Институт физики был сформирован и открыт 1 сентября 2021 года на базе факультета физики — одного из старейших учебных подразделений нашего университета, который начал свое фактическое существование с момента организации Петроградского педагогического института в 1918 году когда открылось физико-математическое объединение.
Институт физики реализует основные профессиональные образовательные программы всех уровней высшего образования: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Обучение ведется по двум направлениям высшего профессионального образования — «Педагогическое образование» и «Физика».
Во время обучения у студентов есть возможность проходить практику в научно-исследовательском институте физических исследований РГПУ им. А.И. Герцена, в других научных институтах и центрах, а также общеобразовательных учреждениях города.
БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич
Доктор физико-математических наук, профессор, академик Государственной академии наук «Российская академия образования» (РАО), академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и ряда других общественных академических направлений. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Окончил факультет физики Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена в 1963 году по специальности «физика, электротехника и машиноведение». После окончания аспирантуры работал в ЛГПИ ассистентом, старшим научным сотрудником, доцентом кафедры физической электроники, начальником научно-исследовательского сектора, проректором по учебной работе. С 1986 г. по 2011 г. ректор Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (с 1991 г. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена), доктор физико-математических наук, профессор. С 10 марта 2011 года избран президентом университета.
«Говорят, что счастлив тот человек, у которого в жизни был хороший учитель. Я – счастливый человек!» Г.А. Бордовский
ЛАПТЕВ Владимир Валентинович
Академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего профессионального образования. Награжден высшей отраслевой наградой министерства образования и науки РФ — медалью К.Д. Ушинского. Награжден медалью «Лауреат ВВЦ», медалью Российской академии образования имени В.В. Давыдова.
Окончил в 1971 году факультет физики Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (ЛГПИ) по специальности «физика на английском языке». В 1972—1974 годах работал младшим научным сотрудником лаборатории широкозонных полупроводников ЛГПИ. С 1974 по 1977 год учился в аспирантуре кафедры физической электроники ЛГПИ по специальности «физика полупроводников и диэлектриков». Защитил диссертацию кандидата физико-математических наук по теме «Получение и исследование тонких окисно-свинцовых рентгенорезисторных и рентгеновидиконных слоев». С 1977 год — ассистент, 1980 год — доцент кафедры методики обучения физике. В 1989 году окончил докторантуру ЛГПИ, в 1990 году присуждена учёная степень доктора педагогических наук (тема диссертации «Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике»). С 1990 по 2016 год — профессор, проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена. С 2016 по 2020 год — первый проектор университета. С 2020 года — профессор кафедры методики обучения физике.
В 1981—1989 годах — автор и ведущий цикла учебных телепередач на Ленинградском телевидении «Практическая электроника — школьникам», «Цифровая электроника», «С микрокалькулятором в школе и дома». Автор рубрики «Электроник» в детском журнале «Костёр».
Научная работа В. В. Лаптева связана с проблемами фундаментальной подготовки и аттестации специалистов в области информатики в условиях многоуровневого университетского образования, а также совершенствованием системы подготовки кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук.
ГРАБОВ Владимир Минович
Окончил в 1960 году факультет физики и основ производства, а в 1965 году аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (ЛГПИ). В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование теплопроводности и термо ЭДС висмута и его сплавов», а в 1999 году - докторскую диссертацию на тему «Энергетический спектр и механизмы релаксации носителей заряда в легированных кристаллах висмута, сурьмы и сплавов висмут-сурьма».
Специалист в области современной физики и ее преподавания в вузах. Профессор по кафедре общей и экспериментальной физики, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, почётный профессор Елецкого государственного университета.
Награжден: медалью им. К. Д. Ушинского (1997), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Почётной грамотой Государственного комитета СССР по народному образованию и ЦК профсоюзов работников просвещения высшей школы и научных учреждений (1990), Почётной грамотой Совета депутатов и администрации города Ельца (2014), медалью РГПУ им. А. И. Герцена «За заслуги в образовании и науке» (2019).
Научные исследования посвящены физике конденсированного состояния, физике узкозонных полупроводников и полуметаллов, физике низкоразмерных и наноразмерных объектов, физической кинетике, неравновесной термодинамике, явлениям переноса в конденсированных средах, термоэлектричеству, термоэлектрическому материаловедению, преподаванию физики в вузах.
Член диссертационного совета. Опубликовано более 300 научных трудов. Подготовил 24 кандидата наук, 3 докторов наук.
ТРЯПИЦЫНА Алла Прокофьевна
Окончила факультет физики Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Заведующая кафедрой педагогики с 1991 года по 2011 год. Директор НИИ общего образования с 2012 г.
«Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.» А.П. Тряпицына
МАРДЕР Людмила Маратовна
Окончила в 1974 году факультет физики. Учитель физики, организатор внеклассной воспитательной работы, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, инспектор школ районного отдела образования. С 1987 года — директор Второй Санкт-Петербургской Гимназии Награды: Народный учитель Российской Федерации медаль-ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени медаль знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»
«Если хотите быть счастливыми и молодыми людьми на многие годы — идите в школу! Но помните, школа — это не работа, это любовь!» Л.М. Мардер
КАМЕНСКИЙ Алексей Михайлович
Окончил факультет физики ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1978 году по специальности «учитель физики средней школы».
В 1994 году получил второе высшее образование – закончил с отличием Российскую Академию Государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «психология и акмеология». В 1999 году закончил заочную аспирантуру по кафедре методики преподавания физики РГПУ им А.И. Герцена. Доктор педагогических наук, профессор.
Заслуженный учитель РФ. Награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», знаком «За гуманизацию школы СПб», Премией Президента РФ.
С 1990 года директор лицея № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга.
ДАНИЛОВ Сергей Владиленович
Окончил факультет физики ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1984 году по специальности учитель физики и астрономии.
Заслуженный учитель РФ, директор Академической гимназии № 56.
Поэт, композитор, бард.
Член жюри многих фестивалей. В 1994 г. в Санкт-Петербурге вышла книга песен А. Гейнца и С. Данилова "Возвращение к зимнему лесу", в 1999 г. - компакт-диск "Океан».
ПУЧКОВ Михаил Юрьевич
В 2005 году с отличием окончил факультет физики РГПУ им. А.И. Герцена. В 2009 году окончил аспирантуру по специальности «Физика конденсированного состояния» и защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Прошел профессиональная переподготовку по специальности «Управление образованием» и получил второе высшее образование в области менеджмента организации.
С 2009 по 2015 годы работал в управлении информатизации РГПУ им. А.И. Герцена в должности инженера, а затем в должности руководителя ресурсного центра. С 2015 по 2020 годы занимал должность проректора РГПУ им. А.И. Герцена по инновационной деятельности и информационным технологиям. С 2020 по 2023 годы работал в администрации г. Санкт-Петербурга заместителем председателя комитета по образованию. В настоящее время является министром образования и науки Нижегородской области.
ГУЛЯКОВА Анна Александровна
Окончила с отличием магистратуру факультета физики РГПУ им. А. И. Герцена в 2009 году. Прошла стажировку в университете г. Потсдам (Германия), в группе профессора прикладной физики конденсированного состояния, доктора Раймонда Герхарда. В 2012 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В настоящее время работает доцентом кафедры общей и экспериментальной физики РГПУ им. А. И. Герцена. Анна Александровна успешно совмещает преподавательскую работу с активной научной деятельностью. Ежегодно принимает участие во многих международных конференциях и симпозиумах.
МАРКУШЕВС Дмитрий Сергеевич
С отличием окончил специалитет факультета физики РГПУ им. А. И. Герцена по специальности «учитель физики и информатики» в 2013 году, а затем также с отличием в 2015 году окончил магистратуру факультета физики. В 2025 году успешно защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время работает учителем физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Президентский физико-математический лицей №239».
БОККИН Алексей Сергеевич
Окончил бакалавриат, а затем магистратуру факультета физики РГПУ им. А. И. Герцена по направлению «Педагогическое образование». В 2019 году завершил обучение в аспирантуре при кафедре методики обучения физике. В настоящее время работает учителем физики и математики МБОУ КГО «Гимназия», г. Костомукша, Республика Карелия. Является руководителем «Точки роста», «Школы волонтеров» а также председателем Молодежного совета города.
В 2023 году Алексей Боккин стал победителем конкурса «Учитель года» в Республике Карелия. Прошел в финал конкурса «Учитель года России — 2023» и стал победителем в специальной номинации от корпорации «Роскосмос». Принимал участие в телешоу «Классная тема».
ЛОСЕВ Александр Сергеевич
Выпускник института физики Герценовского университета, ученик профессора кафедры теоретической физики и астрономии Александра Сергеевича Трошина. В настоящее время работает доцентом кафедры общей физики СПбГУ.
Занимается теоретическими исследованиями процессов квантового преобразования и хранения информации. Принимает активное участие в научно-просветительской деятельности.
АЛЕКСАНДРОВИЧ Ольга Владимировна
Окончила с отличием в 2013 году специалитет факультета физики РГПУ им. А. И. Герцена по специальности «учитель физики и информатики», а затем также с отличием в 2015 году - магистратуру факультета физики. Работала в научной группе профессора Беляева Андрея Константиновича, занимаясь теоретическими исследованиями атомно-молекулярных столкновений. В настоящее время работает научным сотрудником Института геологии и геохронологии докембрия РАН.
С командой единомышленников организовала онлайн школу.
АСЛЯМОВА Ирина Николаевна
В 2018 году окончила с отличием бакалавриат факультета физики РГПУ им. А.И. Герцена, а затем в 2020 году – магистратуру.
В настоящее время работает учителем физики средней общеобразовательной школы № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. В 2023 году стала лауреатом в номинации «Дебют» Городского конкурса классных руководителей общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга 2022-23 учебного года.
СКАНЧЕНКО Дарья Олеговна
Окончила с отличием бакалавриат и магистратуру института физики. Работает младшим научным сотрудником Отдела исследования конденсированного состояния НИЦ «Курчатовский Институт» ПИЯФ.
КОЖОКАРЬ Михаил Юрьевич
Окончил бакалавриат и магистратуру института физики по направлению «Физика». Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Работает доцентом кафедры общей и технической физики Санкт-Петербургского горного университета.
Направление 03.04.02 Физика, направленность (профиль) «Экспериментальная и теоретическая физика конденсированных сред и сложных систем».
Я выбрал данную программу потому что она содержит в себе множество курсов, посвященных как экспериментальной физики, так и теоретической, что позволяет расширить профессиональный кругозор. В институте физики приятная атмосфера и хорошие люди вокруг, которые всегда проявляют профессиональную солидарность и готовность помочь как в вопросах учебы, так и в вопросах науки. Институт физики позволяет обучаться на научном направлении, несмотря на педагогический статус университета им. А.И. Герцена. Как мне кажется, несмотря на необходимость в учителях, научное направление не менее важно для развития любого высшего учебного заведения, так как высшее образования безусловно связано с прогрессом и научной деятельностью в рамках изучаемой дисциплины, а не только с методикой преподавания. Анализировать экспериментальные данные – непростая задача, однако коллеги по учебе и сотрудники института Физики всегда помогали с обработкой данных. Также было трудно проходить "обязательные" опросы. В процессе учебы я научился использовать и обрабатывать данные, связанные с общей и экспериментальной физикой; получил множество социальных связей с удивительными и образованными людьми, которые являются профессионалами в области экспериментальной физики конденсированного состояния вещества. Огромное спасибо хочется сказать кафедре общей и экспериментальной физики, на которой работают отзывчивые люди, профессионалы своего дела, всегда готовые помочь советом или делом. Предпочту остаться в науке и заниматься в основном исследовательской деятельностью, так как преподавание меня не привлекает. Несколько советов первокурсникам: «Не стоит гнаться за оценками или вниманием. Прежде всего получите профессиональные навыки: овладейте инструментами, которые позволят заниматься научной и/или профессиональной деятельностью. В случае физики вам необходим математический аппарат и понимание физических моделей. Освойте базовый инструментарий, и оценки вместе с вниманием коллег по научной деятельности придут к вам».
Тихон Р.
Направление 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Физическое образование»
Я выбрала данную программу, потому что мои родители тоже физики. На данный момент больше всего мне запоминаются разные события. Если из последнего - поездка с однокурсниками в Выборг. В институте прекрасные учителя физики. Вначале было сложно искать ответы на свои вопросы в учебниках, но сейчас есть много преподавателей, которые с удовольствием отвечают на мои вопросы. Хочу сказать спасибо своим преподавателям физики в университете за прекрасные лекции и практические занятия, своим кураторам за поддержку. В ближайшем будущем я хочу переехать в свою квартиру, которая уже почти построилась и устроиться в соседнюю школу/колледж и подрабатывать репетитором. Главное, что я хочу пожелать первокурсникам - это уметь правильно планировать время.
Ангелина М.
Направление 03.03.02 Физика, направленность (профиль) «Физика конденсированного состояния вещества»
Свою программу обучения я выбрала исходя из интереса к современной физике, или как у нас любят говорить преподаватели, modern physics. А изучение физики конденсированного состояния вещества напрямую связанно с современными исследованиями. И мало кто это знает! Лично у меня произошло много открытий. Я открыла для себя новых людей, новые знания, новые возможности и новую себя. Университет - это то место, в котором каждый начинает жить почти заново! Но думаю так не произошло со мной, если бы пошла в другой университет! Самым сложным было привыкнуть к новому укладу жизни и ответственности. Сложно было найти круг общения. Но справится со всем этим помогли и мои кураторы, и моё новое окружение. Наш институт физики даёт, то что мне, как будущему ученому, понадобится. Это и знания, и личные советы преподавателей с большим опытом, и возможности испытать себя в разных ситуациях. Так же наш институт поддерживает каждого, кто стремиться в науку. Первокурсникам хочу пожелать хорошей выдержки и дисциплины. Без этого хороший студент не студент. Хочу ещё посоветовать быть открытым новому и новым людям.
Надежда Д.
Меня всегда привлекала физика, хотелось стать частью этой прекрасной науки, а физика конденсированного состояния вещества одна из самых важных и быстроразвивающихся областей физики в современном мире. Благодаря институту я получаю бесценный опыт в лаборатории и знания, которые передают нам сотрудники и преподаватели. Хочу сказать спасибо преподавателям и сотрудникам института физики, за бесценные знания, которыми они с огромным удовольствием с нами делятся. Первокурсникам хочется посоветовать учиться и набираться опыта, чтобы стать хорошим специалистом в области физики.
Орлов Л.
03.04.02 Физика, направленность (профиль) «Экспериментальная и теоретическая физика конденсированных сред и сложных систем»
Я выбрал данную программу потому что физика – самая сложная, а, следовательно, и самая интересная наука. Тип мышления, который формируется при изучении физики, является наиболее универсальным и позволяет достигать успеха во множестве жизненных ситуаций. Самым ярким и запоминающимся для меня стала научная работа в коллективе – научных группах; обсуждение актуальных научных проблем с руководителем и другими учёными и студентами. Мне очень интересен поиск пути и решение поставленных научных задач. Помимо качественных знаний и навыков университет воспитал во мне культуру и вложил принципы, которыми должен руководствоваться учёный в своей профессиональной деятельности. Спасибо всем нашим преподавателям, научным сотрудникам, членам учебно-вспомогательного и административно-управляющего персонала, которые обеспечивают работу института физики на таком высоком уровне. Хочу пойти учиться в аспирантуру, преподавать и заниматься научной и управленческой работой в стенах родного университета. Первокурсникам хочу сказать: «Любите физику и математику, учите физику и математику. Главное не расстраиваться, если что-то не получается!»
Максим Я
Я всегда хотела быть учителем, поэтому и поступила на данную образовательную программу. Адаптационный период был трудным: другой город, другое место жительства и обучение отличается от школьного. Мне помогли кураторы, преподаватели и одногруппники, которые сейчас являются моими друзьями. Самые яркие события, на данный момент, связаны с участием в подготовке и проведении фестиваля «Физический фейерверк». У меня есть огромное желание продолжать изучение физики и развиваться в данной сфере. Очень благодарна всем преподавателям кафедры методики обучения физике за то, что они поддерживают во всех начинаниях! После завершения университета я хочу работать в школе и полученные знания передавать следующему поколению. Первокурсникам пожелаю: «Никогда ни о чем не жалейте, даже если не получается с первого раза, надо пробовать еще и еще!»
Карина А.
Направление 03.04.02 Физика, направленность (профиль) «Экспериментальная и теоретическая физика конденсированных сред и сложных систем»
Физика для меня является интересной фундаментальной наукой, которая позволяет узнавать что-то новое и таким образом познавать мир. Институт физики отличается высоким качеством образования и дружным коллективом. Самым сложным во время обучения была сдача экзаменов. Преодолевать страх получалось с помощью хорошей подготовки к ним. Обучение в институте мне дало понимание, кем именно я хочу стать в будущем и возможность увидеть дальнейшие перспективы роста. Хотела бы выразить огромную благодарность всему педагогическому коллективу за качественное образование, поддержку и веру в студентов. Хочу стать учителем и наставником для младшего поколения. Первокурсникам советую: «Всегда добивайтесь поставленный целей!»
Яна Н.