Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

народов Севера


Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.

Новости института народов Севера

19 дек 2023

Этнолингвокультурологический диктант на 17 языках коренных малочисленных народов Севера написали более 600 человек из 15 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока

В рамках плана основных мероприятий по проведению в 2022-2032 годах в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов 18-19 декабря 2023 года Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена провел Всероссийский этнолингвокультурологический диктант на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Цель Диктанта – оценка уровня этнолингвокультурологической грамотности коренного населения регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, знания родных языков и культур, а также популяризация родного языка среди молодежи.

Диктант проводится институтом ежегодно, и уже стал доброй традицией Герценовского университета.

В этом году мероприятие приобрело значительный масштаб, объединив более 600 человек из 15 регионов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На базе института народов Севера диктант на 16 родных языках – саамском, хантыйском, вепсском, нивхском, долганском, юкагирском, ненецком (включая нешанский диалект), эвенском, нанайском, ульчском, корякском, чукотским, эскимосском, эвенкийском, селькупском написали 74 студента из числа коренных народов. В диктанте приняли участие также дети и родители преподавателей родных языков ИНС, представители коренных народов, проживающие в Санкт-Петербурге.   


Image-1.jpg

Image-2.jpg

Image-3.jpg

Image-11.jpg

Image-9.jpg

нивхи.jpg

1.jpg

2.jpg

Региональными площадками диктанта стали школы, колледжи, вузы, учреждения культуры и СМИ регионов Севера – Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края, Камчатского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа и Ленинградской области. На Камчатке к перечню языков, на которых читался диктант, прибавился 17-й язык – ительменский.

ЯНАО (ненецкий, нешанский, хантыйский): МКОУ Тазовская школа-интернат СОШ, МБОУ Школа-интернат СОШ с.Самбург, редакция газеты Нярьяна Н,эрм, ДК «Снежный» д. Харампур, МБОУ «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур, МБОУ «Восяховская средняя общеобразовательная школа», ЦБС Пуровского района, филиал с. Самбург, Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н. В. Архангельского», Шурышкарский район с. Мужи, МОУ Школа с. Аксарка, Приуральский район.

НАО (ненецкий): ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования», ГБОУ НАО «Средняя школа с. Ома», ГБОУ НАО «Основная школа п. Нельмин-Нос».

ХМАО (хантыйский): МАОУ «Тегинская СОШ», МАОУ СОШ им. И. Ф. Пермякова с. Полноват, Ханты- МБОУ «Варьеганская ОСШ».

Камчатка (корякский, ительменский): КМНС КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», МБОУ «Ковранская СШ», МКОУ «Ачайваямская средняя школа», МКОУ «Хаилинская средняя школа», МКОУ «Среднепахачинская средняя школа», МКОУ «Лесновская основная общеобразовательная школа», Муниципальное казенное учреждение «Таловская средняя школа», МКОУ «Манильская средняя школа», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Палана», КГПОУ «Паланский колледж».

Чукотка (чукотский): МБОУ «СОШ села Лорино».

Якутия (долганский, эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский): МКОУ «Нелемнинская СОШ им. Спиридонова Н.И.- Текки Одулока» Верхнеколымского улуса (района) с. Нелемное, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Институт языков и культуры народов СВ РФ, ГБОУ Республики Саха (Якутия) «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля».

Таймыр (долганский): КГБУК «Таймырский Дом народного творчества», КГБПОУ «Таймырский колледж».

Сахалин (нивхский): ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича, МБОУ школа-интернат им. П.Г. Чайка с. Некрасовка Охинского района Сахалинской области, Клуб «Нивхинка» пгт Ноглики.

Хабаровский край (нивхский): КГБПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум».

Image-4.jpg

Image-8.jpg

Image-19.jpg

IMG_4644.jpg

IMG_6316.jpg

IMG_6330.jpg

IMG_20231219_183436_002.jpg

IMG-20231219-WA0007.jpg

IMG-20231219-WA0009.jpg

PHOTO-2023-12-19-09-25-45 (1).jpg

PHOTO-2023-12-19-09-25-45 (2).jpg

PHOTO-2023-12-19-09-25-45 (3).jpg

PHOTO-2023-12-19-09-25-45 (4).jpg

PHOTO-2023-12-19-09-25-45.jpg

PHOTO-2023-12-19-09-26-27.jpg

PHOTO-2023-12-19-14-25-35.jpg

PHOTO-2023-12-19-14-25-36 (1).jpg

Фото 1 Взрослые п. Ноглики.jpg

Фото 2 Девочка. п. Некрасовка.jpg

Фото 2 Санги Н.В.с детьми п. Ноглики.jpg

Фото 3 Участники у экрана п. Ноглики.jpg

Фото 4 ученики у экрана п. Некрасовка.jpg

Диктант писали носители родного языка - студенты колледжей и вузов, школьники, учителя родных языков, преподаватели, воспитатели, библиотекари, методисты, специалисты этноцентров, пенсионеры, языковые активисты.

Всего в регионах Севера попробовали свои силы в написании диктанта 514 человек, не считая 48 лекторов, зачитавших подготовленные институтом народов Севера тексты на родных языках.

Мероприятие проводилось в торжественной обстановке, участники писали этнолингвокультурологический диктант в национальных костюмах, иногда даже в национальном жилище – чуме.

Всероссийская акция, организованная институтом народов Севера, помогла еще раз привлечь внимание к необходимости сохранения языков коренных малочисленных народов, способствовала популяризации родного языка среди молодежи, актуализации нематериального этнокультурного наследия северных этносов.

Институт народов Севера был и остается флагманом северной филологии и языкознания, единственным учреждением высшего образования, где преподается и изучается свыше 20 языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Благодаря обширным связям института в регионах компактного проживания коренных малочисленных народов, проводимые им мероприятия охватывают большие группы населения и имеют общественный резонанс.

Организации, которые проводят подобные акции, всегда обращаются в РГПУ им. А.И. Герцена для привлечения экспертов института к проведению диктантов на родных языках.

Этнолингвокультурологический диктант стал ярким праздником коренных народов Севера в преддверии Нового года.