Ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов в интервью «Радио России» рассказал о развитии искусственного интеллекта, его влиянии на систему образования и роли в подготовке педагогических кадров.
О роли искусственного интеллекта в образовании
У искусственного интеллекта есть три ключевых преимущества в образовательном процессе. В первую очередь, это возможность экономии времени для преподавателя. Искусственный интеллект помогает автоматизировать рутинные задачи, такие как проверка домашних заданий, агрегация какой-либо информации. Во-вторых, это персонализация обучения. ИИ позволяет разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализируя успеваемость каждого студента и выявлять его трудности в освоении материала. В-третьих, ИИ обеспечивает круглосуточную поддержку студентов, оперативно отвечая на вопросы и помогая с техническими аспектами выполнения заданий. Но это не значит, что ИИ должен будет выполнять домашние задания за ученика.
О рисках и мифах, связанных с ИИ
Во-первых, это миф о полной замене преподавателя искусственным интеллектом. Уверен, этого не произойдет, поскольку учитель — это не просто транслятор знаний, а носитель моральных ценностей, эмоционального опыта и интуиции. Его роль изменится: он станет наставником, помогающим ученикам ориентироваться в цифровом мире.
Вторая группа рисков носит технологический характер. Речь идет о проблеме генерации контента (научных работ, рефератов, домашних заданий) и угрозе размывания границы между реальностью и виртуальным пространством. Хотя уже существуют системы распознавания ИИ-текстов, необходимо развивать технологии для нейтрализации этих рисков. Кроме того, критически важно законодательное регулирование — пока эта сфера недостаточно проработана, и наша лаборатория станет площадкой для таких обсуждений.
Об адаптации учителей и требованиях к квалификации педагогов
Развитие ИИ-технологий неизбежно преобразует функции учителя: вместо универсального преподавателя он станет наставником, обеспечивающим индивидуальную поддержку обучающихся с помощью умных цифровых решений. Педагогам теперь придется по-новому проверять работы и разбираться в образовательных данных — ведь студенты вовсю используют ИИ. Главное — объяснить ученикам: нейросети это помощники, а не замена мозгу. Можно использовать их для подсказок, но мыслить, анализировать и понимать материал нужно самому. Нужно будет помогать ученикам интерпретировать информацию, полученную от ИИ и применять ее на практике. Учитель будущего — это не только транслятор знаний, но и наставник в мире новой цифровой реальности.
О цифровой трансформации и развитии IT-направлений в РГПУ
Мы достигли достаточно высокого уровня цифровизации, объединив 22 подсистемы в единую управляющую платформу. Для удобства студентов и преподавателей университета работают такие сервисы, как электронный атлас с базой образовательных программ, цифровой справочник с расписанием и актуальной информацией, личные кабинеты с доступом к ресурсам университета, включая электронные библиотеки и лицензионное ПО. Эти решения делают обучение более гибким и доступным, обеспечивая координацию процессов и эффективное управление данными, связанными с выполнением задач университета.
Герценовский университет активно развивает IT-направления: с 2023 года у нас успешно реализуется программа «Технологии разработки ПО и обработки больших данных», которая полностью соответствует международным стандартам подготовки IT-специалистов и имеет прикладную направленность. В 2024 году мы добавили две новые образовательные программы: «Интеллектуальные информационные системы» и «Информатика и ИИ в образовании».
Уверен, что наши современные программы обучения совместно с будущим проектом лаборатории «Искусственный интеллект в образовании» будут задавать темп развития и более широкого использования цифровых технологий в педагогической практике, формируя новую образовательную экосистему, где инновации гармонично сочетаются с традиционными ценностями преподавания.
О создании научно-практической лаборатории «Искусственный интеллект в образовании»
Создание лаборатории искусственного интеллектуального образования в РГПУ им. А. И. Герцена — одна из составных частей реализации концепции цифровизации, которая разработана в нашем университете.
Проект предполагает создание междисциплинарной лаборатории, сочетающей научно-аналитическую работу (изучение возможностей, рисков и этики ИИ в образовании) и практическую разработку технологий для всех уровней образования. Уникальность проекта — в составе команды: помимо IT-специалистов, в нее войдут психологи, культурологи, философы и социологи для комплексного анализа влияния ИИ. Набор сотрудников пройдет через открытый конкурс, что позволит привлечь как опытных исследователей, так и перспективных студентов, разделяющих цели проекта.
О том, как классика советского кинематографа предсказала будущее
Советский фильм «Приключения Электроника» пророчески показал главный вызов цифровой эпохи. Когда учитель поставил «четверку» идеальному, но бездушному рисунку робота-двойника, он продемонстрировал высокую квалификацию: а именно его способность отличать настоящее творчество от искусственной имитации. В условиях активного внедрения ИИ-технологий перед педагогами встают новые профессиональные задачи. Современный учитель должен не только научиться выявлять работы, созданные ИИ, но при этом сохранить живую, эмоциональную составляющую обучения. Его миссия — помочь ученикам развить именно человеческие качества: творческое мышление, способность к сотрудничеству, эмоциональный интеллект. В этом — наше непреходящее преимущество перед любыми технологиями.