Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Ганелин Шолом Израилевич
(01.12.1894, Полоцк Витебской губ. —
2012.1974, Ленинград)

Специалист в области истории и теории педагогики. Доктор педагогических наук (1943), профессор (1938), член-корреспондент АПН РСФСР (1947).

Окончил частную гимназию в Вильнюсе (1914), обучался в Петроградском университете (1915–1918). Работал учителем, заведующим школой, председателем показательного рабочего клуба в Полоцке (1918–1920). Был направлен на учебу в Петроград в Педагогическую академию (1920). По окончании академии проходил в ней специализацию (1921–1924), параллельно обучал курсантов в Красноармейском инструкторском институте им. Н. Г. Толмачева и работал лаборантом в ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1924 г. начал преподавать в Герценовском институте в должности ассистента (1924–1929), затем доцента (1929–1938) и профессора (1938–1972). Докторская диссертация, защищенная Ш. И. Ганелиным в 1943 г. в Москве, посвящена истории русской гимназии второй половины XIX в.

С первого года работы в ЛГПИ Ш. И. Ганелин ведет научные исследования проблем, связанных с закономерностями процесса обучения, в частности проблемы принципов обучения. Выходит ряд его статей по этой тематике, наиболее значимая — «Классно-урочная форма организации занятий и основные особенности» (1935). Итогом этой работы стали главы, написанные Ш. И. Ганелиным для учебника «Педагогика» (1940). Много внимания уделяет истории педагогики и образования. В 30–40-е гг. издаются его работы о педагогических взглядах Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского. В 1940 г. опубликован учебник по истории педагогики для педучилищ, созданный в соавторстве с Е. Я. Голантом.

В годы войны Ш. И. Ганелин был заместителем директора Бийского учительского института, а с 1943 г. недолго работал в Московском институте дефектологии. Еще до окончания войны он возвращается в Ленинград, где с 1945 г. заведует отделением педагогики в созданном филиале АПН РСФСР и преподает в ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1948 г. он возглавит в Институте Герцена кафедру педагогики и будет плодотворно работать здесь до начала 70-х гг., создаст собственную научную школу, подготовит 40 кандидатов наук.

Ш. И. Ганелиным опубликовано более 130 научных трудов. За свою работу он награжден орденом Ленина и медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.».

Основные труды:

1.    Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Учпедгиз, 1954.

2.    Процесс обучения и его принципы: Лекции. — Л., 1957.

3.    Дидактический принцип сознательности. — М., 1961.

Ссылки:

1.    Шкорина Н. Л., Кириллова Г. Д. Педагогическое наследие Шолома Израилевича Ганелина и его дидактическая система / под общ. ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева . — СПб.: Ид-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

2.    Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

3.    Профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. / [Сост.: Е. М. Колосова и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.