Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Научная деятельность 

Основные направления научной деятельности. Гранты

Художественное видение: искусствоведческие и педагогические исследования

Руководитель направления: О. С. Сапанжа, доктор культурологии, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства, заведующая кафедрой искусствоведения и педагогики искусства, директор института художественного образования.

Аннотация: научная работа в рамках направления ориентирована на проведение фундаментальных исследований в области теории и истории визуальных искусств и разработке современных методических рекомендаций в области художественного образования. Результаты исследований способствуют взаимному обогащению теории и практики обучения и повышению эффективности методики обучения изобразительному искусству на всех ступенях образования.

Перечень основных опубликованных научных работ по этому направлению за последние 10 лет

  1. Бабияк В. В. Созданное сердцем. Рисунки Зинаиды Серебряковой = Created by Heart. Drawings by Zinaida Serebryakova / В. В. Бабияк // Университетский научный журнал. – 2021. – N 61. – С. 13-19. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46139771. – DOI: 10.25807/22225064_2021_61_13.Баландина Н. А., Иванова Е. В., Сапанжа О. С. Искусство - в быт: интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966. / Н. А. Баландина, Е. В. Иванова, О. С. Сапанжа – М.: БуксМАрт, 2021. – 191 с.

  2. Векслер А. К. Художественное образование слепых и слабовидящих в музейной среде. Тактильные рельефные панно «Орнаменты Строгановского дворца» и их роль в обеспечении доступности искусства = Art Education in Museum Context for the Blind and Visually Impaired People : Case Study of “Ornaments of the Stroganov Palace” Tactile Relief Panels and Their Role in Making Art Accessible to All / Векслер А. К. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2021. – N 200. – С. 55-64. – DOI: 10.33910/1992-6464-2021-200-55-64

  3. Корвацкая Е. С. Народная тематика в становлении конструктивных принципов художественного ансамбля детской книги начала XX века = Folk Themes in the Formation of Constructive Principles of the Artistic Ensemble of Children's Books of Early XX Century / Е. С. Корвацкая // Университетский научный журнал. –  2020. – N 59. – С. 162-170. –  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44865912. –  DOI: 10.25807/PBH.22225064.2020.59.162.170.

  4. Кузмичева М. В. Живопись и цветоведение: монография / М. В. Кузмичева, Н. Н. Пиликина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 129 с.

  5. Некрасова-Каратеева О. Л., Сапанжа О. С.  Теория и методика подготовки иностранных обучающихся в аспирантуре в области изобразительного и декоративного искусства: стратегии, проблемы, технологии / О. Л. Некрасова-Каратеева, О. С.  Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2019. – N 194. – С. 98-104.

  6. Сечин А. Г. Риторические фигуры созерцания в классическом и академическом изобразительном искусстве = Rhetorical Figures of Viewing in Classical and Academic Art / А. Г. Сечин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2019. - Том 9, N 2. –  С. 346-370. –  DOI: 10.21638/spbu15.2019.207.

  7. Соколова Е. Н. Особенности обучения изобразительному искусству в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования / Е. Н. Соколова // Искусство и диалог культур: сб. науч. тр. VI Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. / РГПУ, фак. изобразит. искусства, С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад. им. А. Л. Штиглица. – СПб., 2012. – Вып. 6. – С. 48-51.

  8. Храмовая архитектура Малмыжского уезда Вятской губернии конца XVIII - начала XX века: каталог / Автор-составитель: Т. А. Гильдина, Е. К. Блинова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – 62 с.

  Грантовая деятельность

Грант РНФ
  1. Проект "Предприятия художественной промышленности Ленинграда 1940-1960-х гг. и их роль в формировании жизненной среды" (№23-18-00419 от 15.05.2023, вн. рег. №22/23 РНФ). Руководитель: О.С. Сапанжа. Основные исполнители: В.Г. Ананьев, В. С. Широковских. Исполнители: Е.С. Корвацкая, К.С. Подольская, Ю.Е. Малюгина, Д.А. Бакиева, Д.Г. Степанова. Годы выполнения при поддрежке РНФ: 2022-2023
  2. Проект "Рукописи князя Д. А. Голицына (1734–1803), посвященные вопросам изобразительного искусства. Полная расшифровка, научный комментарий и подготовка к изданию".  Руководитель: А.Г. Сечин. Исполнители: Д.А. Абдуллина. Годы выполнения при поддрежке РНФ: 2022-2023

Внутренние гранты РГПУ им. А. И. Герцена
  1. Конкурс перспективных научных групп на получение гранта для выполнения научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками РГПУ им. А. И. Герцена "Искусство и повседневность в интегративной системе современного образования" Руководитель: О.С. Сапанжа. Основные исполнители: Е.С. Корвацкая, К.С. Подольская. Исполнители: Малюгина Юлия Евгеньевна, 2 курс, аспирантура, очная форма обучения, 44.06.01 Образование и педагогические науки (5.8. Педагогика), 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративноприкладное искусство), институт художественного образования. Степанова Дарья Геннадьевна, й курс, аспирантура, очная форма обучения, 5.10.3 Виды искусств, институт художественного образования. Студентыбакалавриат, очная, направление Педагогическое образование, Образование в области изобразительного и декоративноприкладного искусства, института художественного образования: Пироженкова Марина Дмитриевна, 4 курс,  Александрова Александра Геннадьевна, 4 курс, Сигачева Екатерина Александровна– 4 курс, Аникина Анна Дмитриевна, 3 курс.
  2. Конкурс на выполнение перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ учеными РГПУ им. А. И. Герцена, имеющими ученую степень кандидата наук "Дидактическая значимость орнамента как элемента содержания художественного образования, формирующего все уровни компетентности педагога-художника". Руководитель: Векслер А.К.
  3. Разрабатываемая тема НИР, направленная на решение актуальных задач деятельности университета "Рекомендации по разработке оценочных материалов образовательной программы с учетом требований аккредитационного мониторинга". Руководитель: Калабина Инна Александровна, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, институт детства. Члены рабочей группы из числа преподвателей Института художественного образования: Э.П. Чернышова, А.К. Векслер.
  4. Разрабатываемая тема НИР, направленная на решение актуальных задач деятельности университета "Рекомендации для проектирования системы практической подготовки обучающихся при реализации ОПОП". Руководитель: Л.В. Елизарова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры переводов института иностранных языков.  Члены рабочей группы из числа преподавателей Института художественного образования: Д.А. Ткаченко. 

Перечень основных научных мероприятий дополняется.

  1. Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Научная иллюстрация» (февраль)

  2. Ежегодная  Всероссийская научно-практическая конференция «Герценовские чтения: проблемы и перспективы художественного образования» (начало октября)

  3. Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Иллюстрированная книга в контексте современных практик детского и юношеского чтения» (первые числа апреля)

  4. Ежегодный научно-методический семинар «Методическое обеспечение в преподавании творческих дисциплин и истории искусств  в предпрофессиональном образовании (конец апреля)

  5. Ежегодный Всероссийский профессиональный конкурс педагогов-художников и студентов «Палитра методических идей»

Перечень публикаций в периодических изданиях можно найти на персональных страницах педагогов института художественного образования в Атласе.

Под крылом пеликана – 2022: альбом творческих работ педагогов института художественного образования Герценовского университета / авт.-сост. О.С. Сапанжа, Д. А. Ткаченко. – СПб., 2022.– 82 с.

Под крылом пеликана обложка .jpg

Выход альбома приурочен к 225-летнему юбилею РГПУ им. А. И. Герцена. Презентация альбома состоялась на открытии выставки «Под крылом пеликана — 2022», в Санкт-Петербургском Союзе художников (11 мая 2022)

Посмотреть альбом "Под крылом пеликана – 2022"

 Перечень основных опубликованных научных работ за последние 10 лет (монографии)

Баландина Н. А., Иванова Е. В., Сапанжа О. С. Искусство - в быт: интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966 / Н. А. Баландина, Е. В. Иванова, О. С. Сапанжа – М.: БуксМАрт, 2021. – 191 с. Ананьев В. Г., Бухарин М. Д., Сапанжа О. С. "Нам надо строить заново весь мир истории искусств": ленинградское историческое искусствознание в дискуссиях 1930-х годов / В. Г. Ананьев, М. Д. Бухарин, О. С. Сапанжа; Российская академия наук, Институт всеобщей истории. - Москва: Индрик, 2021. - 399 с.
Сапанжа О. С. Российская музеология в XXI веке: идеи и концепции : [монография] / О. С. Сапанжа. - Москва : Перо, 2020. - 82 с.  Сапанжа О. С. Методология теоретического музееведения: монография / О. С. Сапанжа; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.         
Гильдина Т.А., Блинова Е.К. Храмовая архитектура Сарапульского уезда Вятской губернии конца XVIII – начала XX века: каталог. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2020.  - 74 с. Храмовая архитектура Малмыжского уезда Вятской губернии конца XVIII - начала XX века: каталог / Автор-составитель: Т. А. Гильдина, Е. К. Блинова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – 62 с.
Кузмичева М. В. Живопись и цветоведение: монография / М. В. Кузмичева, Н. Н. Пиликина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 129 с.  

 

Основные опубликованные учебно-методические издания за последние 10 лет 

Векслер А.К. Декоративная колористическая композиция. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 007, - CПб., 2013г. - 65 с.  Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: учебное пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, В. В. Бабияк [и др.]; Под редакцией Н. Я. Яковлевой. — 7-е изд., стер. — СПб.: Планета музыки, 2022. — 720 с. — ISBN 978-5-8114-9286-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/190384.
Блинова Е. К. Архитектурный ордер. Теория, историография и методология исследования: учебное пособие / Е. К. Блинова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 167 с. Сапанжа О. С. История искусства: учебные программы курсов «История искусства XX века», «Современное искусство», «Основы современной визуальной культуры»: основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Направленность (профиль) «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Форма обучения - очная / О. С. Сапанжа.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 50 с 
Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства и архитектуры: учебно-методическое пособие для спо / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, С. С. Ершова; под редакцией Н. А. Яковлевой. — 2-е изд., стер. — СПб: Планета музыки, 2022. — 396 с. — ISBN 978-5-507-44183-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/219296
Векслер А.К. Коллаж из текстильных материалов. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 005, - CПб., 2013г. - 107 с
Векслер А.К. Ручное ткачество. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 006, - CПб., 2013г. - 52 с.  Мажуга, А. И. Высокая гравюра : учебное пособие / А. И. Мажуга, К. О. Почтенная. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 80 с. — ISBN 978-5-507-45030-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/263123 (дата обращения: 20.06.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Поддержка института художественного образования молодых исследователей в области искусствоведения и педагогики искусства 

SNO.pngЦелью Студенческого научного общества института художественного образования является объединение молодых учёных-студентов/аспирантов разных подразделений университета. Деятельность объединения направлена на развитие художественной, эстетической и визуальной культуры, а также получение практического опыта работы в профессиональных областях искусствоведа и педагога.  

Наше общество – это:

  • площадка для первых научных исследований и открытий в области визуального искусства;
  • пространство, в котором каждый студент всегда может найти себе единомышленников в интересующих его вопросах в области искусства;
  • место, где студенту/аспиранту всегда помогут в области научного текста и профессиональной коммуникации;
  • общество, где интересно каждому. 

На встречах и заседаниях СНО, которые проходят в разных форматах, члены объединения поднимают актуальные вопросы об искусстве и науке и подсказать возможные пути развития.

nLfkpi546ok.jpgKarvatskaya.jpg Председатель — Полина Коновалова, студент бакалавриата 3 курса института художественного образования направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленности (профиль) «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства».

Куратор — Елена Сергеевна Корвацкая, заместитель директора по научной работе института художественного образования 

Все подробности о деятельности СО в группе ВКонтакте. В группе публикуется информация о жизни СНО, новости о научных и просветительских мероприятиях. 

Электронная почта СНО_ИХО: choixo@yandex.ru