Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым.
31 октября кафедра сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена совместно с родительской ассоциацией «Я слышу мир», реализующей свою деятельность при поддержке федерального проекта «Крепкая семья» партии Единая Россия, провели Всероссийский круглый стол социальных партнерств: «Сотрудничество и опыт». Круглый стол открывает серию совместных партнерских мероприятий, направленных на обсуждение вопросов обеспечения условий и успешных практик инклюзивного образования, на объединение усилий науки, общественности и практики в образовании детей с нарушением слуха.
С приветственным словом выступил Александр Петрович Антропов, директор института дефектологического образования и реабилитации, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики.
Участники обсудили актуальные темы. Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» представила доклад «Вариативность маршрутов обучения детей с нарушениями слуха в едином образовательном пространстве». Николаева Татьяна Вячеславовна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» рассказала о наиболее эффективных организационных формах воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.
Красильникова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена проанализировала векторы профессиональной подготовки современного сурдопедагога. Туфатулин Газиз Шарифович, доктор медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», доцент кафедры оториноларингологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, советник директора СПб НИИ ЛОР предложил на обсуждение возможные пути расширения взаимодействия между сурдопедагогической и сурдологической службами в Санкт-Петербурге. Королёва Инна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, научный руководитель программ реабилитации Детского городского сурдологического центра Санкт-Петербурга подчеркнула в своем выступлении необходимость организации и сотрудничества сурдопедагога, логопеда и психолога в процессе слухоречевой реабилитации глухого ребенка после операции кохлеарной имплантации. Пискун Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», руководитель ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ в совместном с Тайлаковой Татьяной Петровной - председателем Новосибирской региональной общественной организации поддержки детей-инвалидов с нарушением слуха «Счастье слышать!», а также с коллегами из школ для детей с нарушением слуха г.Новосибирска и Новосибирской области поделились своим успешным опытом организации сопровождения детей после кохлеарной имплантации. Гаранина Лариса Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан дефектологического факультета и Калмыкова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» совместно с Шумаковой Ольгой Викторовной, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и Малиховой Ларисой Николаевной, директор областного казенного общеобразовательного учреждения школы для детей с ОВЗ г. Курск представили обзор перспектив развития региональной сурдопедагогики. Пенин Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена анонсировал проект «Дактилология как универсальное средство общения». Попова Елена Ефимовна, руководитель родительского объединения «Я слышу мир!» рассказала об опыте формирования модели экосистемы некоммерческой общественной организации, обозначила необходимость создания единой площадки для объединения общественных организаций, научного сообщества сурдопедагогов и межведомственных специалистов, поделилась результатами реализации мероприятий, организованных при поддержке федерального проекта «Крепкая семья» партии Единая Россия.
Конюхова Татьяна Васильевна, учитель-логопед ППМС-центра ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» поделилась опытом комплексного сопровождения инклюзивного образования ребёнка с нарушением слуха в условиях обучения в гимназии. В открытом микрофоне приняли участие логопеды, сурдопедагоги образовательных учреждений для детей с нарушением слуха: Шипулина Светлана Борисовна, заместитель директора по УВР (коррекционная работа), учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ школа-интернат № 31 Невского района г. СПб; Мотовилова Юлия Валерьевна, заместитель директора по коррекционной работе, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района г.СПб; Федоренко Юлия Валерьевна, сурдопедагог ГБДОУ детский сад «Кудесница» Петроградского района г. СПб; Баранова Валерия Игоревна, сурдопедагог медицинского центра «МастерСлух», г. Калининград, Русинова Юлия Анатольевна, руководитель структурного подразделения «Логопедический пункт», учитель-логопед ГБОУ СОШ № 347с углубленным изучением английского языка Невского района г.СПб.
В материалах конференции опубликованы видеодоклады и стендовые доклады в соответствии с программой круглого стола. Ознакомиться с ними можно по ссылкам. Стендовые доклады: https://vk.com/album-187366233_301129528. Видеодоклады: https://vk.com/video/playlist/-187366233_13 Выражаем отдельную благодарность нашим профессиональным, инициативным, внимательным волонтерам: Бендак Марии, Извозчиковой Марии, Калмыковой Эвелине, Кораблевой Александре, Кондратьевой Софье, Тумановой Полине, Фомину Сергею! Участники круглого стола отметили высокую социальную значимость и актуальность проблемы проектирования эффективной образовательной среды как условия обеспечения качественного образования детей с нарушением слуха. По итогам круглого стола принята резолюция.