Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Научная деятельность

Наука современного педагогического университета рассматривается как мощный инновационный ресурс развития всей системы образования на основе проведения фундаментальных и прикладных исследований, ориентированных на развитие образовательных практик. Научно-исследовательская деятельность института педагогики осуществляется преподавателями в разных форматах - исследовательских проектах, финансируемых научными фондами, Министерством просвещения РФ, Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена, а также в рамках диссертационных исследований. Тематика НИР института определяется научным направлением университета "Трансформация общего и педагогического образования в динамично меняющихся социокультурных условиях".

В 2025-2026 учебном году в соответствии с Федеральными государственными требованиями (программой аспирантуры) существенно обновляется работа с аспирантами института, а именно организуется систематическое представление результатов исследований на заседаниях кафедр и совете докторов наук для поддержки аспирантов для завершения диссертаций к моменту окончания аспирантуры.

Научные проекты

Госзадания Министерства просвещения РФ

  • Обобщение современных практик трудового воспитания учащихся в школе. Руководитель - Гутник Ирина Юрьевна

Внутренние гранты РГПУ им. А.И. Герцена

  • Синергетический основы социально-педагогической деятельности в условиях изменений социокультурной среды.  Руководитель – Абашина Анна Дмитриевна.
  • Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы. Руководитель - Гутник Ирина Юрьевна.

  • Трансформация профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте социальной функции современного университета. Руководитель – Тряпицын Александр Вячеславович.
  • Профессиональное самоопределение школьников: анализ выбора карьерных целей. Руководитель – Гутник Ирина Юрьевна. 
  • Научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение деятельности СНО университета. Руководитель – Матросова Юлия Сергеевна. 
  • Условия внедрения результатов ФИП «Модель персонифицированной подготовки “учителя будущего”» как основы трансформации образовательного процесса в педагогическом университете. Руководитель – Примчук Надежда Викторовна.

Исследовательский проект

  • Инновационные технологии в системе деятельности службы сопровождения детей и подростков с целью их успешной социализации». Руководитель - Кривых Сергей Викторович.

Направления выполняемых НИР в институте педагогики (2025/2026 учебный год):

  1. Исследование опыта подготовки педагогов довузовского уровня в образовательных учреждениях Петербурга-Ленинграда (кафедра истории педагогики и образования)

  2. Философско-педагогическая рефлексия изменений ценностных ориентиров воспитания и социализации молодого поколения (кафедра теории и методики воспитания и социальной работы)

  3. Педагогические факторы достижения школьниками современного качества образования (кафедра педагогики школы)

  4. Современные стратегии педагогической подготовки студентов в современной системе непрерывного образования (кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования)

  5. Теоретико-методологические основы проектирования современных сред подготовки педагогов (Организация инновационной и опытно-экспериментальной работы образовательных организаций разного типа) (НИИ педагогических проблем образования)

  6. Исследование проблем развития личности в условиях сетевого взаимодействия (НИЛ педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании)



Направления научных исследований докторов педагогических наук:

      1. Проблемы обучения в виртуальной образовательной среде
      2. Научная коммуникация с использованием средств виртуальной образовательной среды


      1. Профессиологический подход: методология реализации
      2. Проблемы подготовки кадров в современных социокультурных условиях


      1. Андрагогические основы современного непрерывного образования
      2. Теория и практика постдипломного образования


      1. Мониторинг образовательных результатов учащихся
      2. Способы выявления достижения обучающихся в непрерывном образовании


      1. Проблемы сравнительного образования в современном мире
      2. Педагогические проблемы социального взаимодействия


      1.  Педагогические проблемы в образовательной среде школы
      2. Развитие инженерного мышления и образования в средней школе


      1. Реализация новых концепций общего и педагогического образования в зарубежной и отечественной практике

      1. Социальное и социально-педагогическое взаимодействие
      2. Профессионально-личностное развитие педагога
      3. Повышение квалификации педагога

      1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и современность


      1. Социально-педагогическая деятельность в современной образовательной среде
      2. Технологии воспитания и социализации в образовании
      3. Социально-педагогическое взаимодействие


      1. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в непрерывном образовании
      2. Методология современных педагогических исследований


      1. Проблемы школьного и непрерывного педагогического образования в России и за рубежом
      2. Проблемы одаренности в современном образовании


      1. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного развития современных школьников
      2. Педагогическое взаимодействие в вузе как фактор обеспечения готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности


      1. Методология исследования социальных проблем детства
      2. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение разных категорий семей и детей, находящихся в ситуации риска
      3. История социальной педагогики

      1. Историко-педагогическое наследие в решении проблем современного образования
      2. Педагогическая культура субъектов образовательного процесса в современных условиях.


      1. Социально-педагогические технологии воспитания и обучения.
      2. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности


      1. Современные тенденции подготовки будущих специалистов в области социальной работы и социальной педагогики в вузе
      2. Межкультурное взаимодействие специалистов в программах исследований проблем образования


      1. Теория школьного образования как самостоятельная область педагогического знания
      2. Подготовка учителя в системе современного высшего педагогического образования
      3. Методология подготовки кадров высшей квалификации и экспертизы диссертационных исследований по педагогике на современном этапе развития науки


      1. Российское педагогическое наследие в контексте цивилизационных вызовов
      2. История взаимодействия государства и общества в образовании

Федеральная инновационная площадка Проект «Разработка и апробация персонифицированной модели подготовки «учителя будущего»». Руководитель – Примчук Надежда Викторовна. 

Проект Внутришкольный центр формирующего диагностирования «Школа поддержки самоопределения», на базе ГБОУ СОШ № 197 Центрального района Санкт-Петербурга. Руководитель – Гутник Ирина Юрьевна.



  • НИИ педагогических проблем образования 
https://www.herzen.spb.ru/about/struct-uni/sci-inst/nii-pedagogicheskikh-problem-obrazovaniya/

Директор института - Тряпицына Алла Прокофьевна

Главный научный сотрудник - Тарасов Сергей Валентинович

Ведущий научный сотрудник - Аранова Светлана Владимировна

Ведущий научный сотрудник - Примчук Надежда Викторовна

Ведущий документовед  - Антропова Марина Александровна

Ведущий научный сотрудник - Суворова Светлана Анатольевна

  • НИИ педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании
https://www.herzen.spb.ru/about/struct-uni/sci-lab/nauchno-issledovatelskaya-laboratoriya-pedagogich...

Руководитель лаборатории - Андрей Андреевич Ахаян

Руководитель центра – Светлана Анатольевна Писарева

Цель деятельности центра – организация и координация подготовки научно-педагогических кадров в процессе работы над диссертационными исследованиями. 

Задача центра – формирование дискуссионной среды научных исследований, выполняемых аспирантами, докторантами и соискателями института посредством проведения научных сессий, организации промежуточной экспертизы результатов диссертационных исследований преподавателями разных кафедр института, привлечения молодых исследователей к участию в различных научных семинарах. 

Студенческое научное общество. 

Руководитель: Лагутина Юлия Викторовна



Научная школа «Трансформация общего и педагогического образования в динамично меняющихся социокультурных условиях»