Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

дефектологического образования

и реабилитации

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым. 

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой В.М.Бехтеревым. Временным деканом факультета 8 октября 1918 г. был избран проф. А.С. Грибоедов, который принимал самое непосредственное участие в работе факультета на протяжении 11 лет. 20 ноября 1918 г. деканом факультета избран и утвержден проф. Д.В. Фельдберг, а его заместителем — проф. А.Н. Граборов. В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М.В. Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д.В. Фельдберг). Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д.В. Фельдберга, А.С. Грибоедова, А.Н. Граборова, П.Г. Бельского, М.В. Адеркас. В 1921 году дефектологический факультет переводится из Института дошкольного воспитания в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А.Н. Граборов). Позднее этот институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, вошедший в 1925 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена (декан Д.В. Фельдберг). До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена расширением в стране сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов. Важное значение в развитии дефектологического факультета имело создание в 1929 году уникальной (и до настоящего времени единственной в России) специализированной кафедры тифлопедагогики, руководителем которой стал ее организатор основоположник отечественной тифлопедагогики Б.И. Коваленко – доктор педагогических наук, профессор, а в последующем – член-корреспондент АПН СССР. В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев (1883–1977). Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Особое внимание уделялось подготовке логопедов и практических работников для школы глухонемых. С середины 30-х годов на факультете открылись вечернее и заочное отделения, значительно увеличился прием студентов, начала функционировать аспирантура. Успешная учебно-методическая и научно-исследовательская работа сотрудников дефектологического факультета была прервана Великой Отечественной войной. Еще до окончания войны, сразу после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М.Е. Хватцев. 1945–1947 – это время возрождения Ленинградского государственного педагогического института и его подразделения – дефектологического факультета. В 1945 году создается объединенная кафедра дефектологии (заведующий кафедрой М.Е. Хватцев), осуществляется первый послевоенный прием студентов (28 человек). В 1947 году на базе кафедры дефектологии возрождаются две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и тифлопедагогики. Период с конца 40-х по 70-е гг. очень важен в развитии факультета, и знаменуется расширением плана приема студентов на факультет, введением дополнительных специальностей: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики». В 1965 году на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, заведующим которой стал доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов. В то же время благодаря усилиям декана факультета Н.П. Долгобородовой начинает функционировать кафедра олигофренопедагогики, созданная в 20-х гг. выдающимся ученым–дефектологом А.Н. Граборовым и закрытая в конце 30-х гг. Структурные изменения, происходившие на факультете дефектологии в 80-е годы (1980–1984 – декан Л.П. Назарова), привели к преобразованию кафедры психопатологии и логопедии и созданию на ее основе двух новых подразделений: кафедры логопедии (зав. кафедрой профессор Л.С. Волкова) и кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. кафедрой профессор Л.М. Шипицына). Кроме того, в это же время была открыта кафедра русского языка для нефилологических специальностей (зав. кафедрой профессор В.П.Проничев). Период 80-х годов выделяется стремлением сотрудников факультета дефектологии к совершенствованию методической оснащенности образовательного процесса, изданием вузовских учебников и учебных пособий, методических разработок, монографий, сборников научных работ. В свет выходят фундаментальные труды для студентов педагогических вузов: А.Г. Литвак «Тифлопсихология»; «Методика обучения глухих русскому языку» под редакцией Л.М. Быковой; «Сурдопедагогика» под редакцией М.И. Никитиной, «Логопедия» под редакцией Л.С .Волковой, Н.И. Белова «Дошкольная сурдопедагогика», Л.П. Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих», Р.И. Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников», Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» и многие другие. Практическим работникам адресуются школьные учебники для вспомогательных школ по математике (А.А. Хилько) и русскому языку (Н.М. Барская), учебники для школ для детей с нарушением слуха по чтению (М.И. Никитина) и по развитию речи (Л.М. Быкова) и др. С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра и магистра образования по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» в рамках направления «540600 — Педагогика». Под руководством декана проф. М.И. Никитиной в 1994 г. молодые сотрудники факультета (В.Н. Вовк, А.Зарин, Л.В.Лопатина, Г.В. Никулина и др.) разработали впервые в России государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Дошкольная педагогика и психология (специальная)», который был введен в действие в 1995 г. С 1994 года факультет дефектологии меняет название, становясь факультетом коррекционной педагогики. Под руководством члена-корреспондента РАО, профессора, М.И. Никитиной (декана с 1994 г. по 2002 г.) создается концепция развития факультета в условиях многоуровневой подготовки специалиста, которая строится с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России. С 2002 по 2011 год факультетом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. За эти годы реализуется концепция многоуровневой подготовки на базе федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, ведется работа по многим международным проектам, включая TEMPUS, по проблемам инклюзивного образования. С 2011-2016 год факультетом коррекционной педагогики, возглавляется кандидатом педагогических наук, доцентом А.П. Антроповым,— самый большой среди других аналогичных факультетов педагогических вузов России. С 1 сентября 2016 года решением ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена факультет коррекционной педагогики преобразован в институт дефектологического образования и реабилитации. С 1 декабря 2016 года институтом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. С 4 февраля 2019 года инстиутом руководит кандидат педагогических наук, профессор А.П. Антропов.
31 окт 2023

Всероссийский круглый стол социальных партнерств ученых-сурдопедагогов, педагогов-практиков и родительской ассоциации «Я слышу мир!»: «Сотрудничество и опыт».

31 октября кафедра сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена совместно с родительской ассоциацией «Я слышу мир», реализующей свою деятельность при поддержке федерального проекта «Крепкая семья» партии Единая Россия, провели Всероссийский круглый стол социальных партнерств: «Сотрудничество и опыт».
Круглый стол открывает серию совместных партнерских мероприятий, направленных на обсуждение вопросов обеспечения условий и успешных практик инклюзивного образования, на объединение усилий науки, общественности и практики в образовании детей с нарушением слуха.

С приветственным словом выступил Александр Петрович Антропов, директор института дефектологического образования и реабилитации, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики.

Участники обсудили актуальные темы. Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» представила доклад «Вариативность маршрутов обучения детей с нарушениями слуха в едином образовательном пространстве». Николаева Татьяна Вячеславовна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» рассказала о наиболее эффективных организационных формах воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.

Красильникова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена проанализировала векторы профессиональной подготовки современного сурдопедагога. Туфатулин Газиз Шарифович, доктор медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», доцент кафедры оториноларингологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, советник директора СПб НИИ ЛОР предложил на обсуждение возможные пути расширения взаимодействия между сурдопедагогической и сурдологической службами в Санкт-Петербурге. Королёва Инна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, научный руководитель программ реабилитации Детского городского сурдологического центра Санкт-Петербурга подчеркнула в своем выступлении необходимость организации и сотрудничества сурдопедагога, логопеда и психолога в процессе слухоречевой реабилитации глухого ребенка после операции кохлеарной имплантации. Пискун Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», руководитель ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ в совместном с Тайлаковой Татьяной Петровной - председателем Новосибирской региональной общественной организации поддержки детей-инвалидов с нарушением слуха «Счастье слышать!», а также с коллегами из школ для детей с нарушением слуха г.Новосибирска и Новосибирской области поделились своим успешным опытом организации сопровождения детей после кохлеарной имплантации. Гаранина Лариса Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан дефектологического факультета и Калмыкова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» совместно с Шумаковой Ольгой Викторовной, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и Малиховой Ларисой Николаевной, директор областного казенного общеобразовательного учреждения школы для детей с ОВЗ г. Курск представили обзор перспектив развития региональной сурдопедагогики. Пенин Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена анонсировал проект «Дактилология как универсальное средство общения». Попова Елена Ефимовна, руководитель родительского объединения «Я слышу мир!» рассказала об опыте формирования модели экосистемы некоммерческой общественной организации, обозначила необходимость создания единой площадки для объединения общественных организаций, научного сообщества сурдопедагогов и межведомственных специалистов, поделилась результатами реализации мероприятий, организованных при поддержке федерального проекта «Крепкая семья» партии Единая Россия.

Конюхова Татьяна Васильевна, учитель-логопед ППМС-центра ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» поделилась опытом комплексного сопровождения инклюзивного образования ребёнка с нарушением слуха в условиях обучения в гимназии.
В открытом микрофоне приняли участие логопеды, сурдопедагоги образовательных учреждений для детей с нарушением слуха: Шипулина Светлана Борисовна, заместитель директора по УВР (коррекционная работа), учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ школа-интернат № 31 Невского района г. СПб; Мотовилова Юлия Валерьевна, заместитель директора по коррекционной работе, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района г.СПб; Федоренко Юлия Валерьевна, сурдопедагог ГБДОУ детский сад «Кудесница» Петроградского района г. СПб; Баранова Валерия Игоревна, сурдопедагог медицинского центра «МастерСлух», г. Калининград, Русинова Юлия Анатольевна, руководитель структурного подразделения «Логопедический пункт», учитель-логопед ГБОУ СОШ № 347с углубленным изучением английского языка Невского района г.СПб.

В материалах конференции опубликованы видеодоклады и стендовые доклады в соответствии с программой круглого стола. Ознакомиться с ними можно по ссылкам.
Стендовые доклады: https://vk.com/album-187366233_301129528.
Видеодоклады: https://vk.com/video/playlist/-187366233_13

Выражаем отдельную благодарность нашим профессиональным, инициативным, внимательным волонтерам:
Бендак Марии, Извозчиковой Марии, Калмыковой Эвелине, Кораблевой Александре, Кондратьевой Софье, Тумановой Полине, Фомину Сергею!

Участники круглого стола отметили высокую социальную значимость и актуальность проблемы проектирования эффективной образовательной среды как условия обеспечения качественного образования детей с нарушением слуха.
По итогам круглого стола принята резолюция.

Возврат к списку