Декан факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена Дмитрий Субетто выступил докладом на пленуме Федерального учебно-методического объединения «Науки о Земле», который проводился в Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского. Темой доклада, совместно подготовленного с заместителем декана по учебной работе Ольгой Шелухиной, стало «Развитие географического образования Герценовского университета в рамках новой модели: формирование фундаментальной части единого ядра УГСН Науки о Земле».
По словам экспертов, в рамках перехода к пятилетнему высшему образованию по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) Науки о Земле необходимо разработать четкие требования к фундаментальной части единого двухлетнего ядра, обеспечивающего формирование универсальных, базовых и общепрофессиональных компетенций. Это ядро должно представлять собой комплекс модулей/дисциплин, результаты обучения по которым позволят студентам успешно осваивать выбранную специализацию и адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда.
Система образования должна отвечать задаче развития высококвалифицированных специалистов, готовых решать комплексные научные проблемы и прикладные задачи в области наук о Земле. Для этого необходима интеграция фундаментальных научных исследований и практической подготовки в образовательный процесс. Ключевым моментом в подготовке географов являются полевые практики. Они должны занимать значительную часть учебного плана и обеспечивать приобретение практических навыков работы в полевых условиях, сбора и обработки географической информации.
Эксперты и участники пленума также отметили необходимость развивать сотрудничество с предприятиями всех отраслей экономики для организации стажировок и участия студентов в реальных проектах. Такой подход формирует у студентов не только теоретические знания, но и критически важные компетенции для решения реальных задач. Работа с географической информацией «в поле» позволяет понять процессы и явления в их естественной среде, увидеть взаимосвязи и динамику, которые трудно уловить при кабинетном изучении.
Кроме того, необходимо внедрять современные технологии в процесс обучения, такие как ГИС, дистанционное зондирование, беспилотные летательные аппараты. Это позволит студентам освоить передовые методы сбора и анализа данных, повысит их конкурентоспособность на рынке труда и подготовит к решению сложных задач в сфере географии и смежных областях.
Текст и фото: факультет географии РГПУ им. А. И. Герцена