Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Кафедра основ дефектологии и реабилитологии

Контакты

Руководство

Ирина Павловна Волкова

Заведующая кафедрой

График работы:
Среда                      15:00 – 18:20
Четверг                   13:30 – 18:25

Часы консультаций:
Четверг                    13:30 – 15:00

 volkova52@mail.ru

Состав кафедры

# ФИО Должность Ученая степень
1 Белан Екатерина Евгеньевна доцент кандидат психологических наук
2 Вассерман Евгений Людвигович доцент кандидат медицинских наук
3 Волкова Ирина Павловна профессор доктор психологических наук
4 Вялых Ольга Анатольевна доцент кандидат психологических наук
5 Захарова Анастасия Михайловна старший преподаватель  
6 Емельянов Виталий Давидович доцент кандидат педагогических наук, кандидат медицинских наук
7 Кантор Виталий Зорахович профессор доктор педагогических наук
8 Кобрина Лариса Михайловна профессор доктор педагогических наук
9 Кублицкая Ольга Викторовна доцент кандидат филологических наук
10 Машкова Антонина Владимировна ассистент  
11 Никулина Ирина Николаевна доцент кандидат психологических наук
12 Овчинникова Татьяна Сергеевна профессор доктор педагогических наук      
13 Разумова Ольга Юрьевна доцент кандидат педагогических наук
14 Степанова Александра Анатольевна доцент кандидат биологических наук
15 Чернова Галина Рафаиловна доцент кандидат философских наук
16 Шац Игорь Константинович профессор доктор медицинских наук

Кафедра основана в 1977 году.

История кафедры основ дефектологии и реабилитологии (ранее основ коррекционной педагогики) связана со структурными преобразованиями на факультете  коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, который до 1994 года назывался дефектологическим факультетом.  В 1965  году была создана кафедра психопатологии и логопедии, которой заведует врач-психиатр, профессор  Е.С. Иванов. Совместная деятельность педагогов-дефектологов, врачей и психологов направлена на разработку теоретических и методологических аспектов оказание помощи детям с отклонениями в психическом и речевом развитии. В 80-е годы на факультете происходит преобразование кафедры психопатологии и логопедии, на ее основе были  созданы два новых подразделения: кафедра логопедии, которую возглавляет профессор Л.С. Волкова и кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии под руководством  профессора Л.М. Шипицыной. На кафедре работают врачи-невропатологи, психиатры, физиологи, специалисты в области гигиены и генетики. Научная деятельность кафедры связана с клиническими и психофизиологическими исследованиями детей с разными вариантами  психологического дизонтогенеза, а также с изучением  взаимоотношений в семьях, имеющих детей-инвалидов, разрабатываются научно-методические основы организации психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями развития.

С 1994 года кафедру возглавляет доктор медицинских наук, профессор  В.А. Зинченко.   С сентября  1996 года кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии переименована в кафедру  медико-биологических и клинических дисциплин. Кафедра становится базой при подготовке студентов 1-2 курса в системе бакалавриата. Расширяется сфера научной деятельности сотрудников кафедры. Основным направление работы кафедры  становятся: формирование у студентов современных представлений о медико-биологических и клинических основах коррекционной работы с детьми, имеющими отклонениями в развитии; дальнейшее изучение  психофизического развития детей разных возрастных категорий с  сенсорными и интеллектуальными нарушениями; разработка новых направлений в обследовании детей; участие в организации медико-психолого-педагогической работы с детьми.

С 1998 года кафедра медико-биологических и клинических дисциплин носит называние "Кафедра основ коррекционной педагогики". Кафедру возглавил доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор.

Изменения, произошедшие в гуманитарной сфере жизни российского общества, в области социальной политики  обусловливают постановку перед сотрудниками кафедры новых  задач в учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Одно из главных направлений социальной политики — реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья ( Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. и др.)

В контексте задач  модернизации российского образования, связанного с интеграцией в Болонский процесс, деятельность сотрудников кафедры связана с научно-методическим обоснованием нового структурно-содержательного компонента в системе многоуровневой подготовки кадров в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

С 2004 года под руководством проф. В.З. Кантора на кафедре осуществляется подготовка кадров для работы в коррекционно-образовательных, реабилитационных, социально-адаптационных и общеобразовательных системах в рамках магистерской образовательной программы "Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья".

На основе выработанных кафедрой теоретико-методических подходов к проблеме реабилитации инвалидов  был сформирован комплект основных научно-методических материалов (программы учебных курсов, программы практик и др.) применительно к учебным дисциплинам: 

  • "Основы реабилитационной педагогики и психологии" (проф. В.З. Кантор)
  • "История благотворительности  и социальной работы с инвалидами" (проф. А.З. Свердлов)
  • "Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов" (доц. Н.Ф. Михайлова)
  • "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования инвалидов" (проф. В.З. Кантор, асс. В.В. Мурашко)
  • "Медико-социальные основы реабилитации инвалидов" (доц. Б.А. Марат)"
  • "Нейропедагогические и нейропсихологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья" (доц. Т.П. Степанова, доц. Е.Л. Вассерман)
  • "Информационные технологии в психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья" (доц. Е.Л. Вассерман).

Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры  нацелена на разработку теоретико-экспериментальных основ медико-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации специального образования лиц с нарушениями в развитии. Научные исследования, апробация, внедрение и публикация их результатов осуществлялись на основе и в условиях совместной деятельности со всеми кафедрами факультета коррекционной педагогики, а также с научными, образовательными, коррекционными и реабилитационными учреждениями Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации, с общероссийскими и региональными общественными организациями инвалидов и с зарубежными учебно-научными учреждениями (Институтом коррекционной педагогики РАО; Санкт-Петербургским НИИ информатики и автоматизации РАН; Комплексом реабилитации инвалидов "Контакт" Всероссийского общества слепых; ГОУ "Профессионально-реабилитационный центр"; ГОУ "Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха"; Институтом реабилитации и подготовки персонала "Реакомп" Всероссийского общества слепых; Санкт-Петербургским государственным университетом (психологический факультет); Московским педагогическим государственным университетом; Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева; Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; Медицинской академией постдипломного образования; НОУ "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" и др.). Содержание координационного взаимодействия кафедры с данными учреждениями и организациями было связано в первую очередь с изучением, анализом и оценкой состояния коррекционно-реабилитационной работы с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и с научным обоснованием путей ее совершенствования. Сотрудники кафедры осуществляют научное консультирование учреждений (проф. В.З. Кантор, доц. Н.Ф. Михайлова, доц. Л.А. Попова, доц. Е.Л. Вассерман), выступают с лекциями для практических работников (проф. В.З. Кантор, доц. Б.А. Марат), проводят научно-методические конференции, семинары, круглые столы, осуществляют подготовку совместных публикаций и др.

С 2011 года  кафедру возглавляет доктор психологических наук И.П. Волкова. Целевые установки деятельности кафедры связаны с расширением проблематики научных исследований в области медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий, а также с расширением  научно-практической базы медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Расширение научной проблематики кафедры обусловлено и инновационными тенденциями в области образования и социальной политики в отношении инвалидов, сменой парадигмы отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В  рамках личностно-ориентированной (гуманистической)   парадигмы одним из основных механизмов реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России является инклюзивное образование, что зафиксировано в принятом "Законе об образовании РФ". Внедрение инклюзивного образования предполагает разработку механизмов обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования, а также совершенствование подготовки кадров для образовательных учреждений интегративного и инклюзивного типа.

В соответствии с этим деятельность сотрудников кафедры направлена на теоретико-методологическое обеспечение новой образовательной программы подготовки магистров "Психология и педагогика инклюзивного образования" (в настоящее время осуществляется набор студентов, форма обучения — заочная).  Новая магистерская образовательная программа  направлена на вооружение студентов знаниями и умениями, обеспечивающими возможность организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения сенсорной, интеллектуальной и двигательной сфер в условиях инклюзивного образования. 

В феврале 2021 г. кафедра основ коррекционной педагогики стала называться кафедрой основ дефектологии и реабилитологии.

Направления деятельности кафедры

Основные дисциплины кафедры:

  • коррекционная педагогика;
  • невропатология;
  • психопатология.
Дополнительная информация о кафедре