Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.
4 апреля 2024 года преподаватели института народов Севера приняли участие в работе тематической сессии «Родные языки в современном образовательном пространстве» Московского международного Салона образования, который проходил в рамках Выставки-форума 3-4 апреля 2024 года в Москве, ЦВК «Экспоцентр».
Сколько у человека может быть родных языков? Почему появились и что означают выражения «свой-чужой родной язык», «второй родной язык»? Как изучение родного языка развивает «когнитивную гибкость» ученика и обеспечивает его образовательную и в дальнейшем профессиональную успешность, способствует раскрытию его потенциала? Каким образом обеспечить в комплексной системе би- и полилингвального образования повышение интереса к изучению родных языков учащихся?
В рамках тематической сессии эксперты обсудили региональные практики мотивационного обучения родным языкам, осуществили поиск оптимальных решений задач билингвального образования в условиях цифровизации, поделились опытом и новыми перспективными форматами методического взаимодействия регионов по сохранению и развитию изучения родных языков народов России.
Заведующий кафедрой уральских языков, фольклора и литературы института народов Севера, доктор филологических наук, член-корр. РАН Мызников Сергей Алексеевич выступил с докладом «Языки миноритарных народов Севера: некоторые проблемы и возможные векторы развития». В докладе освещались проблемы сохранения и развития миноритарных языков народов Севера в современных условиях, освещались проблемы учета диалектных особенностей некоторых языков в образовательном процессе, проблемы языковой ассимиляции и пути сохранения этнической идентичности северных народов.
Модератором тематической сессии выступила Брызгалова Саргылана Матвеевна, заведующая проектно-учебной лабораторией эффективности государственных мер развития образования Института образования НИУ ВШЭ, заместитель директора Института родных языков народов Российской Федерации. Отметим, что в ходе предварительной встречи Саргыланы Матвеевны с директором института народов Севера Урун Софьей Александровной была достигнута договоренность о возобновлении сотрудничества в области подготовки учебников по языкам и культурам для северных школ.