Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Кафедра образовательных технологий в филологии

Контакты

 kot-phil@mail.ru

+7 (812) 643-77-67 (добавочный 45-24)

Адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 1-ая Линия, д. 52, аудитории 23, 24 (ст. м. «Спортивная», «Василеостровская»)

Часы работы: Пн-Пт 11:00-13:30, 14:30-16:00

Сайт кафедры
Сообщество кафедры в ВК

Руководство

Виландербек3на4.jpg

Анна Арнольдовна Виландеберк

Заведующая кафедрой

 magistr52@mail.ru

Адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 1-ая Линия, д. 52

Приёмные часы: Вт, Чт 11:00-14:00

Состав кафедры


# ФИО Должность Ученая степень
1 Антошинцева Мария Александровна доцент кандидат филологических наук
2 Бабурина Марина Анатольевна доцент кандидат филологических наук
3 Беляева Лариса Николаевна профессор доктор филологических наук
4 Бочарова Наталья Анатольевна доцент кандидат филологических наук
5 Виландеберк Анна Арнольдовна заведующая кафедрой кандидат филологических наук
6 Измайлова Елизавета Алихановна доцент кандидат педагогических наук
7 Камшилова Ольга Николаевна доцент кандидат филологических наук
8 Коновалова Людмила Ивановна профессор доктор педагогических наук
9 Михайлов Сергей Николаевич доцент кандидат педагогических наук
10 Мишатина Наталья Львовна профессор доктор педагогических наук
11 Нымм Волдемар Рихардович доцент кандидат педагогических наук
12 Шубина Наталья Леонидовна профессор доктор филологических наук
13 Ядровская Елена Робертовна профессор доктор педагогических наук

Бакалавриат:

  • УГСН 44.03.01 – Педагогическое образование

  • Профиль ОПОП: Филологическое образование

Магистратура:

  • УГСН 44.04.01 – Педагогическое образование

  • Профиль ОПОП: Филология в контексте современного образования

  • Профиль ОПОП: Коммуникативные технологии в образовании

  • УГСН 45.03.01 – Филология

  • Профиль ОПОП: Русская филология

Аспирантура:

  • УГСН: 5.9. Филология

  • Профиль ОПОП: 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика

  • УГСН: 5.8. Педагогика

  • Профиль ОПОП: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (литература)

  • УГСН: 5.8. Педагогика

  • Профиль ОПОП: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

Векторы деятельности кафедры:

  • проектирование образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей-словесников

  • разработка и апробация образовательных технологий, в том числе в сетевом формате, для уровней среднего и высшего образования

  • разработка научных направлений в области филологического образования

  • проведение экспертиз образовательных программ, учебников, учебных пособий и учебно-методического обеспечения

Направления научно-методической работы:

  • Общее образование - методика и технологии обучения русскому языку и литературе

  • Высшее образование - методики и технологии подготовки учителей-словесников

  • Филология - прикладные методы и технологии в филологическом образовании

  • Научные направления кафедры:

  • Проф. Л.Н. Беляева – «Прикладная лингвистика в науке и образовании»

  • Проф. Н.Л. Шубина – «Филологическое образование в контексте социокультурной и геополитической ситуации»

  • Проф. Н.Л. Мишатина – «Методическая лингвоконцептология как новое междисциплинарное направление в области научно-методического знания»

  • Проф. Е.Р. Ядровская – «Развитие интерпретационной деятельности читателя»

Основные задачи:

  • Проведение серии научно-методологических семинаров

  • Актуализация программ дисциплин  и практик  (бакалавриат, магистратура).

  • Разработка методических рекомендаций для студентов и преподавателей.

  • Проектирование нового содержательного контента, в том числе с использованием цифровых образовательных технологий.

  • Проектирование принципиально новых дисциплин для образовательных программ бакалавриата и магистратуры

Программа международного сотрудничества между филологическим факультетом Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Республика Беларусь) и филологическим факультетом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена предполагает проведение комплекса исследований и мероприятий в научной и организационной сферах.

В сфере научного сотрудничества в области филологических наук проводятся научные исследования, в т.ч. путём подготовки совместных проектов по следующим направлениям:

  • межкультурная коммуникация;
  • прикладная лингвистика;
  • языки для специальных целей и профессиональная коммуникация.\;
  • разработка технологий лингвистической поддержки профессиональной коммуникации.

В сфере академического сотрудничества проводятся

  • обмен специалистами из числа профессорско-преподавательского состава для чтения лекций студентам ГрГУ, в т.ч. в рамках программы «Приглашенный профессор»;
  • стажировки сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава ГрГУ в РГПУ им. А. И. Герцена (не менее 1 чел. в год);
  • стажировки сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена в ГрГУ;
  • разработка учебных курсов и программ, в частности в рамках сетевых магистерских программ;
  • обмен учебно-методической документацией.

В сфере организации и проведения совместных мероприятий проводятся международные конференции и семинары:

  • международный семинар «Пиотровские чтения» на базе РГПУ им. А. И. Герцена;
  • международная научная конференция ««Язык. Коммуникация. Культура» на базе ГрГУ;
  • международный научно-практический семинар «Роль кафедр ЮНЕСКО в разработке межгосударственных программ подготовки кадров высшей квалификации» на базе РГПУ им. А. И. Герцена;
  • совместные виртуальные секции на студенческих конференциях в рамках «Недели науки» (ГрГУ) / «Недели СНО» (РГПУ), посвященных проблемам образования и науки.

Совместная проектная деятельность предполагает

  • разработку проекта сетевой магистерской программы «Инновационные технологии развития лингвопрофессиональной коммуникации в едином образовательном пространстве»;
  • разработку модели подготовки специалиста в области лингвопрофессиональной коммуникации (преподавателя, специалиста в любой профессиональной сфере);
  • исследование структуры, педагогического сопровождения и сферы применения лингвопрофессиональной коммуникации.

Международное сотрудничество осуществляется в рамках этой программы с 2015 года.

Основными результатами сотрудничества являются

  • совершенствование методик обучения; повышение качества образования;
  • укрепление имиджа университетов в международной научной среде;
  • повышение публикационной активности сотрудников и научного уровня публикаций;
  • повышение результативности научной и инновационной деятельности молодежи.

 

Финансирование работ осуществляется на паритетной основе в соответствии с существующими юридическими и финансовыми возможностями университетов.

Положение о кафедре

Кафедра образовательных технологий в филологии была создана в 2007 г. на базе кафедры методики преподавания русского языка и литературы и ориентирована на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

1950-1973

Заведующий кафедрой - Александр Максимович Докусов.

Намечаются черты самостоятельного научного направления в методике «ленинградская школа»: интерес к наиболее сложным и актуальным вопросам школьного преподавания литературы; внимание к личности ученика и эстетической природе искусства; соединение современных литературоведческих концепций с новыми разнообразными формами анализа; переход к диалогу между учителем и учеником; начало работы с учебным телевидением; проведение первого всесоюзного семинара методистов на кафедре преподавания литературы в нашем университете и др.

1973-1979

Заведующий кафедрой - Зинаида Яковлевна Рез,

Под руководством З. Я. Рез кафедра стала ведущей в стране, сложился сплоченный коллектив талантливых учёных (Т. В. Чирковская, Н. А. Станчек, В. Г. Маранцман и др.). Это был период «методической оттепели»: уважение к ученику, его эмоциональным реакциям и оценкам, стремление на каждом этапе общения в классе создавать у учащихся установку на внутреннее видение художественного текста, на свободу ассоциативных связей и выводов. Центральной исследовательской проблемой становится: ученик, восприятие им произведения, приемы и способы вовлечения его в активную деятельность . Кафедра вела телепередачу «Час учителя». Зинаида Яковлевна Рез активно поддерживала развитие учебного телевидения. Популярность кафедры возросла неимоверно, герценовские чтения стали напоминать по размаху всесоюзные конференции. Создан факультет повышения квалификации для методистов страны. Кафедра получила право на создание и издание программы и учебника для вузов по методике преподавания литературы. Это свидетельствовало о всесоюзном признании кафедры.

1979-1989

Заведующий кафедрой - Иван Федорович Гончаров

В этот период приходят специалисты из смежных с методикой областей: педагогики (И.Ф. Гончаров), психологии (Е.А. Корсунский), литературоведения (Г.Н.Ионин) и учительница Н.А.Колкова (Лоскутова). В это десятилетие начинается работа по созданию новых программ по литературе. Выходят внутриинститутские издания прикладного характера: учебные пособия к спецкурсам (Г. Н. Ионин, Е.А. Корсунский), рекомендации стажерам-выпускникам и др. В 1989 году принимается решение объединить кафедры методики преподавания литературы и методики преподавания языка.

1989-2007

Заведующий кафедрой - Владимир Георгиевич Маранцман, выдающийся ученый-методист и литературовед, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО.

В.Г. Маранцман почти 45 лет отдал работе на филологическом факультете, из них 17 лет был заведующим кафедры методики преподавания русского языка и литературы (1989 – 2007). Им создана научно-педагогическая школа «Педагогика», основным направлением исследований которой является литературное развитие школьников и искусство интерпретации. Ученому, переводчику «Божественной комедии» Данте и сонетов Петрарки, поэту, человеку эпохи Возрождения, и его ученикам принадлежит несомненный приоритет в разработке проблемы претворения в литературе разных видов искусства. Опыт научной школы В.Г. Маранцмана представлен и защищён в 12 докторских и 43 кандидатских диссертациях.

2007-2021

Заведующий кафедрой – Наталья Леонидовна Шубина.

В 2007 г. на базе кафедры методики преподавания русского языка и литературы была открыта кафедра образовательных технологий в филологии. Появление новой кафедры было обусловлено новыми задачами, которые определялись  стратегическим направлением развития филологического образования в начале 21 века на всех уровнях образовательной системы. Кафедра  включилась в реализацию таких программ, как: Программа реформирования образования в соответствии с задачами Болонского процесса до 2010 г.; Инновационная образовательная программа «Гуманитарные технологии в социальной сфере» на 2007-2008 гг.; Программа модернизации высшего профессионального педагогического образования. Одним из главных результатов деятельности кафедры явилось включение в спектр научных задач новых теоретических и прикладных объектов исследования. В программу НИР был включен такой объект лингвистического исследования, как научная коммуникация, поскольку возникла необходимость выявления типологических признаков современного научного речевого стандарта в письменной, устной и электронной сферах коммуникации. В качестве приоритетных задач были выдвинуты следующие: разработка интегрированных программ обучения как возможность создания опережающего обучения; участие в совместных научных проектах (в т.ч. международных) как основа для разработки новых предметных областей знаний; разработка программ курсового обучения (дополнительное образование) как основа для внедрения дистанционных технологий.

2021 – наст. вр.

Заведующий кафедрой – Анна Арнольдовна Виландеберк