Ректор РГПУ им. А. И. Герцена выступил с докладом на одной из панельных дискуссий итогового дня Петербургского международного образовательного форума. Основной темой обсуждения стали «Уроки прошлого для устойчивого будущего: роль педагогов в формировании исторического сознания». Сергей Тарасов рассказал об учебных и воспитательных практиках и стратегических издательских проектах вуза.
B Герценовском университете программа модуля «Великая Отечественная война: без срока давности» второй учебный год является неотъемлемой частью всего учебного процесса на первом уровне высшего образования. Его содержание предусматривает проведение кураторских часов, тематика которых связана с историей Великой Отечественной войны. Она ориентирована и на региональный компонент — Ленинградскую битву. Кроме того, модуль дополняют научно-образовательные мероприятия, включающие студенческие конференции, на которых обучающиеся выступают с докладами по тематике, определенной рабочей программой. Студенты также участвуют в акциях, посвященных истории блокады Ленинграда. Например, все студенты первого года обучения в рамках курса «История Россия» принимают участие в ежегодной просветительской акции «Вопреки».
«Студенты Герценовского университета непосредственно участвовали и участвуют в работе над проектом «Хроники непокоренного города», который реализуется при поддержке Министерства просвещения России. В его рамках школьники Северо-Западного региона приняли участие в профильной исторической смене, прошедшей на базе нашего университета. Учащиеся в течение недели слушали лекции по истории войны и блокады, посещали экскурсии и музейные экспозиции и выполнили исследовательские работы по заданной теме. Их результаты были оформлены в виде выставки, ее посетили на данный момент более двух тысяч студентов, школьников, гостей университета», — отметил Сергей Тарасов.
В университете также идет активная подготовка учебной литературы для вузов и школы. В прошлом году издан учебник по философии для педагогических вузов. Завершена работа над учебником по психологии. Авторский коллектив РГПУ при поддержке Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства включен в работу над учебниками для нового курса по «Семьеведению».
Особое внимание уделяется научно-исследовательским проектам. Так, вышло второе издание коллективного труда «Блокадная педагогика», в основу которого положены не опубликованные до этого источники, хранящиеся в архивах различных учреждений нашего города и в частных собраниях. Еще одно издание Герценовского университета — «Учителя и дети блокадного города». Это учебно-методическое пособие, в котором на основе исторических и мемуарных материалов раскрыты темы жизни блокадного города и организованной в нем системы образования. Опубликован и новый сборник нот «Молитва Победы», изданный с благословения Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. В него вошли уникальные музыкальные произведения, исполнявшиеся в блокадном Ленинграде композиторами — руководителями церковных хоров.
«Сохранение исторической памяти является одной из ключевых задач для педагогических вузов, ведь именно через осознание нашего прошлого мы формируем будущее образовательной системы. РГПУ им. А. И. Герцена активно работает над тем, чтобы передавать молодому поколению знания о наших культурных и исторических достижениях, что способствует не только воспитанию гражданской ответственности, но и укреплению связей между поколениями. Уверен, что мировоззренческий аспект должен составлять основу образовательного процесса. Такой подход поможет будущим педагогам стать не только компетентными специалистами, но и носителями ценностей, важнейших для развития российского общества», — подчеркнул ректор.
В панельной дискуссии также приняли участие президент Российской академии образования Ольга Васильева, и.о. ректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Андрей Богданцев, проректор Санкт-Петербургского государственного университета Александр Бабич, директор Президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич. Модератором выступила руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева.