Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Научная деятельность

Заместитель директора института по научной работе
Микляева 3на4.jpg

Микляева Анастасия Владимировна

доктор психологических наук, доцент

+7 (812) 643-77-67 (добавочный 36-16)

miklyaeva@herzen.spb.ru 

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 48, корпус 11, кабинет 35А


Научное направление института психологии 

Психология человека, безопасности и социального взаимодействия в образовании (руководители: Баева И.А., академик РАО, доктор психологических наук, профессор; Панферов В.Н.,доктор психологических наук, профессор.

 

Исследовательские темы, разрабатываемые в рамках основного научного направления:

Руководители исследований

Направления научных исследований

Кафедра общей и социальной психологии

Коржова Е.Ю., д.пс.н., проф.

Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности

 Веселова Е.К., д.пс.н., проф.

Психология нравственного функционирования личности

Дворецкая М.Я., д.пс.н., доц.

Психология духовно-нравственной сферы

Микляева А.В., д.пс.н., доц.

Психология социального взаимодействия и общения

Когнитивные исследования в образовании

Панферов В.Н., д.пс.н., проф.

Методология интегративного подхода к изучению психологии человека

  Игнатенко М.С., к.пс.н., доц.
 Преемственность в психологической науке и психологическом  образовании

Котова С.А., к.пс.н., доц.

Психология здоровья и саморазвития личности

Векилова С.А., к.пс.н., доц.

Психология многопоколенной семьи и отношений в жизненном цикле семьи

Семенова Г.В., к.пс.н., доц.

 Социальная эксклюзия в  межличностных отношениях

Туманова Е.Н., к.пс.н., доц.

Психология кризисных ситуаций

Терешкина И.Б., к.пс.н., доц.

Психология общения

Солнцева Н.В., к.пс.н., доц.

Психология семейных отношений

Рудыхина О.В., к.пс.н.

Психология индивидуальных различий

Кафедра психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании

Королева Н.Н., д.пс.н., проф.

Психосемиотика сознания и самосознания личности

Смысловая регуляция поведения и деятельности в условиях информационного общества

Психологическое содержание профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия в условиях информационного общества

Факторы и условия становления человека как субъекта труда в условиях информационного общества

Кораблина Е.П., д.пс.н., проф.

Психологические аспекты помогающей деятельности

Ценностно-смысловые аспекты самореализации личности

Профессиональная психологическая помощь и консультирование

Экзистенциально-феноменологический подход к диалогическому взаимодействию в социуме

Пашкин С.Б., д.пед.н., проф.

Морально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности

Психологические условия развития профессионализма работника на разных этапах трудовой жизни

Худяков А.И., д.пс.н., проф.

Современные проблемы психофизики

Прикладные аспекты проблемы формирования образа

Использование междисциплинарных методов исследований в психологии

Современные методы анализа данных

Современные проблемы психологических измерений

Кафедра психологии развития и образования

Лактионова Е.Б., д.пс.н., доц.

Психологическое благополучие субъектов образовательной среды

Личностные ресурсы субъективного благополучия человека на разных этапах онтогенеза

Баева И.А., д.пс.н., проф., академик РАО

Психологическая безопасность в образовательной среде и социальном взаимодействии

Грецов А.Г., д.пед.н., доц.

Психологические аспекты профилактики социально нежелательного поведения детей и подростков

Психология детско-юношеского спорта

Регуш Л.А., д.пс.н., проф.

Психологические проблемы подростков и молодежи и Интернет-среда: диагностика и способы совладания

Кафедра клинической психологии и психологической помощи

Алехин А.Н., д.мед.н., проф.

Нарушения психической адаптации в непривычных условиях жизнедеятельности

Антонова Н.А., к.пс.н.

Практики самопомощи (self-care) в области здоровья: психологические факторы применения и риски

Баканова А.А., к.пс.н., доц.

Экзистенциальная психология; психологическая помощь в кризисных ситуациях; психология переживании горя

Беляева С.И., к.пс.н., доц.

Нарушения психического развития как проблема адаптации

Бортникова Е.Г., к.пс.н.

 Нейропсихологические аспекты проблемы психической адаптации детей. Нейропсихологическая коррекция

Воробьева Н.В.

Медицинская психология в психиатрической практике

Горина Е.А.

Психологическая коррекция при психических заболеваниях

Дубинина Е.А., к.пс.н., доц.

Психология соматического больного и лечебного процесса

Ермакова Н.Г., д.пс.н., доц.

Реабилитация больных с последствиями поражения головного мозга

Жвакина М.А.

Ранняя помощь (раннее вмешательство). Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии

Защиринская О.В., д.пс.н., доц.

Исследования в области специальной (коррекционной) психологии, педагогики, психодиагностики. Дети и подростки с интеллектуальным недоразвитием (умственная отсталость, задержка психического развития)

Кондратьева К.О., к.пс.н.

Психология переживания ситуации онкологического заболевания

Круглова Н.Е., к.пс.н.

Психопрофилактика нарушений адаптации детей с ортопедической патологией

Леоненко Н.О., к.пс.н., доц.

Смысловая саморегуляции личности

Максименко К.Н.

Психология аномального развития

Неберекутина Э.А.

Психологические реакции адаптации

Отсус А.Е.

Клиническая психология экстремальных ситуаций

Саковский И.В., к.мед.н.

Топическая диагностика нарушений поведения у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга

Чернорай А.В., к.пс.н.

Психологическое консультирование при психосоматических заболеваниях

Червинский А.Ю.

Прикладные аспекты клинической психологии

 

Тематика проводимых исследований:

Тематика (руководитель)

Основные результаты

Основные публикации

Ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на недавно принятых в состав РФ территориях (рук. И. А. Баева), ГЗ Минпросвещения России (проект № VRFY-2024-0006)

В ходе теоретического анализа было установлено, что ситуация военного конфликта характеризуется неопределенностью, чрезмерной информационной погруженностью, тревожностью и накоплению стрессоров, которые сказываются на благополучии и адаптивности. Пребывание в течение долгого времени в условиях военного конфликта приводит к изменению структуры ресурсов, поддерживающих состояние психологической безопасности. К средовым факторам, влияющим на психологическую безопасность, относятся факторы макроуровня (местность проживания, политические факторы, экономические факторы, информационную и культурную среду) и факторы мезоуровня (семью, ближайшее окружение, образовательную среду, другие социально-психологические факторы). К внутренним (психологическим) ресурсам относятся индивидуально-типологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие ресурсы. Результаты обзора научной литературы позволили предложить модель ресурсов психологической безопасности студентов в напряжённой социокультурной среде. В предложенной модели ключевым внешним ресурсом психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде выступает образовательная среда вуза, поскольку в условиях неопределенности и рисков она остается одним из наиболее значимых и относительно стабильных социально-психологических факторов, обеспечивающих защищенность и поддерживающих субъективное благополучие студентов.  В качестве основных исследуемых референтов образовательной среды определены благоприятный социально-психологический климат, профессиональная приверженность педагогов, вовлеченность в образовательную среду, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, референтность образовательной среды. В качестве основных внутренних ресурсов для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие, поведенческие установки и обеспечения психологической безопасности студентов выступают: когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект. Подготовлен методический комплекс для оценки: а) состояния Разработана модель психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности студентов, проживающих на вновь принятых в состав РФ территориях.

Баева И.А., Пежемская Ю.С., Лактионова Е.Б., Кондакова И.В., Савенко Ю.С., Соколова М.Е.Л.С. БАЗА ДАННЫХ "РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕДАВНО ПРИНЯТЫХ В СОСТАВ РФ ТЕРРИТОРИЯХ".
Свидетельство о регистрации базы данных RU 2024622275, 24.05.2024. Заявка № 2024621354 от 09.04.2024.

 

Баева И.А., Кондакова И.В., Селиков Ю.Н. ДЕТЕРМИНАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Психология человека в образовании. 2024. Т. 6. № 1. С. 33-47.

 

Баева И.А., Лактионова Е.Б., Кондакова И.В., Пежемская Ю.С., Соколова М.Е.Л.С., Савенко Ю.С. РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В НАПРЯЖЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 2. С. 3-29.

Психологические проблемы подростков и молодежи и Интернет-среда (рук. Л. А. Регуш)

Установлено, что для большинства подростков (67%) характерен средний уровень проблемной озабоченности в связи с интернет-средой. Группа с высокой проблемной озабоченностью в связи с интернет-средой составляет 15,7%, с низкой – 17,3 %. Можно считать, что эти данные отражают реальную картину психологических проблем подростков в связи с интернет-средой. Группу риска могут представлять подростки с высоким уровнем проблемной озабоченности. Об этом свидетельствует то, что приоритетными для них являются переживания, связанные с интернет-средой по сравнению со всеми другими жизненными областями, учитывая, что многолетние наблюдения выявили характерные для подростков области проблемных переживаний как относительно устойчивые (общественная и личная безопасность и проблемы, связанные с идентичностью). Кроме того, подростки этой группы осознают, что Интернет становится для них препятствием для проявления активности в реальной жизни.

Подростки, имеющие различный уровень проблемной озабоченности в связи с интернет-средой, используют ее для совладания со своими жизненными проблемами, о чем говорят данные об использовании всех стратегий совладания во всех группах подростков. Подростки группы риска, т.е. имеющие высокий уровень озабоченности в связи с интернет-средой, ориентированы на стратегии решения проблем и избегание. Подростки, имеющие большую проблемную озабоченность в интернет-среде по сравнению с другими жизненными областями, проявляют большую активность в онлайн-совладании.

Установлена наиболее тесная связь между общим индексом проблемной озабоченности и стратегией избегания, что позволяет рассматривать интернет-среду, прежде всего, как ресурс отвлечения от проблем и снятия эмоционального напряжения.

Таким образом, использование Интернета может стать как причиной обострения характерных для подростка психологических проблем, так и источником возникновения новых, связанных с ним, способов совладания. В то же время, новые способы совладания с помощью ресурсов Интернета оказываются стимулом к развитию навыков его эффективного использования, следовательно, открывают новые возможности решения или предотвращения подростковых проблем.

Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК ИСТОЧНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И РЕСУРС ДЛЯ СОВЛАДАНИЯ С НИМИ У ПОДРОСТКОВ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2024. № 212. С. 146-160.

 

Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ В РЕАЛЬНОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 1. С. 84-96.

 

Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ И ИНТЕРНЕТ-СРЕДА: ДИАГНОСТИКА И СПОСОБЫ СОВЛАДАНИЯ // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). С. 72-85.

Психолого-педагогический потенциал мобильных устройств обучающихся в школьном образовательном пространстве (рук. Ю. Л. Проект), грант РНФ № 23-28-00412

Проведен анализ основных подходов к изучению цифровой социализации современных детей и подростков. Разработан методологический комплекс исследования психолого-педагогического потенциала мобильных устройств обучающихся в школьном образовательном пространстве. Разработана операциональная модель исследования психолого-педагогического потенциала мобильных устройств обучающихся в школьном образовательном пространстве. Разработан и настроен авторский комплекс исследования. Определена роль мобильных устройств   обучающихся в школьном образовательном пространстве по оценкам педагогов.  Раскрыта роль родительских установок и родительской медиации по отношению к мобильным устройствам детей. Выявлены представления детей о роли мобильных устройств в обучении и других областях жизнедеятельности. Проведено метааналитическое исследование оценки влияния использования мобильных устройств на образовательные результаты школьников. Проведено экспериментальное исследование влияния многозадачности и практик использования мобильных устройств на успешность решения учебных задач школьниками. Выявлен характер влияния образовательных медиа на качество учебной деятельности школьников. Раскрыто содержание современных практик использования цифровых технологий и их взаимосвязь с академической успешностью школьников.

Проект Ю.Л., Спасская Е.Б. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2025. № 1. С. 109-128.

 

Проект Ю.Л., Спасская Е.Б., Иваннушкина Н.О., Бочарова О.С. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТА-АНАЛИЗ ВТОРОГО ПОРЯДКА // Российский психологический журнал. 2024. Т. 21. № 2. С. 35-59.

 

Спасская Е.Б., Проект Ю.Л., Иванушкина Н.О. ЧТО ДУМАЮТ РОДИТЕЛИ О ЗНАЧЕНИИ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В ОБУЧЕНИИ ИХ ДЕТЕЙ: РОЛЬ УСТАНОВОК И РОДИТЕЛЬСКОЙ МЕДИАЦИИ // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 4. С. 536-555.

Постопекунская семья: психологические особенности и модель сопровождения (рук. Е.Ю. Коржова), грант РНФ № 23-28-00195

В настоящий момент третий этап опекунской семьи – семьи в период постопеки – лишен как теоретического описания, методологического обоснования, так и практического решения данной задачи. Настоящее исследовании направлено на изучение психологических характеристик семей в период завершения опеки. Общей теоретико-методологической базой исследования является совокупность положений системного подхода, идеи интегративно-дифференцированного подхода, основные принципы субъектно-деятельностного подхода, социокультурного подхода, а также теории семейных систем и теории социально-психологической адаптации личности.

В эмпирическом исследовании приняли участие 92 опекунских семьи. Из них 40 детей в возрасте 6-12 лет, 52 подростка в возрасте 13-17 лет и 92 опекуна в возрасте 45-72 года), а также 102 семьи в период постопеки (112 детей-сирот, которые находились под опекой в возрасте 18-25 лет и 102 постопекуна в возрасте 45-75 лет). Сформированный психодиагностический комплекс позволил получить научные результаты, показывающие специфику жизненной ситуации кровнородственных семей в период постопеки. Изучена и описана структура постопекунской семьи, раскрыта специфика изменения жизненной ситуации в период постопеки, выделены особенности взаимоотношений между постопекунами и постопекаемыми, а также уровни субъективного благополучия членов постопекунских семей.

На основании полученных данных разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения постопекунских семей.

Коржова Е.Ю., Тузова О.Н., Карасаева А.М., Повхова А.В. ПОСТОПЕКУНСКАЯ СЕМЬЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ. Москва, 2024.

 

Коржова Е.Ю., Тузова О.Н. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕКУНСКОЙ СЕМЬИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ. Учебно-методическое пособие. Москва, 2024.

 

Коржова Е.Ю., Тузова О.Н., Карасаева А.М., Повхова А.В. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ИЗ ОПЕКУНСКИХ СЕМЕЙ // Россия - историко-культурные константы и перспективы развития детства. Сборник научных трудов ХХХ Международной конференции. Санкт-Петербург, 2024. С. 318-321.

 

 

Психология жизненного пути: личностные и групповые процессы (рук. Е. Ю. Коржова)

Психодиагностические методики исследования жизненного пути адаптированы на китайском языке (Цинь П., Чжу Ф.). Изучается роль чтения в жизненном пути личности (Косенкова О.В.). Рассматривается связь эмпатии и метакогнитивных способностей с другими феноменами жизненного пути (Посадская М.В., Проворова А.Н.). Исследуются жизненные ориентации и стратегии поведения руководителей (Толстикова В.П., Ярославский А.Д.). Изучаются особенности жизненных ориентаций, субъективной картины жизненного пути и стратегии поведения на этапе студенчества (Ходжаева И.К., Тян Цзы, Цинь П., Чжан Ю.), средней школы (Аджибаева Ю.Х.), начальной школы (Мезрина Е.В.)

Коржова Е.Ю. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Личность в норме и патологии. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2025. С. 77-78.

 

Коржова Е.Ю., Чжу Ф., Дворецкая М.Я., Туманова Е.Н. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ КИТАЙСКИМИ И РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13. № 3 (48). С. 211-214.

 

Коржова Е.Ю.
ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАСКРЫТИИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ // Психология личности: методология, теория, практика (Методология, теория и история психологии). Сборник статей. Москва, 2024. С. 308-313.

Преемственность в развитии  идей психологической науки    учеными  Герценовского университета (рук. М. С. Игнатенко)

Проведенный анализ исследований позволил теоретически подтвердить   научную  преемственность  Московской и Петербургской  психологических школ и тем самым признать   состоявшейся     Герценовскую  психологическую  школу, основоположниками которой  правомерно   считать профессора М.Я. Басова (и его сотрудников) и  его преемника профессора С.Л. Рубинштейна (и его учеников и последователей).

Игнатенко М.С. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС В СОХРАНЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИДЕЙ УЧЕНЫХ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ // Философия образования и диалог поколений. Сборник научных трудов ХXIX Международной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 373-380.

Адаптация российских и иностранных студентов к образовательной и начальной профессинальной деятельности (рук. П. Н. Виноградов)

В ходе исследования на 400 студентах было установлено, что китайские студенты, обучающиеся в России, испытывают значительно больший стресс по четырем аспектам: связь с будущим, академическая конкуренция, атмосфера обучения и учебные условия, по сравнению с китайскими студентами, обучающимися в Китае. Причиной этого, возможно, являются различия в признаваемости в Китае дипломов, полученных в России, высокий уровень сложности русского языка и различия в образовательной атмосфере.

Стратегии совладания с академическим стрессом у китайских студентов, обучающихся в России и в Китае, в основном схожи, однако вероятность того, что студенты из КНР выберут стратегию «избегание», выше, чем у студентов из России, которые предпочитают прямое противостояние стрессорам.

Выявлены различия в предикторах и ресурсах преодоления академического стресса в выборках китайских студентов, обучающихся в РФ и КНР. У студентов, обучающихся в России - повышение уровня  благоразумия и осторожности становятся предикторами, сообщающими о прогнозируемой возможности снижения уровня академического стресса, а увеличение уровня чувствительности, позволяет прогнозировать его увеличение. У студентов, обучающихся в Китае - повышение уровня открытости, доверчивости и оптимального уровня напряженности становятся предикторами снижения уровня академического стресса, а повышение уровня чувствительности позволяет прогнозировать возможность повышения уровня академического стресса.

Безгодова С.А., Виноградов П.Н., Кинелева В.В  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ И РЕАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ //  ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Материалы VII Международной научной конференции. Красноярск, 2023. С. 701-706.

 

Виноградов П.Н., Ермакова М.М. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ  ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2024. С. 42-44.

Медиаобразование – социальный ресурс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (рук. Г. В. Семенова)

Разработана структурно-динамическая ресурсная модель медиаобразования; подготовлен пакет методик (в том числе – валидных авторских опросников) для проведения эмпирических исследований таких субъектов образования, как педагоги, обучающиеся с ОВЗ, родители. Реализован медиаобразовательный проект на базе телеграм-канала. Проведено эмпирическое исследование социально-психологических ресурсов медиа образования в представлении педагогов и обучающихся с ОВЗ, родительского выгорания, социального исключения детей и подростков с ОВЗ в образовательной среде

Семенова Г.В., Новиков М.С. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2024. Т. 23. № 3. С. 31-37.

 

 

Историческая память различных поколений в контексте внутрисемейного взаимодействия (рук. Н. В. Солнцева)

Объектом исследования являются семейные триады - представители трех поколений семьи, состоящие в кровном родстве (представитель младшего поколения семьи, его родитель - представитель среднего поколения, и родитель родителя - представитель старшего поколения).

Исследование охватывает 300 человек (100 семей, состоящих из представителей трех поколений: старшее поколение (100 человек), среднее поколение (100 человек), младшее поколение студенческого возраста (100 человек). В настоящий момент опрошено 80% предполагаемых респондентов.

На сегодняшний день изучены и описаны внутри поколенческие особенности для каждого поколения семьи, а также подробно рассмотрены различные аспекты межпоколенческой взаимосвязи трех поколений семьи. Набольшую взаимосвязь и тождественность характеристик друг с другом имеет младше и старшее поколение, тогда как средне поколение – родители в наибольшей степени отличается от них. Что дает основание предполагать ведущую роль прародителей в формировании младшего поколения и «трансляцию» личностных характеристик и семейных ценностей через поколение.

Солнцева Н.В., Соколовская В.В. ОБРАЗ ДЕТСТВА В КАРТИНЕ МИРА РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ //  Россия - историко-культурные константы и перспективы развития детства. Сборник научных трудов ХХХ Международной конференции. Санкт-Петербург, 2024. С. 474-477.

 

Мякота А.В., Солнцева Н.В.ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ СОЦИОГРАММЫ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ И ОТ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2024. № 7. С. 324-331.

 

Солнцева Н.В., Соколовская В.В. СЕМЬЯ В КАРТИНЕ МИРА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ //
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2024. № 7. С. 478-485.

Когнитивные факторы эффективного усвоения учебного материала в образовательном процессе, реализуемом с применением цифровых образовательных технологий (рук. В. Н. Панферов), грант РГПУ №23ВГ

Проведено эмпирическое исследование когнитивно-стилевых характеристик, показателей учебной активности и успеваемости школьников и студентов с разными параметрами цифровой компетентности и использования сети Интернет. В исследовании приняли участие обучающиеся школ и вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга (общая выборка: N=583). В результате исследования установлена структура взаимосвязей цифровой компетентности и способов использования интернета с когнитивными особенностями и академическими показателями обучающихся. Обнаружено, что выраженность цифровой компетентности у школьников и студентов в области контента, программного обеспечения, потребления сочетается с более эффективным усвоением учебного материала и отражается в умении критически оценивать информацию, применять ее на практике, координировать совместную деятельность. У студентов, по сравнению со школьниками, выявлены более высокие показатели академической успеваемости и обучаемости, связанные с их когнитивными стратегиями организационной направленности и активными практиками использования сети Интернет в учебных целях.

Панферов В.Н., Микляева А.В., Рудыхина О.В., Долженко К.И., Сутормина Н.В., Самойлов О.М., Морозов З.А., Петухова Д.Р., Яшкина Д.Д., Косинская Д.В. КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, РЕАЛИЗУЕМОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2024620023, 09.01.2024. Заявка № 2023625005 от 18.12.2023.

 

Микляева А.В., Панферов В.Н., Горьковая И.А. ОПРОСНИК "МЕТАКОГНИЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНА": СОКРАЩЕННАЯ РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ // Экспериментальная психология. 2024. Т. 17. № 2. С. 139-153.

 

Панферов В.Н., Цветкова Л.А. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ //
Психология человека в образовании. 2024. Т. 6. № 4. С. 523-533.

Конструктивный патриотизм в структуре социальных установок подростков с различными траекториями взросления (рук. А. В. Микляева), грант РНФ №  23-28-00482

Результаты исследования (суммарный объем выборки – n=832) показали, что в патриотические установки подростков, независимо от их формы (конструктивный патриотизм или слепой патриотизм), определяются позитивной гражданской идентичностью и верой в справедливый мир. Помимо этого, конструктивные патриотические установки поддерживаются социальными аксиомами «награда за усилия», «религиозность» и «социальная сложность», а фактором риска формирования конструктивного патриотизма выступает «социальный цинизм». Было установлена, что вклад указанных предикторов конструктивных патриотических установок варьируется  в зависимости  от траекторий взросления, демонстрируемых подростками, а также модерируется показателями возраста, пола и ступенью образования.

Эти результаты положены в основу методических разработок, в которых сделан акцент не на формировании гражданской идентичности, традиционно рассматриваемой в качестве основной «мишени» в работе по формированию патриотических установок, а на содействие формированию социальных верований и ценностей, являющихся специфическими (в сравнении со слепым патриотизмом) социально-психологическими детерминантами конструктивного патриотизма. Предложены методические рекомендации по содействию формированию конструктивных патриотических установок у подростков с учетом особенностей реализуемых ими траекторий взросления, первичная апробация которых позволила признать их эффективность удовлетворительной, а также программа учебной дисциплины «Социально-психологические основы формирования конструктивных патриотических установок в подростковой среде», интегрируемая в программы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов сферы образования.

Микляева А. В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПАТРИОТИЗМА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ ВЗРОСЛЕНИЯ // Интеграция образования. 2025. Т. 29. № 2 (119). С. 355-367.

 

Васильева С.В., Микляева А.В. ОПРОСНИК КОНСТРУКТИВНОГО ПАТРИОТИЗМА (ПОДРОСТКОВАЯ ВЕРСИЯ): ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 3. С. 458-472.

 

Микляева А.В., Самойлов О.М., Лыткин М.С., Васильева С.В.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ ВЗРОСЛЕНИЯ. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2023625037, 26.12.2023. Заявка № 2023624951 от 18.12.2023.




  



1) «Психология человека»

Предметная область: общая психология, социальная психология, методология психологии

Год основания: 1987

Сведения об основателе: Владимир Николаевич Панферов, доктор психологических наук, профессор

Сведения о руководителе: Владимир Николаевич Панферов, доктор психологических наук, профессор

Информация об участниках научной школы:

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор

Кораблина Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор

Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, профессор

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент

Горьковая Ирина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор

Посохова Светлана Тимофеевна, доктор психологических наук, профессор

Безгодова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент

Васильева Светлана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент

Смарышева Виктория  Алексеевна, кандидат психологических наук

Углова Анна Борисовна, кандидат психологических наук

Турина Анна Олеговна, кандидат психологических наук

Лакомская Анна Владимировна, кандидат  психологических наук

Рашитова Лилия Сергеевна, кандидат  психологических наук

 

Информация о деятельности научной школы:

Открытия новых направлений подготовки, специальностей

В РГПУ им. А. И. Герцена открыты новые магистерские программы «Когнитивные исследования в образовании», «Психологическое сопровождение становления личности в образовании» (2021 г.). В 2022 г. В РГПУ им. А. И. Герцена открыта аспирантура по специальности 5.12.1 Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (психологические науки)

 

Создания новых основных

и дополнительных образовательных программ, учебных дисциплин

Разработаны указанные в предыдущем пункте образовательные программы, для которых  предложено более 30 программ новых учебных дисциплин, включая программы оригинальных авторских курсов «Методология когнитивных исследований в образовании», «Когнитивные исследования процессов обучения и воспитания», «Личность в современном обществе», «Психологическое сопровождение социального и духовно-нравственного становления личности обучающихся в образовательном пространстве» и др.

В других областях

При поддержке представителей НПШ создан (в 2019 г.) и успешно функционирует научный журнал «Психология человека в образовании» (в настоящее время входит в Перечень ВАК, К2)

 

Внедрение полученных результатов научных исследований: УМК учебной дисциплины «Общая социальная психология» (РГПУ им. А.И. Герцена, педагогические вузы – партнёры); Программа и электронный учебный курс «Ребенок в кризисной ситуации: технологии комплексной психолого-педагогической помощи», 2021 г., обучение прошли специалисты из более чем 60 образовательных организаций России

Организации-партнеры научной школы:  Институт психологии РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет.

Основные публикации:

1.     Панферов В.Н., Безгодова С.А., Микляева А.В. Интегративный подход в познании психологии человека // Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: ИП РАН, 2023. С. 619-634.

2.     Панферов В.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А. Классификация наук и систематизация знаний для проектирования контента общего и профессионального интегративного образования // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 219-230.

3.     Панферов В.Н. Универсальная модель образовательной деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации (на примере психолога в сфере образования) // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 2. С. 272-282.

4.     Микляева А.В., Панферов В.Н., Андронова М.С. Общая психология. теоретические основы. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020.

5.     Безгодова С.А., Панферов В.Н. Методологические основы и проблемы психологии. М.: Юрайт, 2020.


2) «Психология, преподавание психологии»

Предметная область: педагогическая психология, возрастная психология

Год основания: 1993

Сведения об основателе: Людмила Александровна Регуш, доктор психологических наук, профессор

Сведения о руководителе: Людмила Александровна Регуш, доктор психологических наук, профессор

Информация об участниках научной школы:

1. Алексеева Елена Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент

2. Веретина Ольга Рэмовна, кандидат психологических наук, доцент

3. Грецов Андрей Геннадьевич, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент

4. Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент

5. Пежемская Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент

6. Постникова Маргарита Игоревна, доктор психологических наук, профессор

7. Сомова Наталья Леонтьевна, кандидат психологических наук, доцент

8. Ундуск Елена Николаевна, кандидат психологических наук

9. Флотская Наталья Юрьевна, доктор психологических наук, профессор

10. Флотский Николай Сергеевич, кандидат психологических наук

11. Магакян Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук

12. Якимайнен Дарья Александровна, магистр образования

13. Голубчикова Юлия Алексеевна, студент

14. Григорьян Маргарита Акоповна, студент

15. Абрамян Сергей Леонидович, студент

 

Информация о деятельности научной школы:

Открытия новых направлений подготовки, специальностей

Психолого-педагогическое образование - 050400

Магистерская программа «Психологическое сопровождение развития личности в образовании» 050700.68 

Создания новых основных

и дополнительных образовательных программ, учебных дисциплин

Проблемы психического развития в разные возрастные периоды;

Диагностика психического развития и его нарушений;

Реабилитация подростков с проблемами развития;

Тренинговые технологии в работе с подростками и молодежью;

Развивающий диалог в образовании;

Технологии развития ответственности у детей и подростков;

Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

Основы психологического консультирования в образовании и социальной работе

В других областях

Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию;

Педагогическая социальная психология; Психология развития человека в образовании; Психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение

 

Внедрение полученных результатов научных исследований: нет сведений

Организации-партнеры научной школы: нет сведений

Основные публикации:

1.     Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Регуш Л. А. — СПб.: Речь, 2003. — 351 с. — (Классики и современники психологии).

2.     Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение. От рождения до пожилого возраста / Регуш Л. А. — СПб.: Речь, 2006. — 318 с.

3.     Психологические проблемы: диагностика, способы разрешения, детерминанты (на примере подростков и молодежи): монография / Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С., Ундуск Е. Н; РГПУ. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2015. — 231 с.

4.     Педагогическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика". Стандарт третьего поколения / Баева И. А., Лактионова Е. Б., Паттурина Н. П., Регуш Л. А., Костромина С. Н., Орлова А. В., Пежемская Ю. С., Сомова Н. Л., Грецов А. Г., Ундуск Е. Н., Игнатенко М. С., Григорьева Н. В.; под редакцией Л. А. Регуш, А. В. Орловой; рецензенты: В. Л. Ситников, М. И. Постникова. — 2-е издание, дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 496 с. 

5.     Дисциплина "Психология" в стандартах третьего поколения: концепция, примерные программы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению "050100 - Педагогическое образование" / Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Пежемская Ю. С., Регуш Л. А., Сомова Н. Л.; РГПУ. — СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2011. — 114 с.

 

3) Психологическая безопасность образования

Предметная область

15.81.21. Педагогическая психология

5.3.3. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательный сред

Год основания: 2003

Сведения об основателе

Баева Ирина Александровна – доктор психологических наук, профессор. академик Российской академии образования, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность образования. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования; Лауреат премии правительства РФ в области образования; Профессор года по версии Профессорского собрания РФ; Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена;

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Сведения о руководителе

Баева Ирина Александровна - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность образования. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования; Лауреат премии правительства РФ в области образования; Профессор года по версии Профессорского собрания РФ; Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена;

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Информация об участниках научной школы

Иванова Наталья Валентиновна, доктор психологических наук, доцент

Костина Любовь Михайловна, доктор психологических наук, доцент

Слюсарева Елена Сергеевна, доктор психологических наук, доцент

Кондакова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук

Зекерьяев Руслан Ильвисович, кандидат психологических наук

Лучинкина Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук

Меерсон Айзек-Лейб Соломонович, кандидат психологических наук

Степанова Юлия Сергеевна, магистр психолого-педагогического образования

Соколова Милен-Ева-Лилит Сергеевна, магистр психолого-педагогического образования

 

Информация о деятельности научной школы

Создание новых основных и дополнительных образовательных программ, учебных дисциплин

44.04.02 — Психолого-педагогическое образование. Программа магистерской подготовки «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии»:

учебные дисциплины: «Психология безопасности», «Психологическое влияние на личность и ее защита от негативных воздействий»;

44.03.02 — Психолого-педагогическое образование. Программа магистерской подготовки «Психолого-педагогическое обеспечение развивающих программ начального образования»:

учебная дисциплина ««Проектирование и экспертиза образовательной среды»;

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психологическая безопасность в образовательной организации»;

Образовательная программа дополнительного профессионального образования «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС»;

Образовательная программа дополнительного профессионального образования «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семьям»

 

Внедрение полученных результатов научных исследований

Перечень основных (наиболее значимых) результатов, внедренных НПШ

в Санкт-Петербурге, Российской Федерации или других субъектах Российской Федерации и странах (с указанием организации-партнера, страны, субъекта Российской Федерации, года внедрения) в течение 5 лет, предшествующих году проведения отбора:

1. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы»

ОО Ленинградской области 2019-20 гг.; ОО г. Казань 2020 г.; ОО г. Перми 2023-24 гг. и др.

2. Технологии формирования психологической безопасности образовательной среды.

ОО Ленинградской области 2019-22 гг.; ОО г. Ставрополя, 2020-24 гг. и др.

3. Психолого-педагогическое сопровождение и оценка безопасной образовательной среды. ОО Ленинградской области, г. Нижний Новгород, 2020-23 гг.

4. Сиситема диагностики ресурсов психологической безопасности студентов, обучающихся на вновь принятых в РФ территориях. Мелитопольский государственный университет, 2023-24 гг.

 

Организации партнеры научной школы

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург. Ежегодный всероссийский форум с международным участием «Психология образованию: вектор развития»;

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Ежегодный всероссийский форум «Психология образованию»;

ФГБОУ ВО «Херсонский педагогический университет», ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет» сбор эмпирических данных и апробация результатов исследования о состоянии психологической безопасности студентов и педагогов в напряженной социокультурной среде.

Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО). Инновационная площадка РАО 2013-2022 гг.: «Психологическое проектирование безопасного образовательного пространства региона (на примере Ленинградской области)» Свидетельство об аккредитации, регистрационный № А-30.03.18-1.

Пермский государственный национальный исследовательский университет, кафедра социальной работы и конфликтологии. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №31» г. Перми. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №8» г. Перми. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Адаптивная школа – интернат «Ступени» г. Перми. Еще 10 образовательных организаций среднего образования г. Перми. Все вместе образуют консорциум для реализации проекта «Система психолого-педагогических технологий создания психологически безопасной образовательной среды, как механизм воспитательной деятельности школы», которому 22 мая 2025 года Президиумом РАО присвоен статус Инновационной площадки РАО до 31 декабря 2029 года.

 

Научные публикации

1.     Личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации / Баева И. А. и др. // Интеграция образования. — 2024. — Том 28, N 3 (116). – С. 366-383. — URL: https://journals.rcsi.science/1991-9468/article/view/258922. — DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383

2.     Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований / Баева И. А. и др. // Психолого-педагогические исследования. — 2024. — Том 16, N 2. – С. 3-29.

3.     Особенности адаптации студентов - представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к образовательной среде колледжа / Баева И. А. и др. // Социальная психология и общество. — 2023. — Том 14, N 3. – С. 136-153.

4.     Large-scale study of the precision of the approximate number system: Differences between formats, heterogeneity and congruency effects / Baeva I. et al. // Heliyon. — 2023. — Volume 9, N 4. - Article e14912. — DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e14912

5.     Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей / Баева И. А. ми др., // Психологическая наука и образование. — 2021. — Том 26, N 2. — С. 5-16. — DOI: 10.17759/pse.2021260201

 

4) «Методология и методы медико-психологического обеспечения адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности»

Предметная область: медицинская психология, психофизиология

Год основания: 2007

Сведения об основателе: Анатолий Николаевич Алехин, доктор медицинских наук, профессор

Сведения о руководителе: Анатолий Николаевич Алехин, доктор медицинских наук, профессор

Информация об участниках научной школы:

Дубинина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент

Амелина (Кемстач) Валерия Всеволодовна, кандидат психологических наук

Соколова Мария Георгиевна, доктор медицинских наук, доцент

Ермакова Наталья Георгиевна, доктор психологических наук, доцент

Чернорай Анна Владимировна, кандидат психологических наук

Исагулова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук

Кондратьева Кристина Орхановна, кандидат психологических наук

Неберекутина Элла Анатольевна

Отсус Александр Евгеньевич

Протопопова Мария Александровна

Максименко Ксения Николаевна

 

Информация о деятельности научной школы:

Открытия новых направлений подготовки, специальностей

Создания новых основных

и дополнительных образовательных программ, учебных дисциплин

РГПУ им. А.И. Герцена. 37.05.01 Клиническая психология (специалитет).

Алёхин А.Н.: Б. 1.9.2 Модуль «Теоретические основы клинической психологии». Естественнонаучные основы клинической психологии; Б. 1.11.4 Модуль «Пропедевтика нарушений психического функционирования». Неврозология; Б. 1.14.4 Модуль «Клиническая психология детского и подросткового возраста». Клинико-психологическая оценка развития в детском и подростковом возрасте; Б. 1.14.5 Модуль «Клиническая психология детского и подросткового возраста». Практикум по клинико-психологической диагностике в детском и подростковом возрасте; Б. 1.15.3 Модуль «Клинико-психологическая помощь семье и ребенку». Психопрофилактика и коррекция школьной дезадаптации; Б. 1.15.7 Модуль «Клинико-психологическая помощь семье и ребенку». Практики клинико-психологической помощи детям и подросткам; Б. 1.15.7 Модуль «Клинико-психологическая помощь семье и ребенку». Психопрофилактика нарушений поведения у детей и подростков; Б. 1.16.1. Модуль «Нарушения психической деятельности». Психическая адаптация и её нарушения; Б. 1.3.3 Модуль «Естественнонаучные основы психологии». Биологические основы поведения; Б. 1.12.5 Модуль «Современные направления психологической науки и практики». Основы психотерапии и психокоррекции.

Ермакова Н.Г.: Б. 1.16.3 Модуль «Нарушения психической деятельности». Основы нейропсихологии; Б. 1.16.4 Модуль «Нарушения психической деятельности». Практикум по нейропсихологии; Б. 1.12.1 Модуль «Современные направления психологической науки и практики». Нейропсихология.

Кондратьева К.О.: Б. 1.10.2 Модуль «Общепрофессиональный». Психологическая реабилитация.

Чернорай А.В.: Б. 1.17.4 Модуль «Практическая клиническая психология». Клинико-психологические аспекты лечения и взаимоотношений врач-больной; Б. 1.17.7 Модуль «Практическая клиническая психология». Клиническая психология в здравоохранении.

В других областях

Организован диссовет по специальности 5.3.6.  Медицинская психология (психологические науки) (Приказ Минобрнауки № 1882/нк от 05.10.2023).

НРШ Проведен круглый стол «Адаптация субъекта в изменяющемся мире: актуальные вопросы и исследования кафедры клинической психологии и психологической помощи» 12.04.2024 г. В работе круглого стола приняли участие студенты и сотрудники Института психологии Герценовского университета, СПбГМПУ, университета ГПС МЧС России, практикующие психологи.

Организован и проведен «День психолога» с привлечением студентов кафедры клинической психологии и психологической помощи (22.11.2023).

Максименко К.Н. выступила в 2024 г. экспертом Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека», а также являлась членом жюри следующих мероприятий: Санкт-Петербургского городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2024»; регионального этапа конкурса «Время быть лидером», проводимого в рамках всероссийской акции «Здоровое питание в школе и дома»; Открытого городского конкурса педагогического мастерства «Современные и инновационные методики и технологии в дополнительном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Внедрение полученных результатов научных исследований:

1. Проведен анализ содержания авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, направленных в диссертационные советы России в 2010-2021 гг. (серия публикаций).

2. Подготовлена серия современной учебной литературы по медицинской психологии, обеспечивая специалистов актуальными знаниями и практическими инструментами для диагностики и работы с разными категориями населения, в том числе с уязвимыми группами:

Алехин А.Н., Пеккер М.В. Распознавание психических расстройств в психологической практике: учебное пособие. 2-е изд. М: Юрайт, 2023, 2024.

Алехин А.Н. Психические заболевания в практике психолога: учебное пособие. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2022, 2023.

Алехин А.Н. и др. Психопрофилактика абортов: методические рекомендации. СПб, 2021, 2024.

Алехин А.Н., Малкова Е.Е. экспертная деятельность клинического психолога: учебно-методическое пособи. СПб, 2019.

3. Осуществлена разработка пилотажного макета автоматизированной системы для интегрированной оценки профессиональных компетенций студентов специалитета «клиническая психология» на материале тестовых заданий, которые проходят многоэтапную экспертизу и отбор в соответствии с теоретическими и эмпирическими (психометрическими) критериями (руководитель – проф. А.Н. Алёхин). В теоретико-методологическом аспекте данный проект опирается на базовые положения компетентностного подхода в образовании и методологию педагогической тестологии.

4. Разработана методика экспресс-диагностики уровня социальной фрустрированности (Дубинина Е.А.).

5. Изучены особенности адаптации учащейся молодежи и педагогов к условиям дистанционного обучения и самоизолящии в связи с пандемией covid-19 (серия публикаций).

6. Обнаружено, что уровень BDNF (нейротрофический фактор мозга) является молекулярным маркером реактивности сна к стрессу и свидетельствует о потенциальной адаптации к стрессу.

Организации-партнеры научной школыучреждения здравоохранения, центры социальной защиты и образования Санкт-Петербурга; Department of Neurology, Graduate School for Health Sciences, Department for Pulmonary Medicine, Allergology and Clinical Immunology, Bern University Hospital (Inselspital) and University of Bern, Bern, Switzerland

Основные публикации:

1.     Алехин А. Н., Пеккер М. В. Распознавание психических расстройств в психологической практике: учебное пособие для вузов / рецензенты: Родыгина Ю. Н., Кулаков С. А. — Второе издание, переработанное и дополненное. — Москва: Юрайт, 2024. — 187 с.

2.     Дубинина, Е. А., Алехин, А. Н. Психологические реакции детей на ситуацию хирургического лечения: обзор исследований // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 4. С. 5-26. DOI: 10.17759/cpse.2023120401

3.     Алёхин А. Н., Беляева С. И. Адаптивные изменения психической деятельности современного человека // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2023. № 210. С. 230-243. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-210-230-243

4.     Пульцина К. И., Алехин А. Н., Петрова Е. В., Воробьева Н. В. Эффективность сетей внимания и выраженность позитивной и негативной симптоматики при шизофрении // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2022. Том 122, № 2. С. 88-96. DOI: 10.17116/jnevro202212202188

5.   Алехин А. Н., Дубинина Е. А. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия. 2020. Том 26, № 3. С. 312-316. DOI: 10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316

 

4) «Психология человека»

Предметная область: психология человека и социального взаимодействия людей

Год основания: 1987

Сведения об основателе: Владимир Николаевич Панферов, доктор психологических наук, профессор

Сведения о руководителе: Владимир Николаевич Панферов, доктор психологических наук, профессор

Информация об участниках научной школы:

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор

Кораблина Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор

Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, профессор

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент

Горьковая Ирина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор

Посохова Светлана Тимофеевна, доктор психологических наук, профессор

Безгодова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент

Васильева Светлана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент

Смарышева Виктория  Алексеевна, кандидат психологических наук

Углова Анна Борисовна, кандидат психологических наук

Турина Анна Олеговна, кандидат психологических наук

Лакомская Анна Владимировна, кандидат  психологических наук

Рашитова Лилия Сергеевна, кандидат  психологических наук

Информация о деятельности научной школы: развитие интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей

Внедрение полученных результатов научных исследований: УМК учебной дисциплины «Общая социальная психология» (РГПУ им. А.И. Герцена, педагогические вузы – партнёры); Программа и электронный учебный курс «Ребенок в кризисной ситуации: технологии комплексной психолого-педагогической помощи», 2021 г., обучение прошли специалисты из более чем 60 образовательных организаций России

Организации-партнеры научной школы:  Институт психологии РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет

Основные публикации:

1.     Панферов В.Н., Безгодова С.А., Микляева А.В. Интегративный подход в познании психологии человека // Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: ИП РАН, 2023. С. 619-634.

2.     Панферов В.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А. Классификация наук и систематизация знаний для проектирования контента общего и профессионального интегративного образования // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 219-230. (Scopus)

3.     Панферов В.Н. Универсальная модель образовательной деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации (на примере психолога в сфере образования) // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 2. С. 272-282.

4.     Микляева А.В., Панферов В.Н., Андронова М.С. Общая психология. теоретические основы. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020.

5.   Безгодова С.А., Панферов В.Н. Методологические основы и проблемы психологии. М.: Юрайт, 2020.


  



Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность образования»

Совместно с лабораторией осуществляется исследование ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. На основе систематического обзора публикаций выявлены особенности психического состояния людей в период военного времени в целом и проживающих на территориях военных конфликтов, разработана теоретическая модель ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В эмпирическом исследовании приняло участие 1034 студентов, которые обучаются на территории Запорожской области. Была установлена структура состояния психологический безопасности студентов, обучающихся на новых территориях России: субъективное благополучие, непринятие в качестве нормативных таких форм поведения, как агрессивное, аддиктивное, самоповреждающее и суицидальное, рискованное, делинквентное, а также способность противостоять принятию идей экстремизма, национализма, ксенофобии и фашизма. В ходе исследования были выявлены внутренние ресурсы психологической безопасности студентов, а именно сформированность таких ценностных ориентаций, как семейные ценности и ценности профессиональной ориентированности, руминации и перефокусировка на планирование как типы когнитивной регуляции эмоций, социальные навыки как компонент социального интеллекта и реактивное образование как механизм психологической защиты. Осуществляется разработка модели психолого-педагогического сопровождения студентов в напряжённой социокультурной среде. Основные результаты изложены в следующих публикациях:

  1. Баева И. А., Лактионова Е. Б., Кондакова И. В., Пежемская Ю. С., Соколова М.-Е.-Л. С., Савенко Ю. С. Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // // Психолого-педагогические исследования. — 2024. — Том 16, N 2. – С. 3–29. DOI: 10.17759/psyedu.2024160201.

  2. Баева И. А., Лактионова Е. Б., Кондакова И. В., Савенко Ю. С. Личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации // Интеграция образования. — 2024. — Том 28, N 3 (116). – С. 366–383. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383.

  3. База данных "Ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на недавно принятых в состав РФ территориях": свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024622275; заявка № 2024621354; дата регистрации: 24.05.2024 / Баева И. А., Пежемская Ю. С., Лактионова Е. Б., Кондакова И. В., Савенко Ю. С., Соколова М.-Е.-Л. С., 2024.

  4. Соколова М.-Е.-Л. С., Савенко Ю. С. Когнитивная регуляция эмоций как ресурс субъективного благополучия педагогов в напряженной социокультурной среде // Социальные и психологические ресурсы личности в ситуации жизненных кризисов: материалы Международной научно-практической конференции, Херсон, 16-17 мая 2024 года / Министерство просвещения Российской Федерации, Херсонский государственный педагогический университет. — Симферополь, 2024. — С. 59–64.

 

Научно-исследовательская лаборатория «Когнитивные исследования в образовании»

Совместно с лабораторией реализуется исследование когнитивных факторов эффективного использования цифровых образовательных технологий в образовании. Фокус внимания сосредоточен на изучении когнитивных закономерностей работы учащихся с информационными источниками, представленными на цифровых носителях, анализе закономерностей информационного веб-поиска, осуществляемого в контексте задач учебной деятельности, а также отдельных закономерностей экстернализации когнитивных функций в ситуации использования технологий генеративного искусственного интеллекта как инструмента образовательной активности. Показано, что распространение визуальных средств коммуникации в образовании отражает общие тенденции визуального поворота в современной культуре и релевантно изменениям психологии человека, связанным с цифровизацией различных сфер жизни. Изучение психологических эффектов использования электронного дневника как инструмента управления образовательным процессом в контексте проблемы становления метакогнитивных навыков саморегулируемого обучения у школьников показало, что осознание возможностей использования электронного дневника для управления своей успеваемостью положительно влияет на формирование таких навыков, как планирование и самооценка успеваемости. Оптимальным периодом для получения самостоятельного доступа к электронному дневнику является средняя школа, когда процессы формирования навыков саморегулируемого обучения наиболее интенсивны. Основные результаты изложены в следующих публикациях:

  1. Сутормина Н.В. Особенности цифровой компетентности школьников и студентов и специфика использования ими сети интернет в учебных целях // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 640-658.

  2. Miklyaeva A., Sutormina N. Metacognitive regulation of reading a scientific text with digital devices (the case of students performing educational tasks) // В книге: Child in a digital world. International Psychological Forum: Book of Abstracts. Moscow, 2024. С. 29-30.

  3. Sutormina N. Link between web search and executive function // Child in a digital world. International Psychological Forum: Book of Abstracts. Moscow, 2024. С. 157-158.

  4. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Самойлов О.М. Как использование электронного дневника влияет на формирование навыков саморегулируемого обучения? результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024). Сборник статей V Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2024. С. 55-66.

  5. Белимова П.А., Микляева А.В. Как применение визуальных образов изменяет коммуникацию, опосредованную использованием цифровых устройств? обзор эмпирических исследований // СибСкрипт. 2024. Т. 26. № 5 (105). С. 782-794.


  



Традиционные регулярные мероприятия института психологии

VIII Международная научно-практическая конференция "Герценовские чтения: психологические исследования в образовании".

В 2025 г. конференция посвящена 100-летию психологической подготовки в Герценовском университете. Круг обсуждаемых тем - актуальные проблемы психологии образования.

Даты проведения: 16-17 октября 2025 г.

Сайт конференции: https://herzenpsyconf.ru/

Информация о сборнике конференции: https://herzenpsyconf.ru/materialy-konferencii/


Другие научные мероприятия - в перечне "Научные мероприятия на базе РГПУ им. А.И. Герцена": https://herzen.spb.ru/nauka/nauchnye-meropriyatiya-na-baze-rgpu-im-a-i-gertsena/ 


Председатель Студенческого научного общества подразделения:

София Кроколева 
sno.psychology@yandex.ru
Председатель.jpg 

группа СНО: https://vk.com/snopsychology