Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович
(16(29).11.1904, дер. Перещепина Полтавской губ. — 04.10.1984, Москва)

Специалист в области детской и педагогической психологии. Доктор педагогических наук (1962), профессор (1965), член-корреспондент АПН СССР (1968). Окончил психоневрологическое отделение ЛГПИ (1927). Работал в ЛГПИ на педологическом отделении (1928–1936), в Коммунистическом педагогическом институте им. Н. К. Крупской (1938–1941).

Участник Великой Отечественной войны. После окончания войны получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса военной психологии.

Ученик Л. С. Выготского, разрабатывал широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Д. Б. Эльконину принадлежит теория периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. В своих работах, посвященных психологии игры и проблемам ее периодизации, он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности: сюжет (во что играют); содержание (как играют); роль; воображаемая ситуация; правила; игровые действия и операции; игровые отношения.

Его работы являются одним из краеугольных камней теории деятельности. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным и др.

Основным вкладом Д. Б. Эльконина в педагогику стала разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение». Он опирался на идею о культурно-историческом развитии человека. Д. Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребенок с первой минуты рождения является общественным существом. Для него было неприемлемым положение «ребенок и общество», он считал правильным положение «ребенок в обществе». По его мнению, ребенок является активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребенок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.

Рассматривая проблему соотношения обучения и развития ребенка, Д. Б. Эльконин писал: «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта и деятельность самого ребенка». В эмпирической части изучения данной проблемы ученый опирался на идеи Л. С. Выготского о том, что обучение предшествует развитию, а также положение «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности. Д. Б. Эльконин полагал, что его понимание развития ребенка позволит преодолеть ту натуралистическую постановку вопроса детской психологии, которая так долго бытовала в данном вопросе.

В процессе изучения развития ребенка Д. Б. Эльконин сформулировал следующие принципы: условия (развития) — рост и созревание организма; источники — среда, идеальные формы, то есть чем развитие должно завершиться; форма — усвоение; движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторон действия.

Большое значение имела разработанная Д. Б. Элькониным периодизация, в которой он выделил две стороны деятельности — познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, в зависимости от возрастного периода.

Основные труды:

1.    Избранные психологические труды / АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989.

2.    Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / АПН СССР. Ин-т психологии. — М., 1958.

3.    Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет / АПН СССР. Ин-т психологии. — М.: Учпедгиз, 1960.

4.    Психология игры / АПН СССР. — М.: Педагогика, 1978.

Рекомендуемое чтение:

1.    Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина. Архивная копия от 3 июня 2012 на Wayback Machine // Вопросы психологии. 1988. № 3.

2.    Эльконин, Даниил Борисович // Шервуд — Яя [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 362. — (Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004–2017, т. 35).

Ссылки:

1.    Профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. / [Сост.: Е. М. Колосова и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

2.    URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.12.2023).