Группа ВКОНТАКТЕ
surdofcp@gmail.com
+7 (812) 232-34-95
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, кабинет 305 (ст. м. "Горьковская")
Ольга Александровна Красильникова
Заведующая кафедрой
Часы приема:
Вторник 13:00 – 15:00
ekoryukina@yandex.ru
Ученая степень и звание:
доктор педагогических наук, доцент
Кафедра:
сурдопедагогики
Образование:
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в 1984 году
Расписание занятий на текущий семестр
Расписание занятий и экзаменов на даты
Дисциплины преподавателя Практики преподавателя Темы ВКР Повышение квалификации Участие в финансируемых НИР РГПУ им. А. И. Герцена Публикации преподавателя Наукометрия
Быкова Людмила Михайловна
Быкова Людмила Михайловна, до замужества Путиловская, родилась в 1937 году в Ленинграде и прожила всю жизнь в нашем городе. Мама Людмилы Михайловны воспитывала двоих детей, папа был разносторонним, образованным и очень глубоким человеком. Он очень хотел, чтобы дочь всю жизнь училась, повышая свой уровень. Именно Михаил Филиппович привил дочери тягу к познанию нового и, потом искренне гордился её достижениями. Отец очень любил её и она пронесла эту любовь через всю свою жизнь. Именно он был для неё ориентиром совершенства, интеллигентности и ума.
Когда Людмиле Михайловне было 4 года началась война и блокаду семья провела в Ленинграде. Они жили на Невском, 11, напротив их окон находилась (и находится сейчас) табличка с надписью «Эта сторона улицы при артиллерийском обстреле наиболее опасна». Вся семья с трудом выжила, неоднократно они были на грани смерти, дети тяжело болели цингой. В 1943 г. семью вывезли в эвакуацию в Казахстан, отец Людмилы Михайловны вернулся в город работать. После войны вся семья собралась вместе в Ленинграде.
После войны, Людмила Михайловне училась в женской школе и занималась фортепиано в музыкальной, обе окончила с отличием. Пришла подавать документы в ЛГПИ им. А.И. Герцена на филологический факультет, но случайно, с ней разговорился декан дефектологического факультета и рассказал о профессии сурдопедагога, и Людмила Михайловна поступила на дефектологический факультет. В институте Людмила Михайловна принимала участие в студенческом научном обществе, была комсоргом факультета. Окончила вуз с красным дипломом, была приглашена для поступления в аспирантуру, после получения опыта работы.
После окончания ЛГПИ им. А.И. Герцена по распределению попала в Мельгидунский район Читинской области. Специалистов с профильным образованием в школе не было и, каждый урок в течение месяца у Людмилы Михайловны был открытым. Условия жизни были очень суровыми и дважды Людмила Михайловна чуть не погибла (один раз угорела от печного отопления, другой, её пытались убить уголовники). За первый год работы Людмила Михайловна практически написала две трети своей диссертации. Её пригласили поступать в аспирантуру, куда она поступила с отличием сдав все экзамены. Научным руководителем был Михаил Ефимович Хватцев. Рецензию написал Сергей Александрович Зыков. После защиты Сергей Александрович предложил Людмиле Михайловне переехать в Москву для совместной работы в НИИ дефектологии. По семейным обстоятельствам Людмила Михайловна отказалась, но всю жизнь Людмила Михайловна тесно сотрудничала с НИИ дефектологии. Людмила Михайловна неоднократно приезжала в Москву в Министерство образования и отстаивала необходимость обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных школах по своим программам обучения с профильными специалистами. Ввести инклюзивное образование пытались уже в 80-е годы.
В период работы на кафедре сурдопедагогики Людмила Михайловна несколько лет была заместителем декана, членом ученого совета. Прожив трудные годы блокады, Людмила Михайловна помогала студентам. В её доме регулярно собирались студенческие советы, практически постоянно у неё кто-то из студентов жил, у некоторых были ключи от её дома, ребята могли приходить сами, без предупреждения. Людмила Михайловна всегда работала с полной отдачей, всецело посвящая себя любимому делу.
Никитина Маргарита Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО.
Маргарита Ивановна родилась в городе Ленинграде в семье педагогов. Когда ей было 4 года, началась Великая Отечественная война. Её мама, Жамбова Софья Михайловна, работала в школе №3 для слабослышащих детей (сейчас ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района г. Санкт-Петербурга) и была отправлена вместе с дочкой и группой слабослышащих и слабовидящих детей в эвакуацию в Омскую область.
После войны семья вернулась в город.
В 1954 году Маргарита Ивановна поступила на отделение сурдопедагогики в ЛГПИ им. А.И. Герцена и в 1959 году с отличием окончила его. По распределению она уезжает в Сибирь, где работает сначала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Кемеровской школе для глухих детей, а потом инспектором специальных школ Кемеровского областного отдела народного образования. В 1962 году Маргарита Ивановна возвращается в Ленинград и устраивается учителем русского языка и литературы в школу №3 для слабослышащих детей. В 1963 году поступает в аспирантуру и начинает научную деятельность: работает ассистентом, затем старшим преподавателем и поздне - доцентом кафедры сурдопедагогики нашего университета. В 1970 году Маргарита Ивановна защищает кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое восприятие живописи слабослышащими учащимися», а в 1984 году – докторскую диссертацию на тему «Совершенствование литературного образования слабослышащих школьников». С 1974 по 1999 годы Маргарита Ивановна возглавляет нашу кафедру, а с 1994 по 2002 годы и весь факультет коррекционной педагогики (сейчас – институт дефектологического образования и реабилитации). С 2006 года она являлась научным консультантом факультета дефектологии Ленинградского университета им. А.С. Пушкина, заведовала лабораторией диагностики и коррекции психических и сенсомоторных нарушений.
Общее количество публикаций Маргариты Ивановны достигает двухсот. В это число входят не только статьи, но и федеральные учебники, монографии, учебно-методические пособия, программы курсов. Маргарита Ивановна внесла большой вклад в отечественную сурдопедагогику. Она является основоположником отечественной системы литературного образования слабослышащих школьников, её учебники и методические пособия по сей день остаются ведущими в обучении студентов основным дисциплинам образовательных программ бакалавриата и магистратуры.
Труд Маргариты Ивановны заслуживает самых тёплых слов благодарности. Большинство преподавателей нашей кафедры защищали свои кандидатские диссертации именно под руководством Маргариты Ивановны. Маргарита Ивановна не только передала нам свои знания, но и воспитала нас, помогла стать лучше и мудрее. Научные идеи, неиссякаемая энергия, личный пример и преданность делу дали заряд петербургской сурдопедагогике на много лет вперёд.
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 1995 года, дефектолог, сурдопедагог, учитель-логопед высшей квалификационной категории, координатор «СОВЕТА логопедов» Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда РФ
Институт дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена – это дружный коллектив деятелей науки, педагогов, практиков с огромной профессиональной и человеческой историей, сохранившей летопись людей и событий отечественной сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики и логопедии.
Преподаватели Института дают студентам фундаментальные знания во всех областях дефектологического образования, профессионально поддерживают выпускников, следят за их становлением и развитием.
Одним из приоритетных направлений ИДОиР является неуклонное стремление к прогрессу – ориентация на постоянное развитие, учет актуальности новейших научных достижений, поиск интересных решений в преподавательской деятельности, создание инновационных Программ и Проектов. Деятели науки проводят исследовательскую работу, научные конференции и семинары, создают книги и монографии.
Обучение на кафедре сурдопедагогики стало для меня источником не только обширных и глубоких знаний в области специальной педагогики, но и умения поддерживать профессиональные и дружеские отношения с педагогами, сокурсниками, студентами, активно участвуя в жизни ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена на протяжении многих лет.
Русинова Юлия
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 1997 года, директор ГБОУ ЛО «Юкковская специальная школа-интернат»
Искренне благодарна и признательна родной кафедре сурдопедагогики за чуткое и грамотное наставничество, за сердечное "родительское" отношение к студенту, за душевную теплоту и высочайший профессионализм преподавательского состава. Та верность и преданность профессии, которую я вижу у сотрудников кафедры, является для меня, и в годы учебы и сейчас, образцом истинного служения делу и неподдельной любви к профессии!
Радченко Жанна
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 2024 года, ГБДОУ детский сад "Кудесница" Петроградского района г. Санкт-Петербург. Должность: учитель-логопед. Общественная должность: председатель совета молодых педагогов Петроградского района г.Санкт-Петербург
Обучение на кафедре сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена позволило мне приобрести глубокие теоретические знания и освоить важные практические навыки в области дефектологии, необходимые для профессиональной и научной деятельности. Магистерская программа закрепила знания в области диагностики детей с нарушениями речи и слуха, познакомила с методиками коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, современными методами работы с детьми с кохлеарными имплантами.
Все полученные знания, умения и навыки стали прочной основой для дальнейшего профессионального роста и достижения успехов в научной сфере. Я стала аспиранткой кафедры сурдопедагогики.
Табачкова Евгения
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 2007 год выпуска, кандидат педагогических наук, заместитель директора по коррекционно-развивающей работе ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга
Обучение на кафедре сурдопедагогики позволило не только качественно овладеть профессиональными навыками и умениями, особенностями работы с детьми, имеющими нарушения слуха, но и продолжить научную работу в аспирантуре. Спасибо моим дорогим и любимым педагогам.
Мотовилова Юлия
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 1984 года, учитель-логопед, сурдопедагог, государственное бюджетное учреждение центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Кировского района Санкт-Петербурга
Университет предоставляет отличное образование будущим педагогам-дефектологам, сочетая фундаментальные теоретические знания с необходимыми практическими навыками. Именно благодаря разностороннему обучению каждый выпускник может найти свое место в профессии. Кафедра сурдопедагогики подарила мне коллег и друзей на всю жизнь. Я горжусь, что училась в ЛГПИ им. А.И. Герцена!
Венценосцева Елена