Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*


Кафедра сурдопедагогики


Контакты

Ольга Александровна Красильникова

Заведующая кафедрой

Часы приема: 

Вторник               13:00 – 15:00

 ekoryukina@yandex.ru

Состав кафедры

# ФИО Должность Ученая степень
1 Волков Алексей Михайлович доцент кандидат педагогических наук
2 Вощилова Нина Валентиновна доцент кандидат психологических наук
3 Граш Наталья Евгеньевна доцент кандидат педагогических наук
4 Коржова Ангелина Анатольевна доцент кандидат педагогических наук
5 Красильникова Ольга Александровна профессор доктор педагогических наук
6 Кукушкина Ольга Ильинична профессор доктор педагогических наук,  действительный член (академик) Российской академии образования
7 Люкина Анна Сергеевна доцент кандидат педагогических наук
8 Мамедова Елена Юрьевна доцент кандидат педагогических наук
9 Наумова Наталья Викторовна старший преподаватель  
10 Пенин Геннадий Николаевич профессор доктор педагогических наук
11 Пшеничнова Елизавета Эдуардовна ассистент  
12 Соколов Андрей Николаевич доцент кандидат психологических наук
13 Филиппова Мария Игоревна ассистент  
14  Фомичева Ольга Антоновна ассистент  
15 Чиж Ольга Александровна доцент кандидат психологических наук

Кафедра основана в 1918 году. 

Начало научного этапа развития сурдопедагогической мысли в России относится к началу XIX века. Первым стабильно работавшем училищем в России стало училище для глухонемых, организованное в 1806 году на базе Императорского Воспитательного дома – предтече Герценовского университета. Это училище стало одним из лучших в Европе

Кафедра сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена является одной из старейших в России специализированных выпускающих кафедр, осуществляющих подготовку специалистов для школ – интернатов, детских садов для глухих и слабослышащих, реабилитационных центров, учреждений социальной сферы, общественных организаций для лиц с нарушением слуха, учреждений дополнительного образования, преподавателей для средних профессиональных и высших учебных заведений. Она была основана в 1918 году по инициативе профессора Д.В. Фельдберга. С возникновением кафедры сурдопедагогики началась история становления и развития дефектологического факультета (в дальнейшем факультета коррекционной педагогики, в настоящее время – института дефектологического образования и реабилитации). У истоков кафедры стояли крупные ученые, профессора М.В. Адеркас (заведующая кафедрой), Д.В. Фельдберг, С.М. Доброгаев. Им удалось объединить и включить в творческую учебно – методическую и научную работу опытных сурдопедагогов, логопедов, методистов, сделать первые шаги к дифференцированному обучению детей, разработать эффективные методы и приемы развития словесной речи, использования остаточной слуховой функции. В разные годы на кафедре сурдопедагогики работали профессора П.С. Янковский, М.Е. Хватцев, В.К. Орфинская, М.П. Могильницкий, А.П. Велицкий, доценты М.Л. Шкловский, Т.В. Ханутина, З.М. Ежова, С.Н. Шабалин, Е.И. Андреева, О.М. Потапова, преподаватели А.И. Усынина, О.Н. Поляхина, Б.Н. Мельников, Е.Э. Смирнова, Н.В. Смирнов, Т.А. Трубникова и другие. Их усилиями был заложен фундамент отечественной сурдопедагогики и специальных методик обучения и воспитания лиц с нарушением слуха. В 70-е годы основными направлениями в работе кафедры, руководимой М.И. Никитиной (заведующая кафедрой с 1973 по 1998 гг.), становятся совершенствование обучения глухих и слабослышащих языку, а также изучение индивидуальных различий учащихся с нарушением слуха в овладении знаниями и дифференцированный подход к ним. Во второй половине 80-х годов доминирующим в научно-исследовательской деятельности кафедры сурдопедагогики становится ее сотрудничество со специальными детскими садами и школами, комплексное изучение различных сторон коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми, развитие их устной и письменной речи в условиях специально организованного обучения. По материалам исследуемых проблем в этот период было написано 4 пособия для учителей, создано 6 школьных учебников (М.И. Никитиной, Л.М. Быковой, Е.Е. Вишневской, О.М. Потаповой, Л.П. Назаровой). Укрепляется штатный состав кафедры: в него включаются педагоги, психологи, методисты высшей квалификации. Повышается статус заведующего кафедрой: её возглавляет член – корреспондент Российской академии образования профессор М.И. Никитина. Ведущими преподавателями кафедры являются доценты, кандидаты наук Л.М. Быкова, Н.И. Белова, Л.П. Назарова, Е.Е. Вишневская, И.А. Михаленкова, Л.С. Мотылева, З.А. Пономарева. Традиции кафедры продолжают представители молодого поколения Л.В. Андреева, Г.Н. Пенин, А.А. Коржова, Л.В. Кораблёва, Е.П. Микшина. Ученые кафедры сурдопедагогики продолжают плодотворно работать над созданием новых учебных планов, учебных программ по всем специальным предметам подготовки сурдопедагога. На отделении сурдопедагогики начинает проводиться дифференцированное обучение студентов. По разным учебным планам осуществляется подготовка учителей – дефектологов начальной школы, русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих и сурдопедагогов дошкольных учреждений. Важные изменения в направлениях деятельности кафедры сурдопедагогики начинают происходить с начала 90-х годов XX столетия. Социально – экономические процессы, осуществлявшиеся в России, привели к широкому изучению и внедрению в отечественную педагогическую науку и практику зарубежного опыта специального образования. Сложившаяся ситуация, связанная с демократизацией и гуманизацией общественных отношений, появлением элементов новой нормативно-правовой базы в специальном образовании, привела к внедрению в 1992 году на отделении сурдопедагогики многоуровневой непрерывной подготовки бакалавров в рамках направления «540600 – Педагогика» и магистров образования. Учёными кафедры были созданы стандарты моноуровневой подготовки специалиста – сурдопедагога и разработаны учебные планы. В 1997 году приказом ВАК Российской Федерации в РГПУ им. А. И. Герцена открывается диссертационный совет по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (председатель М. И. Никитина, учёный секретарь Г.Н. Пенин). В 2000 году совет получает право рассмотрения и защиты диссертации по двум специальностям: 13.00.03 – коррекционная педагогика и 19.00.10 – коррекционная психология. В 1999 году руководителем кафедры избирается профессор Г.Н. Пенин (заведующий кафедрой с 1999 по 2017 гг.). В 90-е годы минувшего столетия активизировались международные связи учёных кафедры с коллегами из Франции, США, Польши, Латвии и других стран дальнего и ближнего зарубежья. В частности, был осуществлён Международный проект с Национальными центрами школьной адаптации и интеграции Сюрен – Бомон (Франция) по актуальным проблемам обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. Работы ведущих специалистов (проф. М.И Никитина, проф. Г.Н. Пенин, доц. Л. В. Кораблёва) опубликовывались во Франции на английском, немецком и французском языках, что явилось определённым вкладом в мировой опыт специального образования детей с ОВЗ (1995 г.). Магистранты кафедры А. Шиловская и К. Леонова в соответствии с международным договором о сотрудничестве успешно прошли полный курс обучения на факультете речевых нарушений Университета Северной Айовы (США). Значительным достижением кафедры сурдопедагогики явилось расширение специальностей, предлагаемых студентам, введение разнообразных специализаций. Так, сотрудниками кафедры – профессорами М.И. Никитиной, Г.Н. Пениным, доцентами Л.В. Андреевой, А.А. Коржовой, Л.В. Кораблёвой, Е.П. Микшиной, О. А. Красильниковой, А. С. Макаровой, Н.Е. Граш, Е.Ю. Мамедовой, ст. преп. Н.В. Наумовой была создана программа «Специальная дошкольная педагогика и психология». В учебные планы специальности «Сурдопедагогика» были включены дополнительные специализации «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха», «Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях общего назначения». Подлинным брендом кафедры является Международная конференция «Ребенок в современном мире», проводимая под эгидой ЮНЕСКО и Министерства образования и науки РФ. В организации и проведении конференции деятельное участие принимает кафедра сурдопедагогики. В течение четверти века по инициативе проф. Г.Н. Пенина и доц. Л.В. Кораблевой ежегодно выпускаются сборники научных трудов, посвященных широкому кругу актуальных проблем обучения, воспитания, социализации, интеграции, инклюзивному образованию детей с ОВЗ. Благодаря составителям этих сборников (Г.Н. Пенина и Л.В. Кораблевой), удалось объединить в единое социокультурное и научно–методическое пространство отечественных и зарубежных ученых–дефектологов, педагогов–практиков, представителей общественных организаций, аспирантов и студентов вузов. Многие сотни научных статей, опубликованных в сборниках, явились основой для диссертационных работ как сотрудников кафедры и факультета коррекционной педагогики (института дефектологического образования и реабилитации), так и для представителей сторонних организаций. В соответствии с Госконтрактом разрабатывался ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (проф. О.А. Красильникова). Создание новых ФГОС позволило педагогам специальных школ более гибко определять образовательный маршрут для каждого ребенка с нарушением слуха в соответствии с его желаниями и познавательными возможностями. В настоящее время совместно с педагогами школы № 33 и № 20 для слабослышащих детей разрабатываются рабочие программы учебных дисциплин и коррекционных курсов АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (проф. О.А. Красильникова, доц. А.С. Макарова) и учебно – методические комплексы по обучению грамоте, литературному чтению, развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи у слабослышащих и позднооглохших детей (проф. О.А. Красильникова, доц. О.А. Чиж, доц. А.С. Люкина). На базе школы №33 организован ресурсный центр по обучению детей с кохлеарными имплантами (руководитель С.В. Ильюшина, проф. О.А. Красильникова, доц. А.С. Люкина). Следуя добрым традициям, кафедра сурдопедагогики стремится сохранить опытных преподавателей – профессоров и доцентов, внесших решающий вклад в ее развитие и формирование имиджа кафедры в России и за рубежом. Вместе с тем штатный состав старейшего учебного подразделения университета постоянно обновляется Осуществляется подготовка молодых перспективных преподавателей из числа ее выпускников. Поэтому не случайно, что в свой 100-летний юбилей кафедра сурдопедагогики претерпела определенные кадровые изменения: заведующий кафедрой профессор Г.Н. Пенин «передал эстафету» руководства кафедрой профессору О.А. Красильниковой, имеющей значительный научный потенциал и опыт вузовской работы в должности профессора. Оставаясь профессором, Г.Н. Пенин продолжает активную научную и учебную деятельность. На должность доцента избрана А.С. Люкина, аспирант М. И. Филиппова стала ассистентом кафедры. За последние годы штат кафедры пополнился ассистентам Е.Э. Пшеничновой и О.А. Базыриной.


Быкова Л.М..jpg

Быкова
Людмила Михайловна

Быкова Людмила Михайловна, до замужества Путиловская, родилась в 1937 году в Ленинграде и прожила всю жизнь в нашем городе. Мама Людмилы Михайловны воспитывала двоих детей, папа был разносторонним, образованным и очень глубоким человеком. Он очень хотел, чтобы дочь всю жизнь училась, повышая свой уровень. Именно Михаил Филиппович привил дочери тягу к познанию нового и, потом искренне гордился её достижениями. Отец очень любил её и она пронесла эту любовь через всю свою жизнь. Именно он был для неё ориентиром совершенства, интеллигентности и ума.

Когда Людмиле Михайловне было 4 года началась война и блокаду семья провела в Ленинграде. Они жили на Невском, 11, напротив их окон находилась (и находится сейчас) табличка с надписью «Эта сторона улицы при артиллерийском обстреле наиболее опасна». Вся семья с трудом выжила, неоднократно они были на грани смерти, дети тяжело болели цингой. В 1943 г. семью вывезли в эвакуацию в Казахстан, отец Людмилы Михайловны вернулся в город работать. После войны вся семья собралась вместе в Ленинграде.

После войны, Людмила Михайловне училась в женской школе и занималась фортепиано в музыкальной, обе окончила с отличием. Пришла подавать документы в ЛГПИ им. А.И. Герцена на филологический факультет, но случайно, с ней разговорился декан дефектологического факультета и рассказал о профессии сурдопедагога, и Людмила Михайловна поступила на дефектологический факультет. В институте Людмила Михайловна принимала участие в студенческом научном обществе, была комсоргом факультета. Окончила вуз с красным дипломом, была приглашена для поступления в аспирантуру, после получения опыта работы.

После окончания ЛГПИ им. А.И. Герцена по распределению попала в Мельгидунский район Читинской области. Специалистов с профильным образованием в школе не было и, каждый урок в течение месяца у Людмилы Михайловны был открытым. Условия жизни были очень суровыми и дважды Людмила Михайловна чуть не погибла (один раз угорела от печного отопления, другой, её пытались убить уголовники). За первый год работы Людмила Михайловна практически написала две трети своей диссертации. Её пригласили поступать в аспирантуру, куда она поступила с отличием сдав все экзамены. Научным руководителем был Михаил Ефимович Хватцев. Рецензию написал Сергей Александрович Зыков. После защиты Сергей Александрович предложил Людмиле Михайловне переехать в Москву для совместной работы в НИИ дефектологии. По семейным обстоятельствам Людмила Михайловна отказалась, но всю жизнь Людмила Михайловна тесно сотрудничала с НИИ дефектологии. Людмила Михайловна неоднократно приезжала в Москву в Министерство образования и отстаивала необходимость обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных школах по своим программам обучения с профильными специалистами. Ввести инклюзивное образование пытались уже в 80-е годы. 

В период работы на кафедре сурдопедагогики Людмила Михайловна несколько лет была заместителем декана, членом ученого совета. Прожив трудные годы блокады, Людмила Михайловна помогала студентам. В её доме регулярно собирались студенческие советы, практически постоянно у неё кто-то из студентов жил, у некоторых были ключи от её дома, ребята могли приходить сами, без предупреждения. Людмила Михайловна всегда работала с полной отдачей, всецело посвящая себя любимому делу.

М.И.Никитина.png

Никитина
Маргарита Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО.

Маргарита Ивановна родилась в городе Ленинграде в семье педагогов. Когда ей было 4 года, началась Великая Отечественная война. Её мама, Жамбова Софья Михайловна, работала в школе №3 для слабослышащих детей (сейчас ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района г. Санкт-Петербурга) и была отправлена вместе с дочкой и группой слабослышащих и слабовидящих детей в эвакуацию в Омскую область. 

После войны семья вернулась в город. 

В 1954 году Маргарита Ивановна поступила на отделение сурдопедагогики в ЛГПИ им. А.И. Герцена и в 1959 году с отличием окончила его. По распределению она уезжает в Сибирь, где работает сначала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Кемеровской школе для глухих детей, а потом инспектором специальных школ Кемеровского областного отдела народного образования. В 1962 году Маргарита Ивановна возвращается в Ленинград и устраивается учителем русского языка и литературы в школу №3 для слабослышащих детей. В 1963 году поступает в аспирантуру и начинает научную деятельность: работает ассистентом, затем старшим преподавателем и поздне - доцентом кафедры сурдопедагогики нашего университета. В 1970 году Маргарита Ивановна защищает кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое восприятие живописи слабослышащими учащимися», а в 1984 году – докторскую диссертацию на тему «Совершенствование литературного образования слабослышащих школьников». С 1974 по 1999 годы Маргарита Ивановна возглавляет нашу кафедру, а с 1994 по 2002 годы и весь факультет коррекционной педагогики (сейчас – институт дефектологического образования и реабилитации). С 2006 года она являлась научным консультантом факультета дефектологии Ленинградского университета им. А.С. Пушкина, заведовала лабораторией диагностики и коррекции психических и сенсомоторных нарушений. 

 Общее количество публикаций Маргариты Ивановны достигает двухсот. В это число входят не только статьи, но и федеральные учебники, монографии, учебно-методические пособия, программы курсов. Маргарита Ивановна внесла большой вклад в отечественную сурдопедагогику. Она является основоположником отечественной системы литературного образования слабослышащих школьников, её учебники и методические пособия по сей день остаются ведущими в обучении студентов основным дисциплинам образовательных программ бакалавриата и магистратуры. 

Труд Маргариты Ивановны заслуживает самых тёплых слов благодарности. Большинство преподавателей нашей кафедры защищали свои кандидатские диссертации именно под руководством Маргариты Ивановны. Маргарита Ивановна не только передала нам свои знания, но и воспитала нас, помогла стать лучше и мудрее. Научные идеи, неиссякаемая энергия, личный пример и преданность делу дали заряд петербургской сурдопедагогике на много лет вперёд.

Отзывы студентов и выпускников