Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич
(18.01.1918, с. Новоспасское Тульской обл. — 13.07.2001, Москва)

Специалист в области методики преподавания естествознания, один из основателей методики обучения анатомии, физиологии и гигиене в школе. Доктор педагогических наук (1965), профессор (1967), действительный член АПН СССР (1968–2001), вице-президент АПН СССР (1981–1989), академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик АПН СССР (1968–1980), и. о. президента АПН СССР (1987–1988), президент АПН СССР (1989–1992). Проректор ЛГПИ им. А. И. Герцена (1966–1968).

В 1932 г. поступил в учительский институт г. Барнаула на факультет химии и биологии. Окончив институт, некоторое время работал учителем биологии и химии в школе. В 1938 г. поступил на факультет естествознания Томского педагогического института. В 1940 г. окончил его экстерном с красным дипломом и продолжил работу учителем в школе. В 1941 г. добровольцем пошел в армию. Великую Отечественную войну закончил в Австрии, в 1946 г. демобилизовался офицером запаса и поселился в Ленинграде. Работал в 213-й школе в должности завуча и учителя биологии (1948–1956).

В 1949 г. поступил в аспирантуру на кафедру методики преподавания естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Изучение поведения животных в курсе зоологии» (1954) и начал работу научным сотрудником НИИ вечерних и сменных школ АПН СССР. Научные исследования были посвящены изучению и обоснованию системы обучения с точки зрения философии, физиологии, психологии и педагогики. После реорганизации НИИ перешел работать в ЛГПИ им. А. И. Герцена, на кафедру методики преподавания естествознания. Работал старшим преподавателем, доцентом (1961), после защиты докторской диссертации (1965) — профессором. В Герценовском институте читал полный курс лекций по методике обучения биологии на факультете географии. На биофаке был ответственным за проведение полевой практики в Вырице, где вместе со студентами обрабатывал почву и высаживал растения на учебно-опытном участке.

В 1965 г. от Минобразования СССР И. Д. Зверев был направлен в качестве эксперта ЮНЕСКО в Париж, здесь он принял участие в создании программы педагогической экспертизы естественно-научного образования в школах разных стран. Ему было поручено возглавить группу экспертов для проверки по этой программе школ Индии. C марта по ноябрь 1966 г., находясь в Индии (в г. Дели), он проводил консультации для учителей и преподавателей университетов, посетил более 30 городских и сельских школ, а в 10 делийских школах по проекту ЮНЕСКО руководил педагогическим экспериментом по усовершенствованию естественно-научного образования.

И. Д. Звереву принадлежит более 250 научных трудов, среди них:

1.    Основные системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе / ЛГПИ. — Л.: Просвещение, 1971.

2.    Экологическое образование школьников / под ред. И. Д. Зверева. — М.: Педагогика, 1983.

3.    Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985 (в соавт.).

4.    Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1989.

Источники:

1.    Профессора Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в XX веке. /Биографический справочник. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2000.

2.    URL: https://bioslovhist.spbu.ru/person/1455-desnitskiy-stroyev-vasiliy-alekseyevich.html

3.    Соломин В. П., Пономарева И. Н., Андреева Н. В. От учителя биологии до президента Академии педагогических наук. — URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/solomin_02_2008_49_53.pdf