Филологический факультет был основан в 1918 году как словесное отделение гуманитарного факультета. В настоящее время факультет является центром по разработке методических материалов для современных преподавателей.
Выпускники факультета успешно работают в рекламном бизнесе, СМИ, издательских домах, учебных заведениях и библиотеках, общественных и культурных организациях.
Творческая лаборатория «Медиа-Профи» организует программу мастер-классов для руководителей и участников школьных медиацентров. Программу открыл воркшоп «Текст? Текст!», который прошел 12 октября в «Точке кипения» РГПУ им. А.И. Герцена. Организаторами мастер-классов выступают кафедра образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена, редакция журнала «Magister», региональный центр Ассоциации специалистов медиаобразования. Программа приурочена к Всероссийскому конкурсу школьных проектов «Медиа-профи». Воркшоп «Текст? Текст!» провела редактор, журналист и блогер Мария Медведева. В мастер-классе приняли участие юнкоры редакций и преподаватели школ 47, 320, гимназий 24, 66, 540, лицея 329 Санкт-Петербурга. «Зачем посещать подобные мастер-классы, если в интернете и так море информации? Дело в том, что в интернете — информация, а здесь — живой опыт и практика от специалиста в своей профессии, — комментирует Мария Медведева. — Я сама пять лет училась на кафедре журналистики филфака. Однако все, что по-настоящему важно знать о написании текстов, поняла и освоила всего за полгода совместной работы с Захаром Прилепиным. Перенять живой опыт — единственный способ эффективного обучения. Поэтому с уверенностью рекомендую приходить на мастер-классы и активно в них участвовать». Тексты — это практика, и участники мастер-класса смогли почувствовать себя настоящими журналистами и редакторами.
Ребята проявили готовность к получению новых знаний и их отработке на практике. Они анализировали готовые заголовки из СМИ, дискутировали, аргументировали свое мнение, а также предлагали свои идеи заголовков.
Общую цель ребята обозначали сразу: «Дойти до точки кипения». И это у них получилось. В качестве результата участники мастер-класса получили список оригинальных заголовков для статей нового выпуска школьного медиа.
Мероприятие проходило в обстановке уважительного и тактичного отношения эксперта и школьников другу к другу. Участники старались перенять опыт других школ, создали уникальные и интересные заголовки будущих статей, которые уже хочется прочитать: например, «Лариса в стране чудес: опыт молодого учителя за годы работы в школе», «Гореть, но не выгореть». В конце воркшопа ребята получили творческое домашнее задание, которое поможет им реализоваться в медиасфере или в личных блогах.
Творческая лаборатория «Медиа-Профи» планирует проводить мастер-классы для школьных медиа каждый месяц. Темой следующего воркшопа станет современный медиаформат — подкасты.