Новая миссия педагогического университета связана в том числе с развитием системы среднего профессионального образования. Такое мнение высказал ректор РГПУ им. А. И. Герцена, академик РАО Сергей Тарасов на научно-практической конференции работников профессионального образования РФ, состоявшейся в рамках деловой программы финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина на конференции привела данные статистики по структуре кадровой потребности в России. По ее словам, потребность в кадрах с высшим образование составляет 28,4%, а в кадрах со средним профессиональным образованием — 71,6%. В то же время в Санкт-Петербурге с 2018 года динамика объемов подготовки в среднем профессиональном образовании возросла на 33,2%. Президент Российской академии образования Ольга Васильева назвала одним из главных вызовов, стоящими перед системой СПО, отсутствие эффективной системы подготовки и повышения квалификации педагогов. Для совершенствования системы СПО Российская академия образования включила в тематику исследований вопросы интеграции среднего профессионального и высшего образования, а также подготовку педагогических кадров для системы СПО.
В своем выступлении Сергей Тарасов обозначил роль педагогического вуза в подготовке кадров для системы профессионального образования на современном этапе. С его точки зрения, в условиях недостатка педагогических кадров в системе СПО критически важное значение начинает приобретать деятельность педвузов, которые могут обеспечить профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов СПО, методическое сопровождение их деятельности на основе научно обоснованных и доказавших свою эффективность подходов.
«Сегодня необходима поддержка системы среднего профессионального образования: более 50% выпускников общеобразовательных школ сейчас выбирают именно такую траекторию обучения. Педагогические университеты должны решать две основные задачи: готовить необходимое количество специалистов для системы СПО и обеспечивать методическое сопровождение их работы на основе научно обоснованных подходов», — сказал Сергей Тарасов.
По мнению ректора РГПУ им. А. И. Герцена, педагогические университеты должны также выступать ресурсным методическими центрами в области повышения квалификации и переподготовки действующих кадров СПО. Тем самым они помогут обеспечить создание системы индивидуальных образовательных траекторий на основе аудита компетенций педагогов СПО, разработку модульных программ «по запросу» и программы обновления предметных компетенций совместно с предприятиями. Примерами таких образовательных программ могут стать программы Герценовского университета «Педагог дополнительного образования», «Информатика и искусственный интеллект в образовании», «Педагогическая деятельность в области правового обучения», «Медиаобразование и функциональная грамотность».
«Современный педагогический университет — важнейший методологический центр, который решает задачи формирования кадрового потенциала для системы СПО и в конечном итоге способствует повышению качества жизни человека», — отметил ректор.
По его мнению, существует серьезная задача проведения большего количества исследований по проблематике СПО. Среди актуальных тем Сергей Тарасов назвал моделирование развития педагогических компетенций и профессионального роста преподавателей, профессиональные потребности и компетенции педагогов, образовательно-профессиональные траектории студентов СПО, образ будущего у обучающихся, проектирование образовательной среды, адаптивные технологии и профессиональную социализацию студентов. Важна и интеграция программ СПО и высшего образования: именно так создаются новые образовательные экосистемы.
Интеграции программ СПО и высшего образования может способствовать создание в вузах образовательных кластеров, обеспечивающих кадровые потребности регионов в соответствии с приоритетами инновационного развития экономики России. Такие кластеры гарантируют непрерывность образовательных траекторий учащихся, стыкуя СПО, высшее и дополнительное образование. В качестве примера эффективного взаимодействия по обмену в сфере психолого-педагогической и предметной подготовки Сергей Тарасов привел сотрудничество между РГПУ им. А. И. Герцена и Политехом.
Организаторами научно-практической конференции работников профессионального образования РФ «Роль педагогических наук в современном развитии профессионального образования по подготовке кадров для инновационного развития отраслей экономики» выступили Министерство просвещения РФ и Российская академия образования. Спикером конференции также выступил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.
Добавим, что в работе одной из дискуссионных площадок деловой программы чемпионата «Профессионалы» приняла участие начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования Герценовского университета Елена Спасская. Дискуссионная площадка «Траектории роста: региональные подходы к реализации раннего естественнонаучного и технологического образования» собрала руководителей педагогических колледжей и организаций методической поддержки СПО Москвы, Читы, Хабаровска, Казани, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Дискуссия затронула проблематику нового запроса к системе подготовки педагогов в СПО для непрерывного естественно-научного и технологического развития учащихся, вопросы трансляции и адаптации регионального опыта в области подготовки и сопровождения педагогических кадров, методического и нормативно-правового обеспечение моделей раннего естественно-научного и технологического образования в субъектах РФ.
Накануне представители Федерального учебно-методического объединения педагогических колледжей встретились с руководством Герценовского университета и наметили перспективы сотрудничества. Встреча состоялась в рамках деловой программы финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Санкт-Петербурге.
Текст: Педагогические вести; фото: управление по связям с общественностью РГПУ им. А. И. Герцена