Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

дефектологического образования

и реабилитации

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым. 

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой В.М.Бехтеревым. Временным деканом факультета 8 октября 1918 г. был избран проф. А.С. Грибоедов, который принимал самое непосредственное участие в работе факультета на протяжении 11 лет. 20 ноября 1918 г. деканом факультета избран и утвержден проф. Д.В. Фельдберг, а его заместителем — проф. А.Н. Граборов. В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М.В. Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д.В. Фельдберг). Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д.В. Фельдберга, А.С. Грибоедова, А.Н. Граборова, П.Г. Бельского, М.В. Адеркас. В 1921 году дефектологический факультет переводится из Института дошкольного воспитания в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А.Н. Граборов). Позднее этот институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, вошедший в 1925 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена (декан Д.В. Фельдберг). До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена расширением в стране сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов. Важное значение в развитии дефектологического факультета имело создание в 1929 году уникальной (и до настоящего времени единственной в России) специализированной кафедры тифлопедагогики, руководителем которой стал ее организатор основоположник отечественной тифлопедагогики Б.И. Коваленко – доктор педагогических наук, профессор, а в последующем – член-корреспондент АПН СССР. В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев (1883–1977). Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Особое внимание уделялось подготовке логопедов и практических работников для школы глухонемых. С середины 30-х годов на факультете открылись вечернее и заочное отделения, значительно увеличился прием студентов, начала функционировать аспирантура. Успешная учебно-методическая и научно-исследовательская работа сотрудников дефектологического факультета была прервана Великой Отечественной войной. Еще до окончания войны, сразу после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М.Е. Хватцев. 1945–1947 – это время возрождения Ленинградского государственного педагогического института и его подразделения – дефектологического факультета. В 1945 году создается объединенная кафедра дефектологии (заведующий кафедрой М.Е. Хватцев), осуществляется первый послевоенный прием студентов (28 человек). В 1947 году на базе кафедры дефектологии возрождаются две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и тифлопедагогики. Период с конца 40-х по 70-е гг. очень важен в развитии факультета, и знаменуется расширением плана приема студентов на факультет, введением дополнительных специальностей: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики». В 1965 году на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, заведующим которой стал доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов. В то же время благодаря усилиям декана факультета Н.П. Долгобородовой начинает функционировать кафедра олигофренопедагогики, созданная в 20-х гг. выдающимся ученым–дефектологом А.Н. Граборовым и закрытая в конце 30-х гг. Структурные изменения, происходившие на факультете дефектологии в 80-е годы (1980–1984 – декан Л.П. Назарова), привели к преобразованию кафедры психопатологии и логопедии и созданию на ее основе двух новых подразделений: кафедры логопедии (зав. кафедрой профессор Л.С. Волкова) и кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. кафедрой профессор Л.М. Шипицына). Кроме того, в это же время была открыта кафедра русского языка для нефилологических специальностей (зав. кафедрой профессор В.П.Проничев). Период 80-х годов выделяется стремлением сотрудников факультета дефектологии к совершенствованию методической оснащенности образовательного процесса, изданием вузовских учебников и учебных пособий, методических разработок, монографий, сборников научных работ. В свет выходят фундаментальные труды для студентов педагогических вузов: А.Г. Литвак «Тифлопсихология»; «Методика обучения глухих русскому языку» под редакцией Л.М. Быковой; «Сурдопедагогика» под редакцией М.И. Никитиной, «Логопедия» под редакцией Л.С .Волковой, Н.И. Белова «Дошкольная сурдопедагогика», Л.П. Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих», Р.И. Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников», Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» и многие другие. Практическим работникам адресуются школьные учебники для вспомогательных школ по математике (А.А. Хилько) и русскому языку (Н.М. Барская), учебники для школ для детей с нарушением слуха по чтению (М.И. Никитина) и по развитию речи (Л.М. Быкова) и др. С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра и магистра образования по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» в рамках направления «540600 — Педагогика». Под руководством декана проф. М.И. Никитиной в 1994 г. молодые сотрудники факультета (В.Н. Вовк, А.Зарин, Л.В.Лопатина, Г.В. Никулина и др.) разработали впервые в России государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Дошкольная педагогика и психология (специальная)», который был введен в действие в 1995 г. С 1994 года факультет дефектологии меняет название, становясь факультетом коррекционной педагогики. Под руководством члена-корреспондента РАО, профессора, М.И. Никитиной (декана с 1994 г. по 2002 г.) создается концепция развития факультета в условиях многоуровневой подготовки специалиста, которая строится с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России. С 2002 по 2011 год факультетом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. За эти годы реализуется концепция многоуровневой подготовки на базе федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, ведется работа по многим международным проектам, включая TEMPUS, по проблемам инклюзивного образования. С 2011-2016 год факультетом коррекционной педагогики, возглавляется кандидатом педагогических наук, доцентом А.П. Антроповым,— самый большой среди других аналогичных факультетов педагогических вузов России. С 1 сентября 2016 года решением ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена факультет коррекционной педагогики преобразован в институт дефектологического образования и реабилитации. С 1 декабря 2016 года институтом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. С 4 февраля 2019 года инстиутом руководит кандидат педагогических наук, профессор А.П. Антропов.
29 мар 2024

В ИДОиР РГПУ им. А. И. Герцена завершилась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии: семья лиц с ОВЗ..."

В Институте дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена завершилась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии: семья лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в контексте образовательных отношений». Конференция была организована и проведена 25 – 29 марта в рамках объявленного в Российской Федерации Года семьи и XIV Петербургского международного образовательного форума. Третья научно-практическая конференция, являясь научным мероприятием, привлекла внимание широкого круга слушателей, нацеленных на комплексное осмысление потенциала семьи в русле задач обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения, абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Пленарное и секционные заседания конференции прошли в гибридном формате, все мероприятия были доступны в режиме онлайн как для слушателей, так и для спикеров, что обеспечило широкую протяжённость географии участников.

Конференция стартовала 25 марта 2024 года, на открытии с приветственными обращениями выступили Писарева Светлана Анатольевна, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Соловьева Татьяна Александровна, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», доктор педагогических наук, профессор РАО, член-корреспондент РАО, Маллаев Джафар Михайлович, заведующий кафедрой специальной и клинической психологии Дагестанского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

На пленарном заседании и секциях конференции прозвучали доклады учёных из Республики Беларусь, Армении, Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Казани, Самары, Новосибирска, Курска, Махачкалы, Иваново, Краснодара, Вологды и других городов. Пленарное заседание и пять секций («Семья лиц с ОВЗ и инвалидностью как объект и субъект реабилитационно-образовательной деятельности»; «Ресурсы и перспективы развития логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации и семьи»; «Феноменология российской сурдопедагогики: семья как центр формирования и развития личности ребёнка с нарушением слуха»; «Семья ребенка с интеллектуальной недостаточностью как субъект образовательных отношений»; «Вектор развития тифлопедагогики в условиях новых глобальных перемен: семья, образование, социализация лиц с нарушениями зрения (к 95-летию кафедры тифлопедагогики)») стали многоплановыми дискуссионными площадками для научных работников, преподавателей вузов, колледжей, учреждений общего и дополнительного образования, докторантов, аспирантов, административных и педагогических работников образовательных организаций разных регионов России и зарубежных стран, студентов, а также родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В работе конференции на пленарном заседании приняло участие 3200 слушателей, на секционных заседаниях: «Семья лиц с ОВЗ и инвалидностью как объект и субъект реабилитационно-образовательной деятельности» - 910 человек; «Ресурсы и перспективы развития логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации и семьи» - 914 человек; «Феноменология российской сурдопедагогики: семья как центр формирования и развития личности ребёнка с нарушением слуха» - 1100 человек; «Семья ребенка с интеллектуальной недостаточностью как субъект образовательных отношений» - 1100 человек; «Вектор развития тифлопедагогики в условиях новых глобальных перемен: семья, образование, социализация лиц с нарушениями зрения (к 95-летию кафедры тифлопедагогики)» - 65 человек.

Конференция способствовала обмену мнениями между молодыми и опытными учёными различных регионов нашей страны, укреплению связи между наукой и практикой. Участниками конференции были подняты актуальные проблемы и вопросы современной коррекционной педагогики и психологии: психолого-педагогические средства обогащения воспитательных ресурсов семьи ребенка с ОВЗ; комплементарность школы и семьи в инклюзивном и дифференцированном образовании; инклюзивные профессиональные компетенции педагога в оценках родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и многие другие. Работа секционных заседаний дополнилась интересными, разнообразными по тематике стендовыми докладами педагогов-практиков.

 

 

Возврат к списку