Гранты
Исследование направлено на разработку методологии, модели, методов и технологий качественного и количественного анализа и интерпретации параметров социального капитала вуза как фактора влияния на эффективность его деятельности на индивидуальном и групповом уровнях.
Научная задача проекта состояла в исследовании уровня и динамики изменения социального капитала вуза в качественных и количественных категориях, оценке возможностей и условий его конвертации в другие виды капитала (показатели эффективности деятельности на индивидуальном и групповом уровне), выявлении взаимосвязи социального капитала и эффективности деятельности вуза. Теоретическое обоснование концептуальной модели управления эффективностью вуза на основе актуализации социального капитала включало: анализ состояния и тенденций развития высшего образования как среды формирования, накопления и использования социального капитала; характеристику структуры социального капитала вуза с учетом специфики его деятельности; систематизацию подходов к измерению и оценке социального капитала; выявление возможностей использования индексов социального капитала при проведении комплексного анализа эффективности деятельности вуза; разработку методологии и модели качественных и количественных измерений уровня и динамики изменения социального капитала в их взаимосвязи с эффективностью деятельности вуза. Разработка концептуальных оснований исследования обеспечила формирование структурно-функциональной модели социального капитала вуза, которая позволила дать комплексную характеристику структуры социального капитала вуза, определить количественные методы измерения и оценки его уровня, выявить и доказать потенциал его использования для повышения эффективности деятельности.
Эмпирическое исследование включало: создание и отработку методик измерения социального капитала вуза, проведение его оценки на репрезентативной выборке вузов; анализ уровня и динамики изменения социального капитала вуза с использованием статистического аппарата; выявление условий, факторов и механизмов его мобилизации для повышения эффективности деятельности на индивидуальном и групповом уровнях; оценку возможностей управления процессами накопления и мобилизации социального капитала. Этот этап исследования позволил обобщить и систематизировать научные представления о возможностях использования социального капитала для управления эффективностью деятельности вузов, обосновать организационно-управленческие условия его использования в целях повышения эффективности. Проведенный факторный анализ позволил конкретизировать управляемые параметры социального капитала в контексте специфики деятельности вуза; определить комплекс методов работы с персоналом вуза, которые способствуют конвертации индивидуального социального капитала в показатели эффективности деятельности вуза.
Проектно-практический этап исследования состоял в разработке процессной и информационной моделей управления эффективностью деятельности вуза на основе мобилизации социального капитала. На этом этапе была проведена формализация процесса формирования и накопления социального капитала вуза; разработан пошаговый алгоритм и матрица ответственности по управлению эффективностью на его основе; выявлены критические точки, возможные проблемы и риски внедрения предложенных моделей и алгоритма в практическую деятельность кафедры, факультета, вуза, определены способы их минимизации. Результаты исследований позволили создать ряд прикладных приложений, включающих: методики и инструментарий для измерения индексов социального капитала на индивидуальном и групповом уровне; практические рекомендации по управлению эффективностью деятельности на основе социального капитала для различных уровней управления вузом; программу повышения квалификации административно-управленческого персонала вуза.
Результаты выполненных исследований, систематизация и критический анализ мирового и отечественного опыта управления вузами на основе использования социального капитала создают перспективы формирования нового тематического направления исследований, позволяющих создать адекватную научную базу для совершенствования систем управления вузами.
Актуальность исследования
В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р, отмечается, что в условиях глобальных вызовов и социально-экономической нестабильности стратегические преимущества будут иметь те государства, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. В последние годы в Российской Федерации создаются конкретные и действенные механизмы реализации этого потенциала. Возникло и обрело политический вес множество молодежных общественно-политических организаций, возродилось студенческое и ученическое самоуправление, в большинстве регионов страны созданы «молодежные парламенты», «молодежные правительства», практически все субъекты РФ формируют управленческий резерв из числа молодежных активистов. Социально-трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, заставляют по-новому взглянуть на политическое самоопределение молодежи, перспективы ее социализации и интеграции в политическую систему, задают новые параметры оценки действенности существующих методов и форм формирования политической культуры и политической активности молодежи. Политическая культура молодежи рассматривается как важнейший ресурс социального согласия и демократического развития страны. Молодежь является наиболее восприимчивой к процессам трансформации социальных норм и традиций, поскольку в силу специфики своего возраста и отношения к жизни именно она быстрее других усваивает новые ценности и более других нуждается в политической и гражданской идентичности, «встроенности» в политическое и правовое пространство. Поэтому изучение проблем формирования политической культуры подрастающего поколения, анализа характера и силы влияния совокупности агентов социализации на процесс формирования политической идентичности молодежи является чрезвычайно актуальной проблематикой общественно-политических наук.
Формирование политической идентичности современной российской молодежи – одно из базовых направлений реализации государственной молодежной политики, общая рамка системных преобразований, которые определяют стратегическую перспективу социально-экономического развития страны. Эта проблема в последние годы находится в фокусе особого исследовательского интереса. В политической теории, социологии, социальной психологии, экономике, менеджменте накоплен значительный объем научных знаний и достигнут определенный прогресс в отношении использования современных моделей и методов формирования политической культуры и политической идентичности населения. Вместе с тем, результаты исследований показывают, что, несмотря на принимаемые меры, в политической жизни страны принимают активное участие лишь 3% молодежи, 27,5% следят за политической жизнью, около 41% интересуются политикой от случая к случаю, а почти 28% вообще не проявляют к ней никакого интереса. Представляя собой один из самых значимых ресурсов социального развития, молодежь не проявляет ожидаемой от нее политической активности. Наряду с проблемами экономического характера в постиндустриальном обществе происходит деградация систем ценностей, а семья, система образования и другие социальные и политические институты не справляются с функцией сохранения и воспроизводства общественных ценностей и традиций российской государственности. Особенностями политической культуры современной молодежи РФ является фрагментированность и аморфность. Низкая оценка деятельности ряда политических организаций экстраполируется на деятельность государства. Тревожным симптомом является низкая активность участия молодежи в деятельности общественных организаций. Налицо противоречие между желанием перемен и низким уровнем самоорганизации при выражении своих политических интересов. Рост сложности, неопределенности и неоднородности внешней среды приводит к усилению дивергенции в молодежной среде, внутри молодежи нарастает проблема социального отчуждения, порождающая феномен политической апатии. Атомизация и распад традиционных общественных связей приводят к поиску групп, дающих поддержку, ощущение защищенности и стабильности. Такими группами нередко становятся замкнутые сообщества с присущими им кодами различения «своих» и «чужих». Подобные формы социальной и политической идентичности опираются на различия, а не на единство, что деформирует идею гражданства и делает невозможным нормальное функционирование демократических институтов. При этом в сознании молодого поколения присутствует достаточно четкое понимание того, что необходимо для сохранения единства нации и традиционной культуры, однако между ценностными ориентациями и поведенческими установками наблюдается несоответствие, политическая идентичность российской молодежи обладает скорее эмоциональным, нежели действенным характером. В подобной ситуации молодые люди под влиянием социальных изменений вынуждены экстренно вырабатывать новые идентичности, что сопряжено с ростом социальных конфликтов и рисков. Это объясняет противоречивый характер современной модели политической идентичности молодежи, формирующейся как приспособительный к изменяющейся реальности механизм.
Социально-политическая ситуация в стране во многом определяется тем, носительницей каких ценностей является молодежь. Ведущей целью государственной молодежной политики провозглашено формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Именно поэтому ценностные ориентации молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия государства и общества, а процесс их формирования - важнейшим направлением молодежной политики.
Современная молодежь зачастую не принимает ценностную архаику вчерашнего дня, а новая ценностная система оказывается до конца не сформированной или формируется под воздействием неуправляемых факторов. В результате возникают кризисные явления в процессах политической идентификации молодежи, следствием которых, в первую очередь, является снижение рейтинга ценностей социального долженствования, что существенно ослабляет субъектную активность молодых людей в структуре общественных взаимодействий. Это ведет к формированию межгенерационных ценностных различий, поколенческому разрыву, возрастанию рисков социально-политических конфликтов.
Все вышесказанное доказывает актуальность исследований структуры ценностей современной российской молодежи. В условиях кризиса доверия граждан к государственным институтам актуальность исследования проблемы влияния ценностных установок на выбираемые модели поведения особенно велика для специалистов в области политических наук.
Кроме того, актуальность исследования ценностных систем молодежи обусловлена необходимостью интеграции общественно-политических наук в целостное кросс-дисциплинарное научное исследование на общей методологической платформе гуманитарного знания в направлениях:
- разработки специального инструментария в части количественных измерений и качественных интерпретаций систем молодежных ценностей в их взаимосвязи с процессами формирования политической идентичности;
- определения перспективных направлений исследований в общественно-политической сфере, задающих значимые междисциплинарные темы научного анализа.
Вместе с тем, анализ уровня научной проработки этих направлений указывает на ряд существующих проблем, которые затрудняют концептуальное обоснование и практическую реализацию моделей формирования политической идентичности современной молодежи. Среди них:
- недостаточность объективных данных о наличных системах базовых и инструментальных ценностей молодежи и динамике их изменения, а также оценок степени их влияния на формирование политической идентичности;
- отсутствие данных об уровне дивергентности ценностных структур в молодежной среде;
- отсутствие системного описания и обобщения мирового опыта и лучших отечественных и зарубежных практик применения концепции ценностно-ориентированного управления для формирования политической идентичности.
Таким образом, проблемное поле исследования группируется вокруг следующих противоречий:
- между стратегическими целями развития российского государства и общества и низким уровнем вовлеченности молодежи в политические процессы;
- между необходимостью интеграции и кооперации деятельности различных политических институтов на основе общих систем ценностей и их автономизацией, изолированностью, функциональной раздробленностью, несогласованностью задач, обусловленных конфликтом интересов;
- между требованиями к созданию эффективных механизмов формирования политической идентичности и политического самосознания молодежи и недостаточным уровнем использования возможностей ценностно-ориентированного управления этими процессами;
- между наличием детально разработанных и общепризнанных методов ценностных измерений и отсутствием актуальных данных о системах ценностей различных групп молодежи и детерминирующих их факторах.
Актуальность исследований системы ценностей и факторов формирования политической идентичности современной молодежи отражает переориентацию общественно-политических наук на проблемы более эффективного формирования политической культуры, а также поиск дополнительных ресурсов и возможностей повышения политической активности населения как ведущего условия становления гражданского общества. При этом в качестве важнейших детерминант политической стабильности и общественного согласия исследователями все чаще рассматриваются ценностные структуры, отражающие специфику взаимоотношений субъектов политических процессов в новых социально-экономических условиях. Исследование строится на предположении, что конструктивные социальные отношения, понимание и согласование систем ценностей в значительной степени будет содействовать не только укреплению репутации государственных институтов и доверия к ним в молодежной среде, но и повышению общественно-политической активности молодежи и конструированию новых моделей ее политического поведения.
Цель и задачи исследования
Исследование направлено на определение специфики и оценку динамики изменений системы ценностей современной российской молодежи, а также выявление детерминирующих ее факторов в контексте формирования политической идентичности и повышения степени участия молодежи в общественно-политических процессах. Разрабатываемые в проекте теоретические модели и интерпретации эмпирических данных анализировались во взаимосвязи с реализуемой государственной молодежной политикой, тенденциями и перспективами социально-экономического развития.
В рамках проекта решались следующие задачи:
• определение сущности понятия «ценность» в пространстве научного дискурса политической идентичности, характеристика структуры молодежных ценностей как базового условия политической стабильности и повышения общественно-политической активности молодежи;
• классификация проблемных областей, связанных с формированием ценностных приоритетов молодежи в контексте глобальных вызовов современности, анализ их соответствия основным направлениям государственной молодежной политики, оценка степени их влияния на политическое самосознание и политическую активность молодежи;
• систематизация способов структурирования ценностного пространства молодежи, обобщение опыта формирования политической идентичности на основе систем ценностей с учетом национальной специфики и во взаимосвязи с трендами социально-экономического развития;
• разработка и апробация инструментария и методик для проведения измерений и анализа систем терминальных и инструментальных ценностей, проведение эмпирического исследования и анализ его результатов для выявления общих тенденций изменения ценностных систем и их конгруэнтности, оценки восприятия молодежью политических институтов и уровня доверия к ним, и на этой основе определение наиболее эффективных механизмов формирования ценностных систем и повышения общественно-политической активности современной российской молодежи;
• анализ факторов, определяющих структуру ценностных систем современной российской молодежи, оценка степени их влияния на процесс политической идентификации;
• подготовка серии научных статей по результатам исследований;
• развитие исследовательских компетенций студентов и школьников – исполнителей проекта.
Методы исследования
Исследование строится на принципах нормативно-ценностного, социологического, институционального подходов, общенаучной методологии, предполагающей междисциплинарный, комплексный структурно-функциональный анализ ценностных систем, основывающейся на единстве исторического и логического, качественного и количественного описания исследуемых феноменов.
В исследовании задействованы общенаучные методы, включающие: библиографический поиск, предметную систематизацию, дескриптивный метод исследования научных и методических источников по проблеме, факторный и корреляционный анализ, метод группировок и агрегирования данных, методы социологических исследований и др.
Программа исследования включала в себя следующие этапы и блоки.
1. Определение и уточнение основных концептов исследования - «современная молодежь», «ценности», «социальное доверие», «политическая идентичность», «общественно-политическая активность».
Результаты исследования, в котором приняли участие 349 респондентов различных возрастных групп (15-18, 19-21, 22-25, 26-39, 40-60) свидетельствуют о значительном разбросе представлений и мнений как в отношении понятий «ценности», так и в формулировке факторов, на них влияющих, и оценке их значения в формировании политической идентичности. Вместе с тем, результаты социологического опроса позволяют утверждать, что подавляющее большинство респондентов рассматривают систему ценностей как главный индикатор уровня личностной зрелости и консолидации общества, а предпринимаемые по их формированию усилия - как наиболее адекватный способ достижения политической стабильности и общественного согласия.
2. Оценка уровня социального доверия.
Адекватным для целей исследования является использование для оценки методик международных обзоров, таких как «Международный обзор ценностей» (World Values Survey) и «Европейское социальное исследование» (European Social Survey — ESS). Однако, с учетом специфики объекта исследования, очевидно, что эти методики модифицированы.
Для измерения использовалось следующие показателей:
а) Общий уровень личностного доверия.
Данный показатель вычисляется как среднее арифметическое по вопросам, позволяющим оценить, насколько респондент склонен доверять другим людям.
б) Уровень институционального доверия.
Для оценки уровня институционального доверия респонденту предлагалось оценить, насколько он доверяет или не доверяет власти, политическим партиям, разделяет цели и ценности государства, способность оказывать влияние на политику, готовность участвовать в общественно-политической жизни.
в) Характеристики групповой идентичности - принадлежности к стране, нации, региональному, местному сообществу, готовность участвовать в решении их проблем.
г) Воспринимаемый уровень социального доверия – чувство социальной защищенности, удовлетворенность социальной политикой, качество социальных институтов.
Результатом исследования стала достаточно развернутые и полные характеристики уровня социального доверия и идентичности.
3. Определение базовых и инструментальных ценностей представителей различных возрастных групп.
Для исследования базовых (терминальных) и инструментальных ценностей использовалась ценностная классификация М. Рокича. В опросе принял участие 471 человек в возрасте от 15 до 60 лет.
Исследование не подтвердило гипотезу о якобы имеющемся межпоколенном «ценностном разрыве», системы базовых ценностей у представителей различных возрастных групп оказались в целом достаточно сходными. Для всех без исключения возрастных групп главной ценностью выступает здоровье. Наибольшие различия проявились в структуре инструментальных ценностей представителей возрастной группы 25-29 и 40-60. Кроме того, несмотря на бурное развитие системы коммуникаций и Интернет, в целом, по результатам анкетирования можно сделать вывод о доминирующем влиянии на формирование ценностей ближайшего окружения. Представители молодежи 15-18 лет демонстрируют значительный разброс мнений относительно ценностей, что говорит о несформированности устойчивых ценностных систем. В старшей возрастной группе на структуру ценностных предпочтений и установок самое значимое влияние оказывает культурное наследие, жизненный опыт, результаты самореализации в профессии.
Основные результаты исследования
1) На основе библиографического поиска, предметной систематизации, контент-анализа и компаративного исследования научных и методических источников по проблеме определены базовые подходы к трактовке и исследованию категорий «современная молодежь», «ценности», «социальное доверие», «политическая идентичность», «общественно-политическая активность».
Классификация и анализ факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на формирование политической идентичности молодежи в современных условиях, обусловили вывод, что адекватными содержанию и формам проявления общественно-политической активности являются факторы, связанные с ценностными установками, общим уровнем общественного доверия, ближайшим окружением, реализуемой государственной молодежной политикой, которые могут выступать в качестве измеряемых переменных.
2) В ходе эмпирического исследования получены актуальные данные о ценностных ориентациях и уровне социального доверия представителей различных возрастных категорий российских граждан; о проблемных областях, связанных с формированием политической идентичности современной российской молодежи, обосновывающих возможность и необходимость реализации модели ценностно-ориентированного управления при разработке и реализации молодежной политики; целостные представления о структуре базовых и инструментальных ценностей различных возрастных групп молодежи, обеспечившие возможность их сравнительного анализа и оценки степени конгруэнтности.
3) По результатам исследования подготовлено 7 публикаций, в том числе 3 статьи в изданиях, индексируемых в WoS или Scopus, 1 – в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ, 3 публикации, индексируемые в РИНЦ.
Новизна и теоретическая значимость результатов исследования
Научная новизна исследования заключается в постановке актуальной научной проблемы, в раскрытии применительно к специфике политической культуры современной российской молодежи сущности ценностных систем и их влияния на политическую идентичность, в получении значительного объема новых эмпирических данных, позволяющих проводить их сопоставление с результатами аналогичных исследований и выявлять наличие (отсутствие), характер и причины структурно-содержательных трансформаций, в обосновании совокупности факторов, оказывающих значимое влияние на молодежные ценности и процессы политической идентификации.
Результаты проекта создают условия для проведения дальнейших масштабных социологических и политологических исследований современной российской молодежи в контексте повышения ее политической культуры и общественно-политической активности.
Детальная проработка целей, задач, объекта, предмета, порядка и процедур исследования, выдвижение и выполнение требований к достоверности, надежности, валидности эмпирических данных, использование апробированного инструментария выступает значимым условием обеспечения качества дальнейших исследований.
Результаты исследования могут быть полезны в процессе разработки и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, для формирования целевых проектов воспитания и социализации молодежи в системе образования. Они позволят создавать среднесрочные прогнозы политического поведения молодежи, будут способствовать включению механизмов воспроизводства традиций и ценностей на основе регулируемых факторов влияния.
Материалы исследования содержат качественные и количественные данные и их интерпретации, имеют ссылочные данные на источники, получены с соблюдением законодательства РФ по защите интеллектуальной собственности.
Аннотация проекта
Тематика проекта соответствует утвержденной Научным советом РГПУ им. А. И. Герцена теме кандидатской диссертации и основному научному направлению вуза «Теория и методика социального управления и управления качеством».
Человеческий капитал - важнейший компонент индивидуального и национального благосостояния, основа общественного богатства, ведущий фактор инновационного развития, ключевой ресурс социально-экономического роста. Эффективное использование человеческого капитала и создание условий для его накопления является одним из главных направлений государственной политики России, что нашло отражение в Стратегии инновационного развития и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми интеллектуальный человеческий капитал и творческий потенциал должны стать ведущими факторами инновационного развития и повышения национальной конкурентоспособности.
Ведущим структурным элементом человеческого капитала выступает образование, которое рассматривается развитыми странами как важнейший фактор экономического развития. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования влияния высшего образования на формирование человеческого капитала современной России. В Указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 стратегическими целями развития образования определено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.
Таким образом, цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологии, аналитическом подтверждении и прикладной интерпретации модели, методов и технологий формирования и оценки человеческого капитала в вузе как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Общей научной задачей проекта является исследование процессов воспроизводства и накопления человеческого капитала в вузе, проведение оценки их результативности (индексов человеческого капитала), проверка гипотезы о наличии корреляционной связи между индексами человеческого капитала и уровнем конкурентоспособности вуза.
Исследование человеческого капитала как фактора глобальной конкурентоспособности отечественных вузов и формирования сильного бренда российского высшего образования обеспечит расширение системы знаний о структуре, факторах, условиях и технологиях формирования и накопления человеческого капитала в системе высшего образования, позволит предложить оригинальные подходы, модели, количественные и качественные методы измерения и оценки индексов человеческого капитала и динамики их изменений средствами образования, обосновать представления о человеческом капитале вуза как основе для создания неоспоримых конкурентных преимуществ в условиях глобализации, дополняющие существующие теоретические концепции и их практические приложения.
Разработка на междисциплинарной основе проекта повышения глобальной конкурентоспособности и создания сильных брендов российских вузов за счет целенаправленного управления процессами формирования и развития человеческого капитала позволит комплексно подойти к оценке потребительской ценности образования и эффективности инвестиций в него, распространить этот подход на другие социальные институты.
Научная новизна решаемой в исследовании задачи обуславливается: определением концептуальных оснований и методологии проведения комплексного междисциплинарного анализа человеческого капитала вуза как фактора его глобальной конкурентоспособности и структурного элемента бренда; обобщением и систематизацией существующих подходов к формированию и развитию человеческого капитала в системе высшего образования, обоснованием факторов и условий его продуктивного формирования в вузе; разработкой и апробацией оригинальной модели оценки степени воздействия индексов человеческого капитала на уровень конкурентоспособности вуза; созданием практико-ориентированных рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузах и обоснованием на их основе вариантов стратегий прорывного позиционирования и повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов.
Прикладная значимость исследований связана с созданием статистического аппарата анализа уровня и динамики развития человеческого капитала в системе высшего образования, с выявлением условий его конвертации в показатели конкурентоспособности и возможностью построения на этой основе рейтингов вузов, с формированием тематического направления исследований, результаты которых позволят создать адекватную научную базу для выбора релевантных стратегий развития вузов в целях наращивания человеческого капитала и повышения их глобальной конкурентоспособности.
Цели и задачи исследований
Эффективное использование человеческого капитала и создание условий для его восполнения является одним из главных направлением государственной политики России, которое отражено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми интеллектуальный человеческий капитал и творческий потенциал должны стать ведущими факторами инновационного развития и повышения национальной конкурентоспособности.
В Указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 стратегическими целями развития образования определено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.
Во всем мире активно развиваются многочисленные рейтинги вузов, базирующиеся на таких показателях, как: количество Нобелевских лауреатов, объемы финансирования научных исследований, достижения в различных предметных областях знаний и т.д. Однако, представляется, что оценка глобальной конкурентоспособности национальных систем образования должна основываться, в первую очередь, на создаваемых образованием системных эффектах, степени его влияния на социально-экономические процессы, в том числе в долгосрочной перспективе, которые, в немалой степени, определяются индексами развития человеческого капитала.
Таким образом, цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологии, аналитическом подтверждении и прикладной интерпретации модели методов и технологий формирования и оценки человеческого капитала в вузе как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Общей научной задачей проекта является исследование процессов воспроизводства и накопления человеческого капитала в вузе, проведение оценки их результативности (индексов человеческого капитала) и проверка гипотезы о наличии прямой и обратной связи индексов человеческого капитала с уровнем конкурентоспособности вуза.
Конкретные задачи проекта включают:
- классификацию проблемных областей, связанных с накоплением, развитием и использованием человеческого капитала в РФ, изучение, описание и анализ социально-экономических условий и закономерностей формирования человеческого капитала в России в сопоставлении с условиями других стран и тенденциями мирового развития;
- обоснование методологии и принципов междисциплинарного исследования человеческого капитала с учетом новых императивов и особенностей его формирования в современном постиндустриальном информационном обществе;
- актуализацию научного знания о человеческом капитале как структурном элементе национальной экономики, концептуализацию понимания человеческого капитала в условиях экономики знаний и конкретизацию требований к его структуре с выделением новых и перспективных форм проявления;
- изучение и анализ состояния и тенденций развития системы высшего образования РФ как среды формирования человеческого капитала, оценка эффективности государственных и частных инвестиций в человеческий капитал, выявление социально-экономических условий и закономерностей трансформации институтов воспроизводства и развития человеческого капитала;
- обобщение и систематизацию существующих подходов к формированию человеческого капитала в системе высшего образования на основе теории добавленной ценности, систематизация лучшего опыта управления процессами формирования и развития человеческого капитала в ведущих вузах мира («университетах мирового класса»);
- характеристику разрывов и дисфункций в процессах формирования и развития человеческого капитала в системе высшего образования РФ;
- идентификацию прогностических характеристик факторов, влияющих на структуру, величину и валентность человеческого капитала вуза, разработку на основе товарного, функционального и воспроизводственного подходов методологии и инструментария исследования фиктивного и негативного компонентов человеческого капитала вуза;
- футуристический прогноз вариативных форм и методов формирования и развития человеческого капитала в системе высшего образования;
- систематизацию, анализ и классификацию существующих подходов к измерению человеческого капитала, разработку модели, методов, технологий и инструментария качественных и количественных измерений структуры и динамики изменений индексов человеческого капитала в вузе;
- разработку системы качественных и количественных показателей для оценки степени воздействия величины (индекса) человеческого капитала вуза на уровень его конкурентоспособности и силу бренда;
- разработку системы качественных и количественных показателей для оценки степени воздействия уровня конкурентоспособности и силы бренда вуза на результативность процессов формирования и развития в нем человеческого капитала;
- анализ количественной взаимосвязи величины (индекса) человеческого капитала вуза, уровня его конкурентоспособности и силы бренда;
- разработка дизайна, инструментария и методики эмпирического исследования ценности бренда вуза как показателя величины его человеческого капитала и уровня конкурентоспособности, проведение оценки вклада человеческого капитала в формирование сильного бренда вуза и выбор стратегий его позиционирования;
- обоснование модели оценки проектов развития человеческого капитала вуза на основе установления корреляционной зависимости эффектов проекта и усиления конкурентных преимуществ и бренда вуза, генерация условий для реализации перспективных проектов, способствующих росту глобальной конкурентоспособности вуза;
- подготовка серии научных статей по результатам исследований;
- разработка по результатам исследования и реализация образовательного модуля по управлению человеческим капиталом вуза в рамках основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Ожидаемые результаты и их научная значимость
Реализация проекта позволит восполнить существующие лакуны в рамках тематических исследований российской высшей школы и получить новое научное междисциплинарное знание о сущности и способах формирования и развития человеческого капитала средствами высшего образования в контексте повышения глобальной конкурентоспособности и позиционирования российских вузов.
Ожидаемыми результатами исследования являются:
- систематизированный перечень существующих подходов к структурированию и анализу человеческого капитала как предмета междисциплинарного исследования;
- структурно-функциональная модель человеческого капитала в постиндустриальном обществе и экономике знаний;
- аналитический материал по результатам анализа состояния и тенденций развития системы высшего образования РФ как ведущего фактора и среды формирования человеческого капитала;
- обобщенный мировой и отечественный опыт формирования человеческого капитала в системе высшего образования и его интерпретация на основе теории добавленной ценности, систематизированные практики (кейсы) университетов мирового класса по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в целях повышения конкурентоспособности и глобального позиционирования вуза;
- результаты факторного анализа влияния системы высшего образования на индексы человеческого капитала, база данных социальных, экономических, политических, культурных, этических условий формирования человеческого капитала в вузах РФ;
- модель влияния внутрисистемных факторов высшего образования на формирование человеческого капитала, силу бренда и уровень конкурентоспособности вуза;
- классифицированный перечень основных характеристик человеческого капитала, необходимых для формирования и развития устойчивого конкурентного преимущества вуза при выборе разных типов стратегий его позиционирования;
- количественные данные измерений индексов человеческого капитала вузов и динамики их развития по доступным для анализа данным, качественный анализ оценок экспертов;
- авторская методика измерения уровня и динамики развития человеческого капитала на основе оценки добавленной ценности, апробированный алгоритм определения количественных и количественных показателей человеческого капитала в их взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза;
- результаты корреляционного анализа величины (индекса) человеческого капитала вуза и показателей его конкурентоспособности;
- процессная модель и технологические карты развития человеческого капитала в вузе, комплекс рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузе с целью повышения его конкурентоспособности;
- модель оценки проектов развития человеческого капитала вуза с учетом корреляционной зависимости эффектов проекта и роста глобальной конкурентоспособности вуза;
- подготовленная к публикации серия статей (не менее 5) по материалам выполненных исследований;
- образовательный модуль по управлению человеческим капиталом вуза.
Научная значимость результатов исследования состоит: в определении концептуальных оснований и методологии проведения комплексного междисциплинарного анализа человеческого капитала вуза как фактора его глобальной конкурентоспособности и структурного элемента бренда; в обобщении и систематизации существующих подходов к формированию и развитию человеческого капитала в системе высшего образования; в уточнении сущности и структуры человеческого капитала в условиях перехода к постиндустриальному обществу и экономике знаний; в выявлении неактуализированного потенциала высшего образования в процессах развития человеческого капитала, выявлении факторов и условий его продуктивного формирования вузе; в разработке системы количественных показателей для оценки степени воздействия индексов человеческого капитала на уровень конкурентоспособности вуза, создании модели, методов и инструментария количественных измерений индексов человеческого капитала и динамики их изменений во взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза и проведении их апробации в системе высшего образования; в создании научно обоснованной системы мониторинга человеческого капитала в системе высшего образования; в представлении мировому научному сообществу результатов выполненных исследований в публикациях исполнителей проекта.
Прикладная значимость исследований связана с созданием статистического аппарата анализа уровня и динамики развития человеческого капитала в системе высшего образования, с выявлением условий его конвертации в показатели конкурентоспособности и стратегии позиционирования вуза, с формированием тематического направления исследований, результаты которых позволят создать адекватную научную базу для выбора релевантных стратегий развития вузов в целях наращивания человеческого капитала и повышения их глобальной конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования обусловлена:
- направленностью исследования на решение актуальных проблем российского высшего образования, связанных с повышением его конкурентоспособности;
- возможностью широкого использования полученных результатов в практике работы вузов РФ;
- востребованностью исследователями современного образования эмпирических данных о процессах накопления человеческого капитала в системе высшего образования;
- созданием в процессе исследования тиражируемого инструментария и методик диагностики и анализа человеческого капитала, его связи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза.
Результаты работы будут полезны руководителям органов управления образованием и вузов, педагогической общественности, а также исследователям современной системы высшего образования. Бенефициарами результатов исследования могут выступить все заинтересованные в наращивании человеческого капитала как основы для повышения качества жизни и глобальной конкурентоспособности субъекты.
Кроме того, полученные результаты исследований могут быть использованы в образовательном процессе:
- в программах бакалавриата и магистратуры по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» с разнообразными профилями;
- в программах бакалавриата и магистратуры по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом» с разнообразными профилями;
- в программах профессиональной переподготовки «Управление образованием»;
- в программах повышения квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений, экспертов в сфере образования.