Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Контакты

Руководство

Ученая степень и звание:

доктор педагогических наук, профессор

Кафедра:

истории педагогики и образования

Профессиональные и научные интересы:

История педагогики и образования в России, философия образования, государственно-общественное управление образованием.

Образование:

СПбГУ культуры и искусств (им. Крупской),

РГПУ им. А.И. Герцена


Расписание занятий на текущий семестр

Расписание занятий и экзаменов на даты


Дисциплины преподавателя

Практики преподавателя

Темы ВКР

Повышение квалификации

Участие в финансируемых НИР РГПУ им. А. И. Герцена

Публикации преподавателя

Наукометрия


Состав кафедры

# ФИО Должность Ученая степень
1 Аксенова Алла Юрьевна
доцент
кандидат педагогических наук
2 Головина Инна Валентиновна
доцент кандидат педагогических наук
3 Лапшина Дарья Игоревна
ассистент
4 Мищурис Анастасия Владимировна
ассистент
5 Немчикова Любовь Анатольевна
доцент кандидат педагогических наук
6 Романенчук Кира Викторовна
доцент кандидат педагогических наук
7 Седова Нелля Владимировна
профессор
доктор педагогических наук
8 Терентьева Анна Васильевна
доцент
кандидат педагогических наук
9 Федорова Наталья Михайловна
заведующий кафедрой
доктор педагогических наук
10 Христофоров Сергей Владимирович доцент
кандидат педагогических наук
11 Юферова Татьяна Юрьевна
ассистент
Положение о кафедре


История кафедры истории педагогики и образования

                                                                                                                                                              «Всегда чти следы прошлого» 

                                                                                                                                                                                        Стаций Цецилий

Наша кафедра образована из педагогов, которые входили в состав большой кафедры педагогики Герценовского института-университета, образованной как Школьный комитет 13 октября 1921 года. 100 - летие нашей общей кафедры все мы отмечали в 2021 году уже в составе Института педагогики, являясь наследниками и продолжателями славных научных традиций и школ.

Преподавание истории педагогики и образования в Герценовском университете берет свое начало в стенах Воспитательного дома и Женского педагогического института.  Но только с созданием в 1918 году Третьего Петроградского педагогического института, ректором которого стал А.П. Пинкевич, формирование данной учебной дисциплины приобрело целенаправленный характер. Первые учебники по педагогике для студентов нового поколения были подготовлены А.П. Пинкевичем, в том числе «Краткий очерк по истории педагогики» (1926 год). В 20-е годы на кафедре педагогики работала секция «История педагогических учений», которой руководил выдающийся историк С.В. Рождественский, он читал студентам петроградских вузов спецкурс «История народного образования в России».

В 20-40 годы XX века начала формироваться петроградская – ленинградская историко-педагогическая школа, которую возглавляли профессора Е.Я. Голант и Ш.И. Ганелин. В 1934 появился учебник «История педагогики» для педтехникумов Е.Я. Голанта, в   1940 году издается знаменитый учебник для педагогических вузов «История педагогики» (авторы Е.Я. Голант и Ш.И. Ганелин). Петербургские-ленинградские учебники по истории педагогики, начиная с А.П. Пинкевича и до наших дней, отличает следование принципам научной достоверности и историзма, бережное отношение к источникам и, главное, ориентация на личность человека в разных исторических условиях.

 Историко-педагогические исследования ученые кафедры педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена не прекращались и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году вышел 40-й том «Ученых записок» ЛГПИ под редакцией профессора Е.Я. Голанта, сборник состоял из двух частей: дидактика и, традиционно, история педагогики. В эвакуации в городе Кыштым Челябинской области коллективом кафедры велась напряженная работа по преподаванию студентам учебных курсов, повышению квалификации педагогов школ области, а также научная работа.  В 1944 году вышел 52 том «Ученых записок». Ш.И. Ганелин подготовил и в 1943 году защитил докторскую диссертацию по истории педагогики на тему «Очерки истории среднего образования в России во второй половине XIX века» - одну из первых по данной тематике докторских диссертаций в стране.  В это же время прошла защита кандидатской диссертации  по тематике истории педагогики Э. Р. Зусер «Педагогическая деятельность и педагогическая система  Н.Ф. Бунакова». В осажденном Ленинграде в нашем институте    (военном филиале) педагогику преподавала известный историк педагогики Н.С. Зенченко.

Во второй половине XX века ученые кафедры педагогики активно разрабатывали проблемы истории отечественной педагогики и образования, ежегодно проходили заседания секции истории педагогики в рамках Герценовских чтений ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 1957 году они были посвящены истории школы и просвещения в Петербурге – Петрограде – Ленинграде (К 250-летию Ленинграда). В 1961 году была опубликована монография Е.И. Зейлигер-Рубенштейна «Вопросы воспитания в жизни и творчестве А. И. Герцена».

 Над проблемами истории педагогики во второй половине XX века работали многие наши старшие коллеги: Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, А.К. Громцева, Е.И. Зейлигер - Рубинштейн, Н.С. Зенченко, Н.В. Кузнецова, В.Н. Липник, К.Д. Радина   и другие.  В ЛГПИ/РГПУ им. А.И. Герцена регулярно издавались новые учебно-методические пособия для студентов, изучающих историю педагогики. Широкую известность приобрели: серия пособий по истории Российского образования, подготовленная Т.К. Ахаян и И.А. Свиридовой, книга «Педагогический Петербург» Н.В. Кузнецовой и учебное пособие Н.В. Седовой «История образования и педагогической мысли».

В новом тысячелетии научная работа и создание новых учебников были продолжены.  В 2001 году коллектив ученых-историков кафедры педагогики под руководством академика З.И. Васильевой в составе Н.В. Седовой, И.А. Свиридовой, К.Д. Радиной, Н.В. Кузнецовой, В.А. Седова, А.В. Терентьевой подготовил учебник нового поколения «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России», выдержавшее 8 изданий и пользующееся широкой известностью в вузах страны.  В 2010 году Н.М. Федорова защитила докторскую диссертацию на тему «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России», что позволило углубить изучение общественной составляющей  в истории становления российского образования.

В настоящее время продолжается издание серии книг «Имя в истории петербургской школы» (5 выпусков), которые рассказывают о неизвестных страницах истории петербургского/ленинградского образования. Книги университетской  серии «Золотые имена» также посвящены выдающимся педагогам - герценовцам: В.Н. Сорока-Росинскому, А.П. Пинкевичу, Р.Г. Лемберг, С.В. Рождественскому, Б.Е. Райкову, Г.И. Щукиной, П.Н. Груздеву, А.К. Громцевой; авторами многих из этих книг  были наши коллеги.

  Сегодня ученые кафедры продолжают изучать историю петербургской-ленинградской школы (гимназическое, частное, специальное образование); историю управления образованием; историю отечественного педагогического образования; историю научных школ института педагогики, жизнь и творчество выдающихся педагогов России, работавших в ЛГПУ-РГПУ им. А.И. Герцена. В соответствии с требованием времени и потребностью практики были записаны лекции по истории педагогики учебного курса для бакалавриата «История образования и педагогической мысли», которые пользуются большой популярностью в сети интернет и в учебных занятиях студентов. Работа по исследованию и преподаванию богатой истории педагогики и образования продолжается.