В РГПУ им. А. И. Герцена прошла проектировочная сессия, посвященная стратегии развития педагогического образования. Под руководством заместителя Министра просвещения Российской Федерации Ольги Колударовой ректоры педагогических вузов России обсудили обновление «Ядра высшего педагогического образования», развитие психолого-педагогических классов, целевой прием на программы педагогического образования, подготовку учителей по естественно-научным предметам и математике и педагогов для системы СПО, трудоустройство выпускников и другие вопросы. По итогам сессии были сформированы три рабочие группы по направлениям: «Будущий учитель», «Образ педагогического образования для всех», «Я — учитель, я — наставник».
Ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов рассказал о практике вуза по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров. Ольга Колударова поставила задачи работы сессии и предложила создать экспертную площадку для обсуждения актуальных вопросов развития образования.
«Мы пришли к выводу, что ректорам педагогических вузов нужна собственная площадка, где можно регулярно встречаться, обмениваться мнениями и вести открытую дискуссию. Главное, чтобы здесь не только шло обсуждение, но и вырабатывались конкретные решения, которые мы как экспертное сообщество сможем реализовать в практической работе. Особое внимание предлагается уделить вопросам планирования кадровой политики в системе образования. Это надо делать на перспективу, используя различные технологии. Так, сегодня была открыта горячая линия по подбору педагогов, которая дополнительно свяжет руководителей образовательных организаций и потенциальных сотрудников», — сказала она.
В ходе сессии отдельно обсуждались формирование единого образовательного пространства, разработка единых программ для педвузов и государственных учебников. Кроме того, прозвучали выступления о создании единой программы воспитания будущих педагогов и развитии педагогических магистратур.
«Сегодня перед системой образования стоит важнейшая задача — подготовка квалифицированных педагогов, ориентированных на профессиональное развитие. Наш университет реализует масштабные проекты в этой сфере: сопровождение психолого-педагогических классов «Герценовская среда», формирование готовых педагогических коллективов «Команда школьных педагогов «под ключ», проект «Университет, открытый регионам», укрепляющий взаимодействие с региональными образовательными системами. К новому учебному году мы запустили новые двухпрофильные программы и актуальные направления подготовки в сфере профессионального образования, которые уже вызвали повышенный интерес среди абитуриентов», — отметил ректор Сергей Тарасов.
По его словам, текущая приемная кампания демонстрирует возрастающий интерес к педагогической профессии: если в прошлом году на этот момент было подано 20 тысяч заявлений, то в этом — более 37 тысяч.
Сергей Тарасов также отметил расширение программ среднего профессионального образования. К программе «Дошкольное образование» добавились программы «Преподавание в начальных классах», «Специальное дошкольное образование» и «Юриспруденция». Подготовка ведется в тесной интеграции со школами и с акцентом на практическую направленность. Количество бюджетных мест по этим направлениям увеличено.
Для участников проектной сессии была проведена экскурсия по фундаментальной библиотеке имени императрицы Марии Федоровны и Открытому кампусу РГПУ им. А. И. Герцена. Сергей Тарасов и Ольга Колударова также приняли участие в церемонии вручения дипломов с отличием выпускникам института детства и факультета химии РГПУ им. А. И. Герцена.
Формирование стратегии развития педагогического образования ведется в рамках разработки Стратегии развития образования до 2036 года, проект которой весной был представлен Минпросвещения России и после этого передан экспертам для ознакомления и дальнейшей доработки. Основной документ предусматривает цифровизацию учебного процесса, обновление педагогических стандартов и модернизацию системы подготовки кадров для системы просвещения. Рабочую группу Герценовского университета, подключившуюся к экспертной оценке стратегии, возглавляет ректор Сергей Тарасов. В нее также входят руководители структурных подразделений, институтов и факультетов, профессорско-преподавательский состав вуза.