Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

АНАНЬЕВ Борис Герасимович
(01(14).08.1907, Владикавказ — 18.05.1972, Ленинград)

Специалист в области психологии, известный ученый. Доктор педагогических наук (1940), профессор (1940), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).

Окончил общественно-историческое отделение Горского педагогического института (1927); аспирантуру Ленинградского института мозга им. В. М. Бехтерева по специальности «Психология» (1930). В этом институте заведовал лабораторией воспитания, затем отделом психологии. Преподавательский путь Б. Г. Ананьева был большим: с 1930 г. работал в ЛГПИ им. М. Н. Покровского и Коммунистическом педагогическом институте им. Н. К. Крупской; с 1938 г. — в ЛГПИ им. А. И. Герцена, Ленинградском институте усовершенствования учителей, Ленинградском театральном институте, Ленинградском государственном университете, в историю которого он вошел как создатель концепции нынешнего факультета психологии. В 1968–1972 гг. Б. Г. Ананьев — декан факультета психологии ЛГУ.

В 1950-е гг. Б. Г. Ананьев активно занимался проблемами педагогики, возглавив Институт педагогики АПН РСФСР. Здесь были развернуты коллективные исследования средней школы как педагогической системы, изучались закономерности формирования личности. По-новому ставилась цель обучения и воспитания — развитие детей, образование целостной структуры личности и ее сознания. Опыт тех психолого-педагогических исследований послужил базой для возрождения на новом уровне научного человекознания проекта педагогической антропологии К. Д. Ушинского, для которого характерна направленность на целостное развитие воспитуемых, опора на объективные внутренние его закономерности.

Большое внимание Б. Г. Ананьев уделял антропологической теории, развивая ее в своей научной школе. Эпизодические, пусть даже яркие, воспитательные мероприятия, по его мнению, не приносят больших плодов в воспитании. Нужна повседневная работа, налаживание содержательной и продуктивной жизни воспитанников, чтобы ни один день, проведенный в стенах университета, не проходил впустую. Б. Г. Ананьев умел насыщать жизнь руководимого им коллектива событиями. Причем студенты были в них непременными и желанными участниками. Студентов приглашали на заседания ученого совета, кафедры, диссертационного совета и научного теоретического семинара. Еще в 1940-е гг. была заложена традиция факультета психологии ЛГУ (СПбГУ), которая состояла в расширении научного горизонта ленинградских психологов, включая студентов и аспирантов, путем общения с представителями иных научных школ, крупнейшими учеными из научных центров страны. Б. Г. Ананьев хотел, чтобы студенты не замыкались в рамках избранной теории, а могли вступать в диалог и сотрудничать с представителями разных научных школ.

Ссылки:

1.    Логинова Н. А. Б. Г.Ананьев как педагог высшей школы (к столетию со дня рождения).— URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1703528131&tld=ru&lang=ru&name=Vestnik_SPbGU-2008-Loginova.pdf

2.    Профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. / [Сост.: Е. М. Колосова и др.].— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

3.    Хлебникова И. Б. Педагогические идеи в творческом наследии Б. Г. Ананьева: дис. ... канд. пед. наук.— Л., 1987.