Головацкая Таисья Павловна
кандидат филологических наук
golovatskajat@herzen.spb.ru
+7 (812) 786-86-14
Адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 30, (29 корпус), кабинет 124
Языки и культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (руководители: Мызников С.А., член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, профессор; Булгакова Т.Д., доктор культурологии, профессор).
Исследовательские темы, разрабатываемые в рамках основного научного направления
Руководители исследований
Направление научных исследований
Кафедра уральских языков, фольклора и литературы
Мызников С.А., доктор филологических наук, член-корреспондент РАН
Языки коренных малочисленных народов Севера: грамматика, лексикография, лингвогеография.
Ареальная лингвистика в контексте этнографии и этнопедагогики.
Структурные модели и типы ономастических единиц в языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Кафедра алтайских языков, фольклора и литературы
Петров А.А., доктор филологических наук, профессор
Этнолингвистика.
Тунгусо-маньчжурские и тюркские языки народов Севера РФ.
Образование и подготовка кадров высшей квалификации из числа народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Назмутдинова Т.С., кандидат филологических наук, доцент
Разработка учебных изданий по дисциплинам модулей «Русский язык и литература» и «Речевая деятельность общества», адаптированных для студентов-билингвов института народов Севера.
Синтаксические системы языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (второстепенные члены предложения).
Кафедра палеоазиатских языков, фольклора и литературы
Гашилова Л.Б., кандидат филологических наук, доцент
Грамматические и лексические особенности палеоазиатских языков.
Кафедра этнокультурологии
Булгакова Т.Д., доктор культурологии, профессор
Традиционная и современная культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Этнокультурное образование коренных народов Севера.
Этническая идентичность: средства и факторы формирования.
Чернякова Н.С., доктор философских наук, профессор
Ценностное содержание традиционных культур как основа межкультурного общения в условиях глобализации и информатизации.
Предметные и метапредметные средства формирования ценностных ориентаций обучающихся.
Тематика проводимых исследований (2024-2025)
Тематика/ Руководитель
Основные результаты
Основные публикации
Языки коренных малочисленных народов Севера: грамматика, лексикография, лингвогеография/ Мызников С.А.
Лингвистическое изучение уральских языков охватывает анализ их генетических связей и типологических особенностей. Для данной языковой семьи характерны специфические черты в области морфологии, включая развитую систему падежей и глагольного спряжения.
Особое внимание исследователей привлекают вопросы исторической фонетики. Современные работы также сосредоточены на документации находящихся под угрозой исчезновения языков этой группы, что имеет важное значение для сохранения лингвистического разнообразия.
Проблемы лексикографического описания лексикализованных диалектизмов с начальными ц и ч = Problems of Lexicographic Description of Lexicalized Dialectisms with Initial Ц (Ts) and Ч (Ch) / Боброва М. В., Мызников С. А., Сьянова Е. И. // Вопросы лексикографии. — 2025. — N 36. – С. 5-25. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82624064. — DOI: 10.17223/22274200/36/1. Объем в п.л.: 2,625 п.л.
Сомонимы в составе устойчивых сочетаний хантыйского языка = Somonyms in the Composition of Fixed Combinations of the Khanty Language / Рябчикова З. С. // Russian Linguistic Bulletin. — 2024. — N 6 (54). – Статья 4. — URL: https://rulb.org/archive/6-54-2024-june/10.60797/RULB.2024.54.13. — DOI: 10.60797/RULB.2024.54.13.
Образцы хантыйской речи : учебно-методическое пособие / Рябчикова З. С. ; составитель З. С. Рябчикова ; предисловие С. А. Мызников ; рецензенты : Н. В. Богдановская, М. Д. Люблинская ; Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2024. — 128 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3500-3. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 8,0 п.л.
Преподавание языка как способ укрепления национального самосознания = Language Teaching as a Way to Strengthen National Identity / Люблинская М. Д., Валенкова В. В. // Социолингвистика. — 2024. — N 1 (17). - С. 91-103. — DOI: 10.37892/2713-2951–1-17-91-103. Объем в п.л.: 5,0 п.л.
Лексические материалы Якоба Фельмана по вепсскому языку / Бродский И. В. // Севернорусские говоры. — 2024. — Выпуск 23. – С. 87-104. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80063695. — DOI: 10.30842/01348515202405. Объем в п.л.: 2,25 п.л.
Номинация растений по признаку сходства с другими растениями в финно-пермских языках / Бродский И. В. // Сибирский филологический журнал. — 2024. — N 4. – С. 172-185. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74490785. — DOI: 10.17223/18137083/89/13. Объем в п.л.: 0,75 п.л.
Современная коми-пермяцкая фитонимическая лексика в связи с вопросами ее лексикографирования = Modern Komi-Permyak Phytonymic Vocabulary in Connection with Issues of its Lexicographying / Боброва М. В., Гайдамашко Р. В. // Вопросы лексикографии. — 2024. — N 32. – С. 24-42. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67854245. — DOI: 10.17223/22274200/32/2.
Типы финно-угорского субстрата в Пермском крае (на материале апеллятивной лексики русских говоров): предварительные наблюдения / Гайдамашко Р. В. // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. — 2024. — N 20-2. – С. 11-82. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79560907. — DOI: 10.30842/alp230657372021182. Объем в п.л.: 8,875 п.л.
Тунгусо-маньчжурские и тюркские языки народов Севера РФ/ Петров А.А.
Тунгусо-маньчжурские и тюркские языки северных регионов России представляют значительный интерес для сравнительно-исторического языкознания. Эти языковые группы демонстрируют как общие алтайские черты (агглютинативная морфология, сингармонизм), так и специфические особенности развития в условиях Крайнего Севера.
Лексика национальной культуры тунгусо-маньчжурских народов: [учебное пособие] / Петров А. А.; рецензенты: Винокурова А. А., Заксор Л. Ж. — Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2024. — 116 с. — ISBN 978-5-7513-3808-4. Объем в п.л.: 7,25 п.л.
Особенности лексики традиционного собаководства в нанайском языке / Фильченкова А. А., Заксор Л. Ж. // Обучение иностранному языку студентов высших и средних образовательных учреждений на современном этапе. Проблемы сохранения языков и культур народов России и Китая (Северная конференция) : сборник материалов XII Всероссийской национальной научно-методической видеоконференции (с международным участием) и X Всероссийской национальной научно-практической видеоконференции, Благовещенск, 19 января 2024 года / Амурский государственный университет. — Благовещенск, 2024. — С. 298-303. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67845806. Объем в п.л.: 0,75 п.л.
Табу и эвфемизмы тунгусов (этнолингвистический аспект): монография / Петров А. А.; ответственный редактор А. Н. Варламов; рецензенты: Т. Ю. Сем, Л. Ж. Заксор ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцен. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2024. — 183 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3582-9. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 11,437 п.л.
Об антропонимах народов Севера и Арктики: эвенки, долганы, энцы, коряки / Петров А. А. // Севернорусские говоры. — 2024. — Выпуск 23. – С. 263-285. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80063703. — DOI: 10.30842/01348515202413. Объем в п.л.: 2,875 п.л.
Об антропонимах тунгусо-маньчжурских народов / Петров А. А. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2024. — N 3 (48). - С. 153-160. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80349184. — DOI: 10.25693/SVGV.2024.48.3.013. Объем в п.л.: 1,0 п.л.
Категория глаголов-субститутов в эвенском языке / Федоренкова В. С. // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2025. — Том 16, N 1. - Art. 2. — URL: https://sfk-mn.ru/02FLSK125.html. Объем в п.л.: 0,875 п.л.
Этнолингвистика/ Петров А.А.
Этнолингвистика как научная дисциплина исследует взаимосвязь языка и культуры, уделяя особое внимание отражению традиционного мировоззрения в языковых структурах. В фокусе исследования находятся вопросы категоризации окружающего мира через призму языковых средств.
Этнолингвистика включает анализ лексики, фразеологии и дискурсивных практик, позволяющих реконструировать этнокультурные коды. Особую актуальность приобретают исследования языков коренных народов, сохраняющих архаичные формы мировосприятия.
Этнокультурное и социолингвистическое описание долганского языка / Петров А. А. // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. — 2025. — N 1 (39). - С. 76-95. — URL: https://www.arcticjournal.ru/jour/article/view/209/167. — DOI: 10.25587/2310-5453-2025-39-1-76-95. Объем в п.л.: 2,5 п.л.
Об именах, фамилиях выпускников и студентов Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена (попытки этимологии) / Петров А. А. // Имя. Язык. Этнос : сборник статей участников круглого стола, посвященного 95-летию со дня рождения Михаила Спиридоновича Иванова-Багдарыын Сюлбэ, Якутск, 9 ноября 2023 года / Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук. — Якутск, 2025. — С. 103-112. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80579349. Объем в п.л.: 1,25 п.л.
Языковая картина мира как объект этнолингвистических исследований (на материале языков народов Севера) / Петров А. А. // Языки коренных народов России в междисциплинарном дискурсе: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 14 декабря 2023 года. — Якутск, 2024. — С. 177-183. Объем в п.л.: 0,875 п.л.
Синтаксические системы языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ / Назмутдинова Т.С.
Синтаксические системы языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ характеризуются значительным разнообразием. Для многих из них типичны эргативные и номинативно-аккузативные конструкции, а также развитая полипредикативность. Особенностью является активное использование нефинитных форм глагола при построении сложных предложений.
Второстепенные члены часто выражаются посредством разветвленной системы падежей и послелогов, что отражает специфику пространственного восприятия. Отмечается тенденция к свободному порядку слов при выражении актуального членения предложения. Данные синтаксические особенности требуют дальнейшего системного изучения в типологическом аспекте.
Второстепенные члены предложения в языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. ОПРЕДЕЛЕНИЕ = Secondary Sentence Members in the Languages of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East. Attribute / Назмутдинова Т. С., Бродская Е. И., Булатова Н. Я., Валенкова В. В., Гашилова Л. Б., Головацкая Т. П., Заксор Л. Ж., Мартьянова И. А., Орлова А. Г., Рябчикова З. С., Туре З. Г., Федоренкова В. С., Яркина Е. И.; Назмутдинова Т. С., Бродская Е. И., Булатова Н. Я., Валенкова В. В., Гашилова Л. Б., Головацкая Т. П., Заксор Л. Ж., Мартьянова И. А., Орлова А. Г., Рябчикова З. С., Туре З. Г., Федоренкова В. С., Яркина Е. И. // Russian Linguistic Bulletin. — 2025. — N 6 (66). – Статья 8. — URL: https://rulb.org/archive/6-66-2025-june/10.60797/RULB.2025.66.8. — DOI: 10.60797/RULB.2025.66.8. Объем в п.л.: 1,375 п.
Второстепенные члены предложения в языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО = Secondary Sentence Members in the Languages of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East. Adverbial Modifier / Назмутдинова Т. С., Орлова А. Г., Валенкова В. В., Головацкая Т. П., Федоренкова В. С., Яркина Е. И., Заксор Л. Ж., Бродская Е. И., Гашилова Л. Б. ; Назмутдинова Т. С., Орлова А. Г., Валенкова В. В., Головацкая Т. П., Федоренкова В. С., Яркина Е. И., Заксор Л. Ж., Бродская Е. И., Гашилова Л. Б. // Российский лингвистический бюллетень. — 2025. — N 2 (62). – Статья 11. — URL: https://rulb.org/archive/2-62-2025-february/10.60797/RULB.2025.62.11. — DOI: 10.60797/RULB.2025.62.11. Объем в п.л.: 1,25 п.л.
Второстепенные члены предложения в языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. ДОПОЛНЕНИЕ / Т.С. Назмутдинова, Т.П. Головацкая, И.А. Мартьянова [и др.] // Russian Linguistic Bulletin. — 2025. — №8 (68). — URL: https://rulb.org/archive/8-68-2025-august/10.60797/RULB.2025.68.14 (дата обращения: 16.08.2025). — DOI: 10.60797/RULB.2025.68.14
О сложносочиненных предложениях в разносистемных языках (на примере долганского и эскимосского языков) = On Compound Sentences in Different Linguistic Systems (On the Example of Dolgan and Eskimo) / Назмутдинова Т. С., Головацкая Т. П. // Russian Linguistic Bulletin. — 2024. — N 10 (58). – Статья 4. — DOI: 10.60797/RULB.2024.58.24.
О видах сложноподчиненных предложений в долганском языке / Назмутдинова Т. С. // Russian Linguistic Bulletin. — 2024. — N 8 (56). - Статья 8. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68612298. — DOI: 10.60797/RULB.2024.56.9.
Разработка учебных изданий по дисциплинам модулей «Русский язык и литература» и «Речевая деятельность общества», адаптированных для студентов-билингвов института народов Севера/ Назмутдинова Т.С.
Создание учебно-методических материалов по модулям «Русский язык и литература» и «Речевая деятельность общества» для билингвальных учащихся требует специального подхода. Необходимо учитывать особенности интерференции при усвоении русского языка как неродного, а также специфику восприятия литературных текстов в межкультурном аспекте.
Особое внимание следует уделять разработке упражнений, направленных на формирование академической грамотности и развитие метаязыковой компетенции. Учебные материалы должны включать адаптированные тексты с культурологическими комментариями и заданиями на сопоставительный анализ языковых систем.
Некоторые проблемы обучения студентов-билингвов в институте народов севера РГПУ им. А.И. Герцена = Some Problems of Teaching Bilingual Students at the A.I. Herzen Institute of the Peoples of the North / Бродский И. В. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2025. — N 4 (154). — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=81218242. — DOI: 10.60797/IRJ.2025.154.81. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Проектирование содержания учебных изданий для студентов-билингвов Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена / Зайцева Н. Ю.; рецензенты: Бродский И. В., Мызников С. А. — Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. — 112 с. — ISBN 978-5-91155-387-6. Тираж: 500 экз. Объем в п.л.: 7,0 п.л.
Грамматические и лексические особенности палеоазиатских языков / Гашилова Л.Б.
Грамматические и лексикографические особенности языков коренных малочисленных народов Севера, в частности палеоазиатских, представляют значительный интерес для лингвистических исследований. Эти языки характеризуются сложной морфологической структурой, включающей полисинтетизм и агглютинацию, инкорпорацию, что требует детального анализа при составлении грамматических описаний.
В области лексикографии особое внимание уделяется фиксации уникальной лексики, отражающей традиционный уклад жизни и природное окружение носителей. Изучение данных языков способствует не только их сохранению, но и углублению понимания лингвистического разнообразия.
Курс нивхского языка: учебно-методическое пособие / Гашилова Л. Б.; рецензенты: М. Д. Люблинская, Т. С. Назмутдинова; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2024. — 159 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3487-7. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 9,937 п.л.
Нивхские наречия и способы их образования (на материале сахалинского диалекта) / Гашилова Л. Б. // Традиции Института народов Севера: язык, фольклор, история и литература: сборник научных статей, посвященный 65-летию со дня рождения ученого-североведа Александра Александровича Петрова / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 176-181. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80343825.
О словообразовательных особенностях природной лексики в палеоазиатских языках (нивхском и эскимосском) / Головацкая Т. П., Гашилова Л. Б. // Российский лингвистический бюллетень. — 2024. — N 11 (59). – Статья 12. — DOI: 10.60797/RULB.2024.59.13.
Названия традиционных продуктов питания в корякском языке : монография / Болотаева О. Л.; под редакцией Петрова А. А. ; рецензенты : Дедык В. Р., Рябчикова З. С. ; Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2024. — 159 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3558-4. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 9,937 п.л.
Наименования домашнего оленя в корякском языке в лингвокультурологическом аспекте = Names of Domestic Reindeer in the Koryak Language: A Linguocultural Aspect / Болотаева О. Л. // Russian Linguistic Bulletin. — 2024. — N 6 (54). – Статья 2. — URL: https://rulb.org/archive/6-54-2024-june/10.60797/RULB.2024.54.17. — DOI: 10.60797/RULB.2024.54.17.
Язык и лексика традиционной культуры коряков (на примере исконной лексики в корякском языке): учебно-методическое пособие / Болотаева О. Л.; под научной редакцией А. А. Петрова; рецензенты: В. Р. Дедык, З. С. Рябчикова; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2024. — 91 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3495-2. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 5,687 п.л.
Антропонимикон как отражение культурного кода народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / Назмутдинова Т. С., Богдановская Н. В. // Russian Linguistic Bulletin. — 2024. — N 8 (56). - Статья 7. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68612297. — DOI: 10.60797/RULB.2024.56.4.
Чукотские и эскимосские антропонимы в контексте национальной культуры = Chukchi and Eskimo Anthroponyms in the Context of National Culture / Головацкая Т. П., Туре З. Г. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — N 12 (150). — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75253465. — DOI: 10.60797/IRJ.2024.150.144.
Словообразование и словоизменение глагольных форм как элементы адаптации русских заимствованных слов в эскимосском языке = Word Formation and Verb Form Transformation as Elements of Adaptation of Russian Borrowings in the Eskimo Language / Головацкая Т. П. — ISBN ISSN 2313-0288. — eISSN 2411-2968 // Российский лингвистический бюллетень. — 2024. — N 9 (57). – Статья 7. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69171207. — DOI: 10.60797/RULB.2024.57.17. Объем в п.л.: 0,625 п.л.
О лексико-тематических группах русских заимствований в эскимосском языке = On lexical and thematic groups of russian borrowings in the eskimo language / Головацкая Т. П. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — N 8 (146). – Статья 78. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68887245. — DOI: 10.60797/IRJ.2024.146.23. Объем в п.л.: 0,625 п.л.
Иноязычные лексические единицы в языке азиатских эскимосов / Головацкая Т. П. // Russian Linguistic Bulletin. — 2024. — N 8 (56). - Статья 8. — URL: https://rulb.org/archive/8-56-2024-august/10.60797/RULB.2024.56.24. — DOI: 10.60797/RULB.2024.56.24. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Образование и подготовка кадров высшей квалификации из числа народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ/ Петров А.А.
Подготовка научно-педагогических кадров из числа представителей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока требует разработки специализированных образовательных программ. Такие программы должны учитывать как лингвокультурные особенности обучающихся, так и необходимость формирования исследовательских компетенций в области изучения родных языков и культур.
Особое значение имеет создание условий для академической мобильности и включения молодых исследователей в международное научное сообщество. При этом необходимо сохранять ориентацию на решение актуальных задач сохранения и развития языкового и культурного наследия соответствующих этносов.
Институт народов Севера: изучение и преподавание родных языков и культур в контексте международного сотрудничества = Institute of the Peoples of the North: Study and Teaching of Native Languages and Cultures in the Context of International Cooperation / Петров А. А., Урун С. А. // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. — 2025. — Том 18, N 3. – P. 591-604. — URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/155051/16_Petrov.pdf?sequence=1. Объем в п.л.: 1,75 п.л.
Правовое обеспечение доступности высшего образования для представителей коренных малочисленных народов Арктики / Урун С. А. // Современные тенденции развития правового режима Арктики: сборник научных статей по материалам Всероссийского круглого стола, посвященного Дню Арктики, Санкт-Петербург, 22 февраля 2023 года / Российский государственный университет правосудия. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 79-89. Объем в п.л.: 1,25 п.л.
Реализация задач государственной национальной политики Российской Федерации по защите и поддержке родных языков в Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена / Урун С. А. // Россия в новых измерениях: единство и многообразие : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 октября 2023 года / Российский государственный гуманитарный университет, Центр социально-политических исследований и информационных технологий. — Москва, 2024. — С. 201-214. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65653175. Объем в п.л.: 1,625 п.л.
Ценностное содержание традиционных культур как основа межкультурного общения в условиях глобализации и информатизации/ Чернякова Н.С.
Традиционные культурные ценности народов Севера приобретают особую значимость в условиях современных глобализационных процессов. Они выступают важным ресурсом для формирования устойчивых моделей межкультурной коммуникации, основанных на принципах взаимного уважения и сохранения идентичности.
Анализ ценностных систем позволяет выявить универсальные этические категории, способствующие диалогу культур. Особую актуальность представляет изучение механизмов адаптации традиционных ценностей к условиям цифровой среды, что открывает новые возможности для их трансляции.
Аксиологические основы формирования духовной культуры личности / Чернякова Н. С. // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2025. — N 4. – С. 37-41. — DOI: 10.20339/AM.04-25.037. Объем в п.л.: 0,625 п.л.
Семья как традиционная форма воплощения ценностей / Чернякова Н. С. // Педагогические чтения, посвященные памяти профессора В.П. Манухина, в честь 30-летия Московского гуманитарно-экономического университета: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 21 ноября 2024 года. — Чебоксары, 2024. — С. 232-234. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75256345. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Социокультурные и гносеологические аспекты соотношения веры и знания / Чернякова Н. С. // Манускрипт. — 2024. — Том 17, N 4. – С. 462-466. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79492809. — DOI: 10.30853/mns20240068. Объем в п.л.: 0,625 п.л.
Ценностное единство и культурное многообразие цивилизационного развития / Чернякова Н. С. // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире : материалы Второй международной научно-практической конференции, Москва, 05–07 июня 2024 года / Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Национальный комитет по исследованию БРИКС, Российский центр научной информации, Евразийский информационно-аналитический консорциум, Международный союз научных и инженерных общественных объединений, Международный Союз экономистов, Международный научно-исследовательский институт проблем управления, МИРЭА - Российский технологический университет, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере. — Москва, 2024. — Часть 2. - С. 444-446. Объем в п.л.: 0,375 п.л.
Этнокультурная образовательная среда вуза как средство формирования толерантности студенческой молодежи / Макаров И. А, Белалов Р. М., Булуева Ш. И. // Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — N 85-2. – С. 234-237. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=78063631. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Фольклор и литература народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
Фольклорное наследие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока представляет собой уникальный пласт устного творчества, отражающий архаичные формы мировосприятия. Для эпических и обрядовых текстов характерны специфические композиционные структуры и особая система образов, связанная с тотемическими представлениями.
Современная литература этих регионов развивается в условиях взаимодействия традиционных фольклорных традиций и общелитературных процессов. Особого внимания заслуживают вопросы трансформации устных нарративных моделей в письменные литературные формы, а также проблемы перевода национальных текстов на русский язык.
Нанайские сказки о сироте в записях А. П. Путинцевой / Булгакова Т. Д. // Традиции Института народов Севера: язык, фольклор, история и литература: сборник научных статей, посвященный 65-летию со дня рождения ученого-североведа Александра Александровича Петрова / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 211-219. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80343830.
Быт и бытийность в произведениях Алексея Салаткина = Everyday life and existence in the works of Alexei Salatkin / Иванова Э. В. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2025. — Том 18, N 3. – С. 832-836. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80557601. — DOI: 10.30853/phil20250118. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Эмоционально-экспрессивная лексика в лирике В. С. Кейметинова-Баргачана / Федоренкова В. С. // Баргачан - душа эвенской поэзии: памяти эвенского поэта Василия Спиридоновича Кейметинова-Баргачана. — Якутск, 2024. — С. 85-88. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Образы инфернального мира в фольклоре эвенов (на материале Нимкана Д. М. Осениной "Илан Бэй" ("Три человека")) = Images of the Infernal World in the Even Folklore (On the Material of D. M. Osenina's Nimkan ‘Ilan Bei’ (‘Three People’) / Христофорова М. Л., Назмутдинова Т. С., Набок И. Л. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2025. — N 4 (154). — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=81218112. — DOI: 10.60797/IRJ.2025.154.69. Объем в п.л.: 0,5 п.л.
Прекрасный писатель и журналист, ученый и друг (к 60-летию со дня рождения О. Г. Сидорова) / Петров А. А. // Лиterra. Территория литературы и искусства: электронный журнал. — 2024. — N 1. – С. 1-2. — URL: https://www.literra.online/posts/prekrasnyy-pisatel-i-zhurnalist-uchenyy-i-drug.
Научно-методическое сопровождение разработки содержания и подготовки учебных пособий для вузов по родным языкам, фольклору, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Русско-вепсский словарь (24 000 слов): [словарь] / Бродский И. В.; рецензенты: С. А. Мызников, М. Д. Люблинская; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2025. — 591 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3629-1. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 36,937 п.л.
Краткий этимологический словарь вепсского языка: [словарь] / Бродский И. В.; рецензенты: С. А. Мызников, М. Д. Люблинская; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Второе издание, исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2025. — Часть 1 (А-К). - 154; часть 2 (L-O). - 350 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3618-5. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 31,25 п.л.
Вепсская диалектология: учебно-методическое пособие / Бродский И. В.; рецензенты: С. А. Мызников, М. Д. Люблинская; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2025. — 95 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3606-2. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 5,937 п.л.
Лексикология и лексикография ненецкого языка : учебно-методическое пособие / Валенкова В. В. ; рецензенты : С. А. Оскольская, И. В. Бродский ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2025. — 75 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3607-9. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 4,687 п.л.
Сборник задач и упражнений по ненецкому языку : учебно-методическое пособие / Валенкова В. В. ; рецензенты : М. Д. Люблинская, И. В. Бродский ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2025. — 55 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3633-8. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 3,437 п.л.
Вепсский язык: учебно-методическое пособие / Бродский И. В.; рецензенты: М. Д. Люблинская, С. А. Мызников; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2025. — Четвертая часть. - 235 с. — (Герценовский университет вузам Севера, Сибири и Дальнего Востока). — ISBN 978-5-8064-3602-4. Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 14,687 п.л.
Научная школа этнокультурологии Набока Игоря Леонтьевича:
ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Набок Игорь Леонтьевич доктор философских наук, профессор – основатель научной школы, связанной с профилем кафедры этнокультурологии – это история и теория культуры, этнология, этнокультурология, североведение, культурологическое, этнологическое и этнокультурологическое образование, междисциплинарные исследования. Научно-методическая деятельность профессора И. Л. Набока способствовала утверждению этнокультурологии как самостоятельной междисциплинарной научной области, утверждению и успешной реализации в Институте народов Севера. Таким образом, концепция этнокультурологического образования продолжает развиваться в соответствии с требованиями ФГОС ВО, институциолизированной и признанной в современной культуре и обществе.
В 2018 г. И.Л. Набок разработал ПРОЕКТ создания на базе РГПУ им. А. И. Герцена ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА (ВНОРЦ) РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ, СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Научные направления исследований:
Области научных интересов
Всего публикаций: более 252 публикаций (на русском, английском, итальянском, эстонском и азербайджанском языках), из них 9 монографий (7 коллективных), 12 публикаций ВАК. Является автором 17 учебных пособий.
Член диссертационных советов:
Научная школа Мызникова Сергея Алексеевича:
МИНОРИТАРНЫЕ ЯЗЫКИ СЕВЕРА И СИБИРИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
Сергей Алексеевич Мызников, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук. Руководитель научной школы по лексикографии, лексикологии и лингвогеографии, включенной в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.
Области научных интересов:
Основные научные результаты Мызникова С.А. отражены в области диалектной лексикографии близка к завершению проблема создания сводного словаря русских народных говоров; в сфере этимологии — на основе анализа неисконной лексики, с привлечением методов ареальной верификации и полном лингвогеографическом обследовании региона выявлены типы финно-угорского субстрата на Северо-Западе РФ; в области лингвогеографии — создан «Атлас субстратной и заимствованной лексики Русских говоров Се-веро-Запада»; в сфере финно-угроведения – предложены комплексные методы решения проблем этимологии пермских и прибалтийско-финских языков, решается проблема лингвогеографического описания вепсского языка.
Всего публикаций: более 300, из них монографий – 12 (1 коллективная), словарей – 7, 6 публикаций Skopus и Web of Science, 29 публикаций ВАК.
Участие в научных журналах и научных обществах:
Член редколлегий в научных журналах:
Членство в научных обществах:
ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ
ГРАНТЫ. ПРОЕКТЫ. КОНКУРСЫ
ГРАНТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Профессорско-преподавательский состав и обучающиеся студенты всех уровней подготовки: бакалавры, магистранты, аспиранты, регулярно участвуют в конкурсах, грантах, проектах, реализуемых международными и отечественными фондами, университетами и другими организациями. Гранты и государственные заказы ежегодно выполняются на профессиональном уровне в соответствии с требованиями высшей школы.
2014 г.
— Грант Правительства Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность» на проведение XVI Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование-культура-экономика в устойчивом развитии Российской Федерации.
2015 г.
— Грант РГНФ на тему: «Фольклор и литературное творчество в системе факторов формирования культуры межэтнических отношений в регионах Севера и Арктики». (3-й завершающий этап).
— Государственный контракт № 29/15 от 26 мая 2015 г. на оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации преподавателей вузов и профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по науке и высшей школе, по вопросам гармонизации межнациональных отношений.
2016 г.
— Государственный заказ Министерства образования и науки на тему: «Разработка критериев и методики мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации», 2016 г.
— Грант РГНФ на тему: «Антропология жизненного пространства современного мегаполиса» (2016-2018 г. г.).
2017 г.
— Грант РГНФ на тему: «Антропология жизненного пространства современного мегаполиса» (2016-2018 г. г.). 2018 г.
— Грант Росмолодёжи на развитие фольклорного театра-студии «Северное сияние» на тему: «Северное ожерелье России: музыкально-пластическая культура коренных народов Севера и Арктики – богатство России».
2020 г.
– Государственное задание Министерства просвещения "Выявление закономерностей формирования факторов здоровья, благополучия и качества жизни детей и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"
2021 г.
– Государственное задание Министерства просвещения "Идеографическое представление лексики языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: концепция, методика, лексикографическая практика"
- Государственное задание Министерства просвещения "Текстовой и словарный корпус (гизаурус) хантыйского языка"
- Государственное задание Министерства просвещения "Проведение исследований содержания и методик преподавания родных языков, содержания и методик проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"
2022 г.
– Государственное задание Министерства просвещения "Ресурсы адаптации студентов ссузов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к новой социокультурной среде"
С 2014 г. по 2023 г. преподавателями института были поданы заявки на конкурсы в РФФИ, Фонд Потанина и другие фонды, предлагающие обеспечение научных исследований.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый год под руководством И.Л. Набока разрабатываются проекты по развитию научно-образовательной среды университета, регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ на 2023 год
В течение 2023 года в институте народов Севера реализуются следующие научные проекты:
Круглый стол «Культурное и языковое наследие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в формировании образа российской цивилизации»
Международная научная конференция «Саамские языки России в синхронии и диахронии»
Фестиваль национальных культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Всероссийский лингвокультурологический диктант на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Молодежный семинар «Экология культур и языков коренных народов Баренц-региона» в рамках Герценовской конференции Студенческого научного общества
Круглый стол "Гуманитарные аспекты освоения Арктики: история и современность"
IV ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием "Современное поликультурное образование"
Ежегодная кросс-региональная интерактивная площадка "Этнокультурные центры: эффективные практики сохранения культурного наследия народов Севера"
Межрегиональный научно-практический семинар "Вопросы лексики и грамматики палеоазиатских языков", посвященный 65-летию со дня рождения Л. М. Кутгеут
Научно-практический семинар "Учителя и наставники северян в Герценовском университете". (К 75-летию ученого-североведа Аркадия Ивановича Гашилова)
Круглый стол "Великие имена уралистики"
Олимпиада по языкам коренных малочисленных народов Арктики
КОНКУРСЫ
Студенты, бакалавры и магистранты отмечены многочисленными наградами различного уровня (олимпиады, спортивные соревнования, творческие конкурсы).
Информацию о грантах, конференциях и других научных мероприятиях вы можете узнать:
Ежегодно в институте проводятся научные мероприятия разного уровня и направлений по проблемам сохранения и развития языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для всех уровней образования, среднего общего, средне-специального и высшего профессионального образования. Научные семинары, круглые столы, российские конференции, международные научно-практические конференции для учителей, преподавателей, студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и широкого круга заинтересованных лиц.
Профессорско-преподавательский состав института регулярно принимает участие в научных мероприятиях международного и российского уровней и направлений. Также научная деятельность отражается в издании научной и научно-методической литературы по всем направлениям подготовки.
Большое значение для развития Института народов Севера имеет концептуально разработанная и организуемая с 1999 г. И. Л. Набоком ежегодная международная научно-практическая конференция «Реальность этноса», утвердившая приоритет Герценовского университета в разработке этнических аспектов образования, получившая широкое признание, как в России, так и за рубежом. Идейный вдохновитель и организатор И. Л. Набок неоднократно получал гранты Правительства Санкт-Петербурга на проведение и публикацию материалов конференции.
В 2022-2023 учебном году проведено 8 научных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров):
Круглый стол "Актуальные вопросы алтаистики", посвященный 70-летию со дня рождения выдающегося ученого-североведа Николая Матвеевича Артемьева. Санкт-Петербург, 14 октября 2022
Конференция по энцам и нгасанам, Санкт-Петербург, 19-20 октября 2022
Круглый стол, посвященный 95-летию со дня рождения ученого-палеоазиатоведа А.Н.Жуковой. Санкт-Петербург, 1 ноября 2022
Круглый стол "Языки тунгусо-маньчжурских народов: современные реалии", посвященный 65-летию со дня рождения профессора Петрова А.А. Санкт-Петербург, 23 декабря 2022
Круглый стол «Культурное и языковое наследие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в формировании образа российской цивилизации» Санкт-Петербург, 28 февраля 2023
IV ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием "Современное поликультурное образование". Санкт-Петербург, 30 марта 2023
Международная научная конференция «Саамские языки России в синхронии и диахронии». Санкт-Петербург, 11 – 12 мая 2023 г.
Межрегиональный научно-практический семинар "Вопросы лексики и грамматики палеоазиатских языков", посвященный 65-летию со дня рождения Л. М. Кутгеут. Санкт-Петербург, 31 мая 2023 г.
В 2023 г. запланированы также следующие научные мероприятия:
Круглый стол «Гуманитарные аспекты освоения Арктики: история и современность" – октябрь 2023
Научно-практический семинар "Учителя и наставники северян в Герценовском университете". (К 75-летию ученого-североведа Аркадия Ивановича Гашилова) – ноябрь 2023
Консультацию по вопросам поступления соискатели могут получить в институте народов Севера по адресу:
г. Санкт-Петербург, пр.Стачек д.30, каб. № 125, 120, 141.
Телефон/факс: (812) 786 – 86 – 14
E-mail: kodima@mail.ru
Зав.каф.этнокультурологии – Игорь Леонтьевич Набок, доктор философских наук, профессор.
Зав. каф.уральских языков, фольклора и литературы – Сергей Алексеевич Мызников, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН.
Зам. директора по научной работе – Игорь Вадимович Бродский, кандидат филологических наук, доцент.
Подробную информацию об условиях поступления можно узнать на официальном сайте РГПУ им. А.И. Герцена в разделе "Отдел аспирантуры" -"Абитуриентам".
Научная деятельность института народов Севера связана с фундаментальными и прикладными исследованиями в междисциплинарных и комплексных ракурсах познания. В результате длительной истории в институте сложились научные школы и направления, представляющие как широкие этнокультурологические и философско-культурологические исследования, так и этнолингвокультурологические, этнолингвистические направления в изучении уникальных, исчезающих языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Интерес к этнической культуре постоянно растет, поэтому в институте реализуются научно-образовательные программы культурологического, филологического, художественно-эстетического обучения и воспитания, сохраняющие языки, культуры и искусство народов России.
Североведение как научно-исследовательское направление является приоритетным в научной работе института. Сегодня в институте сложились несколько научных школ и научных направлений, представляющих уникальные исследования в области этнокультурологии и этнофилологии, изучающих языки и литературу, культуру и искусство коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, формирующих профессиональные компетенции высшего педагогического образования в РГПУ им. А.И. Герцена.