Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.
Преподаватели института народов Севера Герценовского университета Софья Александровна Урун, директор института народов Севера, Гашилова Людмила Борисовна, профессор кафедры палеоазиатских языков, фольклора и литературы, Рябчикова Зоя Степановна, доцент кафедры уральских языков, фольклора и литературы, Болотаева Олеся Левановна, доцент кафедры палеоазиатских языков, фольклора и литературы приняли активное участие в ряде мероприятий, которые проходили в рамках XVIII Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера – Мастера художники России – 2023» и Всероссийского фестиваля культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Кочевье Севера» в г. Москва, ВДНХ (28.04.-02.05.2023). 29 апреля 2023 года состоялся Всероссийский научно-методический семинар «Родные языки и литература коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: проектирование учебников нового поколения». В качестве модератора Секции «Проектирование УМК по учебным предметам «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература» выступила Гашилова Людмила Борисовна, к. филол. н., заведующая кафедрой палеоазиатских языков, фольклора и литературы, а также ею на обсуждение был вынесен доклад на тему «О развитии учебно-методической литературы по нивхскому языку». С темой «Вопросы истории развития корякской письменности и литературы» выступила Болотаева Олеся Левановна, к. филол. н., доцент кафедры палеоазиатский языков, фольклора и литературы. Выступающие отметили роль преподавателей института народов Севера в разработке учебно-методической литературы для северных школ. Представители регионов поднимали вопросы, связанные с проблемами создания учебников по родным литературам, с подбором иллюстративного материала к учебникам по родному языку и литературе в контексте национальной культуры, с задачами и принципами построения учебных пособий по литературам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и т.д.