Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым.
В Институте дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена завершилась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии: семья лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в контексте образовательных отношений». Конференция была организована и проведена 25 – 29 марта в рамках объявленного в Российской Федерации Года семьи и XIV Петербургского международного образовательного форума. Третья научно-практическая конференция, являясь научным мероприятием, привлекла внимание широкого круга слушателей, нацеленных на комплексное осмысление потенциала семьи в русле задач обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения, абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Пленарное и секционные заседания конференции прошли в гибридном формате, все мероприятия были доступны в режиме онлайн как для слушателей, так и для спикеров, что обеспечило широкую протяжённость географии участников.
Конференция стартовала 25 марта 2024 года, на открытии с приветственными обращениями выступили Писарева Светлана Анатольевна, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Соловьева Татьяна Александровна, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», доктор педагогических наук, профессор РАО, член-корреспондент РАО, Маллаев Джафар Михайлович, заведующий кафедрой специальной и клинической психологии Дагестанского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
На пленарном заседании и секциях конференции прозвучали доклады учёных из Республики Беларусь, Армении, Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Казани, Самары, Новосибирска, Курска, Махачкалы, Иваново, Краснодара, Вологды и других городов. Пленарное заседание и пять секций («Семья лиц с ОВЗ и инвалидностью как объект и субъект реабилитационно-образовательной деятельности»; «Ресурсы и перспективы развития логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации и семьи»; «Феноменология российской сурдопедагогики: семья как центр формирования и развития личности ребёнка с нарушением слуха»; «Семья ребенка с интеллектуальной недостаточностью как субъект образовательных отношений»; «Вектор развития тифлопедагогики в условиях новых глобальных перемен: семья, образование, социализация лиц с нарушениями зрения (к 95-летию кафедры тифлопедагогики)») стали многоплановыми дискуссионными площадками для научных работников, преподавателей вузов, колледжей, учреждений общего и дополнительного образования, докторантов, аспирантов, административных и педагогических работников образовательных организаций разных регионов России и зарубежных стран, студентов, а также родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе конференции на пленарном заседании приняло участие 3200 слушателей, на секционных заседаниях: «Семья лиц с ОВЗ и инвалидностью как объект и субъект реабилитационно-образовательной деятельности» - 910 человек; «Ресурсы и перспективы развития логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации и семьи» - 914 человек; «Феноменология российской сурдопедагогики: семья как центр формирования и развития личности ребёнка с нарушением слуха» - 1100 человек; «Семья ребенка с интеллектуальной недостаточностью как субъект образовательных отношений» - 1100 человек; «Вектор развития тифлопедагогики в условиях новых глобальных перемен: семья, образование, социализация лиц с нарушениями зрения (к 95-летию кафедры тифлопедагогики)» - 65 человек.
Конференция способствовала обмену мнениями между молодыми и опытными учёными различных регионов нашей страны, укреплению связи между наукой и практикой. Участниками конференции были подняты актуальные проблемы и вопросы современной коррекционной педагогики и психологии: психолого-педагогические средства обогащения воспитательных ресурсов семьи ребенка с ОВЗ; комплементарность школы и семьи в инклюзивном и дифференцированном образовании; инклюзивные профессиональные компетенции педагога в оценках родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и многие другие. Работа секционных заседаний дополнилась интересными, разнообразными по тематике стендовыми докладами педагогов-практиков.