Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

ИВАНОВ Игорь Петрович
(05.11.1923, Батуми — 09.08.1992, Санкт-Петербург)

Педагог. Доктор педагогических наук (1971), профессор (1976), академик АПН СССР (1989). Лауреат премии им. А. С. Макаренко.

В 1941 г. окончил 1-ю опытную школу Ленинграда, в эвакуации работал на военных заводах Уфы и Горького. В 1949 г. с отличием окончил философский факультет ЛГУ. Ученик Б. Г. Ананьева. Учился в аспирантуре при АПН РСФСР. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе». С 1961 г. работал в ЛГПИ им. А. И. Герцена на кафедре педагогики начальной школы в должности старшего преподавателя, доцента, декана педфака, профессора кафедры. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию «Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников».

Инициатор и создатель социально-педагогического движения. В 1956 г. создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН); в 1959 г. — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников; в 1963 г. — Коммуну им. А. С. Макаренко (КИМ) — объединение студентов и преподавателей, увлеченных идеями великого педагога. В 70-е гг. возглавил Макаренковскую секцию ленинградского педагогического общества, выпускал рукописный журнал «Родник».

Академик И. П. Иванов считается изобретателем методики КТД (коллективных творческих дел), создателем «педагогики сотрудничества». В чем же специфика этого средства воспитания и одновременно образа жизни коллектива? Уже первоначальный период приобщения к коллективной творческой деятельности постепенно обнажает педагогическую позицию, и дети либо вступают во взаимодействие, либо избегают его. Ребят привлекает возможность участвовать в чем-то необычном, но одновременно посильном, конкретном, реально значимом. Деятельность, в которую они вовлекаются, связана с жизненно важной или интересной задачей. В деле всегда есть конкретный опыт, возможность научиться чему-либо, проявить свои способности. Здесь переплетаются игра, романтика, фантазия и реальность конкретного преобразования окружающей жизни.

Это именно дело, так как имеет предметный осязаемый результат — подарок далеким друзьям, фабрику сувениров, детскую площадку, рукописный журнал и т. д. В деле каждый реализует себя, находит или пытается найти место, максимально раскрывающее его способности. Дело от мероприятия отделяет забота. В деле есть нравственный мотив улучшения, совершенствования, созидания; есть внутреннее напряжение интеллектуальных и духовных сил, все участники дела стремятся достичь результата с максимальным успехом, а значит, есть основа для социального творчества.

Творчество как способность фантазировать, создавать новые способы достижения результата, как умение выстраивать социальную перспективу, как способ одухотворенной жизнедеятельности — есть важнейший элемент КТД. Педагоги, владеющие этой методикой, так подбирают и дела, чтобы разбудить творческий потенциал человека.

Ученики и последователи И. П. Иванова чтут его память и развивают его идеи. В октябре 2023 г. в РГПУ им. А. И. Герцена проходила Всероссийская конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И. П. Иванова, изданы его труды и воспоминания о нем. Материалы о жизни и деятельности И. П. Иванова можно найти на сайте Института педагогики Герценовского университета.

Ссылки:

1.    Педагогика Игоря Иванова / газета «Первое сентября». 2000. № 52. — URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005203

2.    Профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. / [Сост.: Е. М. Колосова и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.