соответствовать форме и содержанию дизайн-проекта.
Требования, предъявляемые к творческим и/или учебным работам по рисунку
Абитуриент должен представить не менее 5-ти творческих и/или учебных работ по рисунку, (натюрморт, наброски (фигура человека, различные предметы), зарисовки (интерьер, экстерьер), в которых решает художественную задачу средствами уникальной графики (рисунка). Работы должны отвечать следующим требованиям:
Рисунок в избранном формате листа должен быть скомпонован так, чтобы у зрителя не возникало желание переместить изображение в какую-либо сторону, увеличить или уменьшить его.
2. Характер пропорций и ритмическая организация.
Размеры всех частей (элементов) изображаемого объекта, композиции должны быть пропорционально соотнесены (согласованы) как между собой, так и с общей величиной (массой) в соответствии с его конструктивно-пластическими особенностями.
3. Конструктивность построения.
Изображение должно в необходимой мере выражать конструктивную основу форм, определяющую их закономерное объемно-пластическое строение.
4. Материалы и техники.
Рисунок должен быть выполнен, на высоком профессиональном уровне и демонстрировать навыки и умения работы в графических материалах (сепия, уголь, сангина, карандаш, черная ручка, маркер, линер).
Оценка дисциплины «Дизайн»
Оценка Портфолио творческих работ и Собеседования проходят при индивидуальном просмотре всех работ абитуриентов членами предметной комиссии института. Задания по дисциплине «Дизайн» оцениваются по 10-балльной шкале. Минимальный проходной балл – 3 балла. Результаты экзамена фиксируются в ведомости и подписываются членами предметной комиссии. В процессе оценивания ведется протокол.
Художник-живописец высшей квалификации
Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе
Дисциплина «Живопись и графика»
Все абитуриенты, поступающие в ассистентуру на программу 54.09.04 Искусство живописи (станковая живопись) института художественного образования, сдают вступительный экзамен, который состоит из двух частей:
1. Портфолио (творческие работы – 5 работ по живописи и 5 работ по рисунку)
ЦЕЛЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ: Вступительный экзамен проводится с целью проверки знаний, умений и навыков абитуриента в области изобразительного искусства, а также умений кратко представить в видеоинтервью свои достижения, интересы в области искусства, художественного образования и цель поступления в ассистентуру.
Первая часть экзамена: Портфолио – демонстрация абитуриентом уровня подготовки в области изобразительного искусства (представляются работы по рисунку и живописи). Необходимо представить творческие работы – 5 работ по живописи (натюрморт, портрет, пейзаж), в любых живописных техниках (акварель, гуашь, масло, темпера, акрил) и 5 работ по рисунку (натюрморт, портрет, фигура, пейзаж) любыми графическими материалами (сепия, уголь, сангина, карандаш, черная ручка).
Вторая часть экзамена: Собеседование (видеоинтервью до 5 минут). Необходимо записать видеоролик самопрезентации до 5 минут, в котором абитуриент демонстрирует уровень краткого изложения своих достижений в области искусства и цель поступления на образовательную программу ассистентуры 54.09.04 Искусство живописи (станковая живопись).
Требования, предъявляемые к творческим работам по живописи
Абитуриент должен представить не менее 5-ти творческих работ по живописи, в которых решает художественную задачу средствами живописи и отвечают следующим требованиям:
Изображение в избранном формате листа (холста) должно быть скомпоновано и построено так, чтобы у зрителя не возникало желание переместить объект/объекты или отдельные предметы в какую-либо сторону, увеличить или уменьшить его.
2. Цветовая гармония.
Живописное изображение должно отличаться цветовым единством и быть решено в соответствии с особенностями натуры и по законам цветовой гармонии.
3. Живописный строй (теплохолодность).
В работе должно быть продемонстрировано понимание абитуриентом особенностей живописного строя, основанного на выявлении отношений «теплых» и «холодных» цветов.
4. Цветовое и тональное единство.
В работе следует решить задачу изобразительного согласования контрастных и сближенных цветов способом их взаимного соподчинения, определяющего цветовое (колористическое) единство живописи в целом.
5. Световоздушная среда.
Необходимо выявить предметные (локальные) цвета, особенности освещения, характер светотени (собственные и падающие тени), а также световые и цветовых рефлексы на предметах, являющиеся результатом соответствующего влияния поверхностей соседних к ним форм.
6. Материальность и фактура.
Следует изобразить материальность предметов, вещей и особенности их фактуры (керамика, металл, стекло, дерево, ткань и др.).
Требования, предъявляемые к творческим работам по рисунку
Решая художественную задачу средствами рисунка, абитуриент должен представить не менее 5-ти работ, которые отвечают следующим требованиям:
2. Характер пропорций.
4. Линейная перспектива.
Изображение должно создаваться с учетом точки обзора и ракурса, линии горизонта и перспективно-пространственных особенностей и её структурных элементов.
5. Объёмно-пространственное решение.
Изображение должно производить впечатление объемности (трехмерности) как объектов в целом, так и их элементов — в частности.
6. Тональное решение.
В изображении необходимо показать с помощью тона основные особенности освещения объектов, полутона, тени и рефлексы в соответствии с натурой и на основе осознания и выявления принципа «большого света» и «большой тени». Показать техническое владение графическим материалом.
7. Материальность объекта.
В рисунке следует выявить специфические особенности материалов (гипса, тканей, предметов, архитектурных строений и т.д.).
Результатом работы должно стать изображение, отличающееся достаточной завершенностью и демонстрирующее сходство с натурой в соответствии с ее характерными особенностями.
Выполнение данных условий призвано способствовать возникновению у зрителя эстетического чувства красоты изображения — важнейшего критерия оценки художественных произведений, созданных по законам реалистического искусства.
Оценка дисциплины «Изобразительное искусство»
Оценка Портфолио творческих работ и Собеседования проходят при индивидуальном просмотре всех работ абитуриентов членами предметной комиссии института. Задания по дисциплине «Изобразительное искусство» оцениваются по 10-балльной шкале. Минимальный проходной балл – 3 балла. Результаты экзамена фиксируются в ведомости и подписываются членами предметной комиссии. В процессе оценивания ведется протокол.
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства
(сольное исполнительство на фортепиано)
ПРОФИЛЬНОЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
I. Исполнение сольной программы:
1. Полифоническое произведение, содержащее фугу (прелюдия и фуга, фантазия и фуга).
2. Произведение композитора венской классической школы.
3. Развернутое произведение свободной формы.
Продолжительность звучания программы – 30-40 минут.
Программа исполняется наизусть.
Исполнение оценивается по 10-балльной системе.
Критерии оценивания:
1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент.
2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
II. Коллоквиум по вопросам истории, теории и практика исполнительского искусства.
Ответы оцениваются по 10-балльной системе.
Состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.
Второй раздел связан с историей музыки: выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры: абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.
Поступающий должен:
– иметь представление об основных направлениях научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Балл
Характеристика ответа
10-9 баллов
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
8-7 баллов
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
6-5 баллов
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
4-3 баллов
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
2-1 баллов
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.
Программа вступительного испытания по специальности "Искусство хореографии"
Программа вступительного испытания по специальности "Сценическая пластика и танец"
Программа вступительного испытания по иностранному языку (РФ)
Программа вступительного испытания по иностранному языку (ИН)