Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Успех герценовца: учитель истории Валерий Власенков стал полуфиналистом телепроекта «Классная тема»

22 сен 2025

2025-09-22 09.20.46.JPG

Выпускник Герценовского университета, учитель истории Муринского центра образования № 2 Валерий Власенков принял участие в масштабном телепроекте Министерства просвещения РФ о лучших учителях России «Классная тема» на канале «Россия 1» и вышел в полуфинал. В интервью он рассказал о том, что ему дало участие в проекте, почему учитель должен постоянно учиться сам, как театр и историческая реконструкция помогают на уроках.

— Почему Вы решили стать учителем?

— Я всегда очень любил историю и театр. В детстве много занимался сценой и в итоге мне захотелось совместить эти два увлечения. Так и получился учитель. Ведь зажигать сердца детей, увлекать их историей может только тот, кто сам горит своим делом.

На меня сильно повлияли мои школьные наставники: учитель математики Александр Георгиевич Деревянко и учитель истории Александра Владимировна Деревянко. Именно они нашли ко мне нестандартный подход, поверили в мои силы, поддерживали во всех начинаниях и помогали преодолевать себя.

Профессия учителя мне кажется нескучной, и это одна из главных причин моего выбора. Заскучать точно не получится! Хотя в 10-м классе я отвечал на этот вопрос иначе: «Хочу, чтобы все смотрели на меня завороженными глазами, а я говорил что-то умное». На втором курсе университета уже думал иначе: «Хочу развить в детях интерес к наукам». Сейчас же я отвечу так: «Я выбрал профессию учителя, чтобы учиться самому». И только совместив все три ответа, можно понять истинную причину моего становления как педагога.

— Расскажите о ярких моментах в педагогической биографии.

— Мой педагогический путь наполнен яркими и дорогими для меня событиями, где теория из университета оживала на практике. Одним из таких особенных мест стала крепость Орешек. Каждое лето с 2019 года я возвращаюсь туда в роли экскурсовода. Именно в ее стенах я учился увлекать самую разную публику, превращая исторические факты в захватывающие истории. Орешек — моя точка силы и традиция, с которой начался мой путь в профессии.

Не менее значима для меня и работа с мотивированными учениками. Я активно участвую в подготовке школьников к олимпиадам по обществознанию, праву и истории. Особенно приятно, что этот труд приносит плоды: несколько моих учеников заняли призовые места на региональном уровне. Для молодого педагога такие достижения бесценны и очень воодушевляют.

В своей практике я стараюсь выходить за рамки стандартного урока. Еще со времен бакалавриата и магистратуры я разрабатываю концепцию использования художественного творчества на уроках. Самым ярким ее воплощением стал урок-концерт по теме «Молодежные субкультуры». Ребята самостоятельно изучали материал, а затем творчески демонстрировали отличительные черты различных субкультур. Этот подход отлично работает и на истории: мы проводим суды над историческими личностями и театрализованные уроки с использованием реквизита, что позволяет погрузиться в эпоху.

Еще одним запоминающимся событием стало участие в конкурсе «Педагогические надежды». Мне удалось в образе пирата ярко и нестандартно представить свои педагогические идеи перед интеллектуальной аудиторией. Наша команда одержала победу и заняла первое место в Ленинградской области, что стало признанием наших общих усилий.

Кроме того, я с удовольствием участвую в жизни школьного музея в Муринском центре образования № 2, в котором мы вместе с учениками продолжаем открывать и сохранять историю.

— Какую миссию Вы видите для современного учителя?

— В современном мире информация доступна, ее можно черпать из различных источников. Вопрос в том, как научиться извлекать достоверную информацию, уметь анализировать ее и предавать критике. Иными словами, учитель — это не столько источник знаний, сколько наставник, который должен помочь развить критическое мышление, креативность и способствовать развитию гармоничной личности ученика.

— Вы получили высшее образование в РГПУ им. А. И. Герцена. Какие впечатления от учебы у Вас остались?

— С самого начала поступления мы ощутили к себе теплое, человеческое отношение. Почти все преподаватели горели своим делом, заряжали энергией, и мы, таким образом, становились лучше, сами зажигались и теперь несем это пламя. Были и трудности, было очень сложно, но мы смогли все осилить, и вкус победы стоил того.

— Студенческие годы — время поиска себя. Бывали ли у Вас в университете моменты «прорыва» или озарения, когда Вы меняли свои воззрения на преподавание и роль учителя?

— Да, были моменты, когда менялось воззрение, причем абсолютно на все — восприятие мира, может быть, на вопрос бытия, существования. Если говорить о преподавании и роли учителя, то я очень хорошо помню урок, когда наш преподаватель, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию Ольга Соболева задала вопрос, зачем мы вошли в педагогику и каким учителем себя видим. Тогда я ответил, что учитель — это человек, который стоит и говорит что-то умное, и все вокруг восхищаются. Но со временем я понял, что главная задача учителя — помочь детям достичь каких-то своих личностных успехов, а мы лишь помогаем направлять их в нужное русло. Тот урок меня очень сильно изменил: сначала я говорил, что я хочу быть в центре внимания, а теперь мне очень хочется, чтобы в центре внимания были мои ученики и чтобы они достигали успехов. Это самая настоящая награда.

— Говорят, что окружение формирует человека. Ваши однокурсники в Герценовском университете — такие же увлеченные и творческие люди? Чему Вы научились друг у друга и поддерживаете ли Вы это сообщество молодых педагогов сейчас?

— У нас изначально была очень крепкая группа. В пандемию все перешли на дистанционный формат, но мы постарались поддерживать теплое общение. Были, конечно, своего рода конфликты, и я очень отчетливо помню, что в самом начале, когда мы пришли в вуз, практически никто не хотел быть учителем. Но сейчас почти все являются замечательными педагогами. Когда общаюсь со своими однокурсниками, одногруппниками, у меня душа радуется.

— Какой у Вас любимый период в истории, особенная тема, которая вызывает наиболее яркие эмоции?

— Мой самый любимый период в истории, это эпоха раннего Средневековья. Именно поэтому я занимаюсь исторической реконструкцией раннего средневековья в клубе «Черный ворон». Я совсем недавно участвую в деятельности клуба, но уже постепенно внедряю в педагогическую деятельность использование реплик доспехов, посуды, костюмов, орудий для наглядной демонстрации предметов эпохи. Мне кажется, что это позволяет повысить интерес учеников, и уроки становятся зрелищными. Эмоциональная составляющая является важнейшим элементом педагогического процесса, а использование элементов реконструкции позволяет этот интерес повышать. Это моя самая любимая тема, потому что она похожа на легенды, загадки, сказки, былины. Она полна сказочного элемента, и я пытаюсь это воплотить даже в жизнь, занимаясь реконструкцией.

— Участвовали ли Вы в проекте «Команда школьных педагогов «под ключ»?

— Не участвовал в этом проекте и сожалею об этом. Сейчас я понимаю, что такие инициативы — это очень важно, потому что нужно помогать педагогам, делиться различным опытом, поддерживать друг друга и создавать сплоченный коллектив.

— Как Вы оказались в числе участников телешоу «Классная тема»?

— На решение меня вдохновила поддержка близких и коллег из школы. Мне очень хотелось поделиться с более широкой аудиторией своими педагогическими наработками и идеями, которые я уже успешно внедряю на уроках. В основе моего подхода — использование художественного творчества учеников: рисования, небольших сценок и других форм самовыражения. Я уверен, что это отлично способствует эстетическому воспитанию и вовлекает детей в учебный процесс. Мне бы хотелось, чтобы такой опыт переняли и в других школах страны. Конечно, сыграло роль простое человеческое любопытство — желание попробовать что-то новое, испытать себя и получить незнакомый опыт.

— Что Вам как учителю дает участие в профессиональных конкурсах?

— Участие в профессиональных конкурсах — это, в первую очередь, возможность вырваться из рутины. Несмотря на то, что работа педагога сама по себе динамична, со временем даже она может стать привычной. Конкурсы полностью перезагружают мышление: ты окунаешься в новую деятельность, чувствуешь азарт и здоровое соперничество, которые дают невероятный заряд энергии для дальнейшего движения вперед. Кроме того, это уникальная площадка, где можно показать свои наработки, перенять лучшие практики у коллег. Из конкретных плюсов я бы выделил новый профессиональный опыт, возможность повысить квалификацию.

— Как Вы готовились к работе в кадре для телешоу? Легко ли Вам было адаптироваться под видеоформат?

— Во многом мне помог опыт работы экскурсоводом, где посетители часто снимали мои рассказы на камеру, и я привык к этому. Огромную роль сыграла поддержка команды. Это был сплоченный и профессиональный коллектив. Они относились с пониманием к ошибкам, всегда готовы были подсказать, как лучше сделать тот или иной элемент в кадре. Благодаря такой атмосфере я быстро влился в процесс и чувствовал себя уверенно. Кроме того, в стрессовых ситуациях — а работа перед камерой всегда является выходом из зоны комфорта — я использую особый психологический прием: мысленно наблюдаю за собой со стороны, как за другим человеком. Это помогает избавиться от нервозности и полностью сосредоточиться на работе.

— Телешоу выявляет лучших учителей страны. Как Вы думаете, какое главное качество, помимо любви к детям, объединяет всех топовых педагогов?

— Всех выдающихся педагогов, безусловно, объединяет горящее сердце — искренняя, глубокая страсть к самой профессии. Быть учителем — это не просто работа, это призвание. Крайне важно любить детей, но фундаментом всему является любовь к своему делу. Когда человек занимается тем, что приносит ему настоящее наслаждение, что его питает и наполняет смыслом, вот тогда он нашел свое истинное призвание. Это универсально для любой профессии, но в педагогике приобретает особый вес. Именно эта внутренняя увлеченность и есть двигатель настоящего учителя.

— Учебный год только начался. Что бы Вы пожелали первокурсникам Герценовского университета?

— Прежде всего, хочу напомнить: вы поступили в лучший педагогический вуз страны, и этим уже стоит гордиться. А мои пожелания просты, но очень важны. Первое: никогда не сдавайтесь. Трудности будут, это неизбежно. Но именно момент, когда вы преодолеваете себя и превозмогаете обстоятельства, закаляет характер и ведет к успехам. Цените эти испытания, они станут вашим главным капиталом в будущем. Второе: найдите то, что вас вдохновляет. Будь то наука, творчество или общественная деятельность — ваш личный источник энергии и смысла. Он станет вашим внутренним двигателем и стимулом действовать, когда силы будут на исходе. И третье: помните завет Горация «Carpe Diem» — ловите момент! Не упускайте возможностей, знакомьтесь, пробуйте новое, будьте открыты всему. Пусть ваша студенческая жизнь будет насыщенной и яркой.

Текст: Педагогические вести; фото: личный архив Валерия Власенкова

Возврат к списку
Предложить новость
Название мероприятия*
Дата*
Сообщение*
ФИО*
Подразделение*
Контакты*
Прикрепить файл
Перетащите сюда файлы или нажмите для выбора
Максимальный размер загружаемого файла 35M в формате doc, docx, rtf, xls, xlsx, zip, rar, pdf, jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp .
Максимальное количество файлов - 10 шт.