Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

народов Севера


Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.

Новости института народов Севера

14 дек 2023

13-14 декабря 2023 года в г. Якутск состоялся первый Съезд учителей родных языков, литературы и культуры народов Севера Якутии

1.png2.png3.png4.png

13-14 декабря 2023 года в г. Якутск состоялся первый Съезд учителей родных языков, литературы и культуры народов Севера Якутии. Мероприятие организовано Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и приурочено к Году педагога и наставника в России и Году труда в республике.

Участниками исторического съезда стали более 390 делегатов из числа учителей родных языков, педагогов кочевых школ, воспитателей детских садов, заместителей директоров и директоров школ, руководителей муниципальных органов управления образованием.

Делегатов и почётных гостей съезда приветствовал заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Сергей Васильевич Местников, который на пленарном заседании отметил: «В нашей республике сохранение культурного и языкового наследия народов является приоритетной задачей. Правительство республики, все органы государственной и муниципальной власти считают, что родной язык для каждого народа является основополагающим, этнообразующим признаком и главной составляющей нашей национальной культуры. И наша задача – передавать их от поколения в поколения. Такую задачу ставит перед нами Глава республики Айсен Николаев».

С основным докладом выступила первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Алевтина Петровна Аргунова. В своём докладе Алевтина Петровна представила результаты исследования современного состояния организации обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера Якутии. В докладе она обозначила ключевые проблемы, при решении которых можно совершенствовать систему преподавания родных языков на уровнях дошкольного и общего образования: необходимо наладить просветительскую работу с родителями, на федеральном уровне решить вопрос обеспечения учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рассмотреть вопрос по увеличению часов по родному языку и литературе в учебных планах школ до 3-4 часов в неделю и решить вопрос увеличения заработной платы педагогов. Алевтина Петровна предложила обсудить данный вопрос на законодательном уровне через внесение изменений и дополнений к закону "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"

Урун Софья Александровна, директор института народов Севера, выступила на пленарном заседании съезда с докладом «Основные факторы повышения качества образования коренных малочисленных народов Севера в части преподавания родного языка и литературы (по результатам мониторинга)».

На пленарном заседании также выступили директор Средней общеобразовательной школы имени Глафиры Макаровны Василевич с. Иенгра Нерюнгринского района Оксана Владимировна Попова, директор Юрюнг-Хаинской средней общеобразовательной школы Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Суруяна Валерьевна Неустроева, учитель юкагирского языка Андрюшкинской национальной средней общеобразовательной школы Нижнеколымского района Федосия Николаевна Татаева, тьютор-методист кочевой школы «Айлик» при муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Тополинская средняя общеобразовательная школа» Томпонского района Евдокия Гаврильевна Дягилева, председатель Союза эвенов Республики Саха (Якутия) Анатолий Платонович Степанов-Ламутский, председатель Ассоциации чукчей Республики Саха (Якутия), учитель чукотского языка экспериментальной школы-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля Жанна Андреевна Дьячкова и др. Завершилось пленарное заседание выступлением Президента Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, академиком Российской академии образования, профессором, доктором педагогических наук Евгенией Исаевной Михайловой.

Делегаты съезда – учителя и воспитатели получили прекрасную возможность получить информацию напрямую от главных республиканских и федеральных экспертов в области сохранения и развития родных языков. В работе съезда приняли участие эксперты из Института языкознания РАН, издательства «Просвещения», общественных организаций коренных народов Севера, а также представители органов власти и научных центров Якутии: руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) Феодосия Васильевна Габышева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Елена Христофоровна Голомарева, заведующий отделом Северной филологии, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, кандидат филологических наук Сардана Ивановна Шарина, доцент кафедры «Северная филология» Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидат филологических наук Варвара Григорьевна Белолюбская. 

В рамках съезда педагоги делились опытом в рамках тематических блоков «Воспитание и обучение родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных организациях», «Изучение родных языков народов Севера в учреждениях среднего специального и высшего образования», «Кочевое образование в сохранении языков».  Каждый тематический блок включал в себя широкий круг обсуждаемых вопросов. В рамках съезда состоялись переговорные, дискуссионные площадки, мастер-классы, презентации различных научно-методических проектов, методические мастерские учителей.

Вопросы образования коренных народов обсуждались на Круглых столах «Детская книга Арктики: состояние и перспективы», «Создание этнокультурной среды в образовательной организации», на Переговорных площадках «Кочевая школа как феномен системы образования коренных малочисленных народов севера», «Воспитание и обучение на родных языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».

С.А. Урун приняла участие в дискуссионной площадке «Актуальные вопросы развития и сохранения языков коренных малочисленных народов Севера», презентационной площадке «Образовательные, культурные, научные проекты по сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха(Якутия)», где рассказала об опыте института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена в изучении и популяризации языков коренных народов, о научных и просветительских проектах института. Работу института директор также презентовала в ходе открытого диалога «Педагог будущего», организованного партнером ИНС - кафедрой северной филологии СВФУ им. М.К. Аммосова. Участники диалога обсудили с экспертами вопросы кадрового обеспечения сохранения языков коренных малочисленных народов Севера, современную систему подготовки востребованных кадров, создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы.

С.А. Урун также выступила экспертом переговорной площадки Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) «Устойчивое развитие северных территорий: образование для детей Севера». Модератор переговорной площадки Феодосия Васильевна Габышева, доктор педагогических наук, руководитель Центра, рассказала о федеральных и региональных проектах по развитию образования, реализуемых в Республике Саха (Якутия) и других арктических регионах России. Делегаты, почетные гости и участники съезда в своих выступлениях рассказали о достижениях и проблемах по изучению родных языков и культур. Они высказались о необходимости повышения заработной платы учителей, издания учебных пособий и цифровых ресурсов, созданных воспитателями и учителями. Они рассказали о важности организации кочевых детских садов, школ и летних лагерей, передали пожелания в адрес Международной Арктической школы в части увеличения квоты для детей Арктических улусов (районов) и включения в образовательную программу языков и культур коренных малочисленных народов Севера.

С.А. Урун в рамках визита в Якутию встретилась с министром образования республики Сарданой Афанасьевной Татариновой, с которой обсудила проблемы и задачи организации поступления выпускников якутских школ в РГПУ им. А.И. Герцена. Сардана Афанасьевна поддержала предложения института народов Севера по усилению взаимодействия с министерством в области профориентационной работы и целевого приема абитуриентов из числа коренных малочисленных народов.

9ee63ef1-2e22-435d-abe2-bbb1e35f3573.jpg

photo-2023-12-14-19-59-00.jpg

В дни командировки С.А. Урун дала несколько интервью местным СМИ, в том числе выступила в прямом эфире на республиканском телевидении НВК «Саха», где рассказала о работе съезда, новых образовательных программах института народов Севера и правилах приема в РГПУ им. А.И. Герцена.

51759332-a894-4839-bfcc-1126910a5662.jpg

4af847f2b8999978142655253c6479cf49b69773.jpeg

176cc211-f547-4802-a99f-c8d37f0b147b.jpg

873c6ba24712d005de54cddeea4f44e82b1d4bf9.jpeg

В рамках съезда партнером РГПУ им. А.И. Герцена - Институтом развития образования им. С.Н. Донского-II - были организованы курсы повышения квалификации «Новые подходы в преподавании родного языка и литературы с дополнительным модулем «Реализация требований обновленных ФГОС общего образования». Занятия для якутских педагогов проводила доцент кафедры алтайских языков, фольклора и литературы ИНС, специалист по эвенкийскому языку Булатова Надежда Яковлевна.

Участники съезда имели возможность познакомиться с выставкой учебно-методических пособий, учебников и детской литературы коренных малочисленных народов Республики Саха(Якутия), Выставкой народного прикладного искусства и художественных промыслов «Дуннэдув» («Земле моей»). В завершение мероприятия делегаты съезда внесли предложения в резолюцию Съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). 

В целом необходимо отметить, что первый Съезд учителей родных языков, литературы и культуры народов Севера Якутии прошел на высоком организационном и содержательном уровне. В съезде приняли участие многие выпускники института народов Севера разных лет, учителя долганского, эвенкийского, эвенского, чукотского, юкагирского языков, директора школ и детских садов. Республика создает благоприятные условия для их работы: в Якутии реализуются Концепция сохранения, изучения и развития государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия), государственная программа «Сохранение и развитие государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия)», создается контент на родных языках в интернет-пространстве, ведется работа по обеспечению новыми языковыми технологиями – специальными шрифтами, электронными словарями, онлайн-переводчиками и обучающими программами, школы и детские сады оснащены современным оборудованием, якутский филиал Федерального института родных языков выпускает учебники и учебные пособия по родным языкам.

В своих выступлениях учителя разных районов Якутии благодарили С.А. Урун за точечную, индивидуальную работу по целевому приему выпускников северных школ, благодаря чему они успешно учатся сегодня в институте народов Севера и в дальнейшем пополнят ряды учителей родных языков.

BW3A3617_6579afbb3b7f8.jpg

CVf9KN0SF0A.jpg

e62554f9-b4c8-4210-a495-e4a2602b0b99.jpg

f6bxCErAzqU.jpg

fc755e8e-3a0c-4914-8e72-e0335fb863ba.jpg

MNKfI2j9YHE.jpg

UKIRsxiaOSE.jpg

WhatsApp Image 2023-12-13 at 21_59_23_6579af8a8b132.jpeg

WhatsApp Image 2023-12-13 at 21_59_25 (1)_6579af94ac4d3.jpeg

WhatsApp Image 2023-12-13 at 21_59_30 (1)_6579afb19fab8.jpeg

BdhcfVm5K-E.jpg

bc3bc33b-303d-4f14-a68e-51035e9f67f9.jpg