Адрес института: 191186, Cанкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 11 (ст. м. "Невский проспект")
Телефон приемной директора института: +7 (812) 571-92-95
Телефон деканата: +7 (812) 571-99-10, +7 (812) 312-22-28
Электронная почта приемной директора: ipsy@herzen.spb.ru
Электронная почта деканата: ipsy_uo1@herzen.spb.ru
Вконтакте: https://vk.com/rgpu_ipsy
Институт психологии РГПУ им. А. И. Герцена был создан в 2016 году на базе психолого-педагогического факультета и является ведущим структурным подразделением университета. Институт психологии вобрал в себя лучшие традиции отечественной психологии, заложенные такими выдающимися учёными психологами как, М. Я. Басов, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин, Б. Г. Ананьев и др., которые в 1925 году начинали свою профессиональную деятельность на кафедре психологии в ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Отвечая на запросы времени, РГПУ им. А. И. Герцена в 1997 открывает в своем составе психолого-педагогический факультет, который становится преемником и продолжателем фундаментальных традиций психологической и педагогической науки и практики. Открытие факультета знаменовало новый этап в интеграции науки и образования, теории и практики, психологии и педагогики.
Развитию факультета способствовали его многообразные связи в России и за рубежом. Факультет обогащался в научном и образовательном смысле, за счет взаимодействия с различными партнерами, реализуя свои идеи и инновационные наработки в различных образовательных и научных учреждениях, а также в общественных организациях. Этому помогали взаимовыгодные отношения с академическими структурами, с различными Комитетами администрации Санкт-Петербурга, образовательными, медицинскими и социальными центрами, включение и активное участие в деятельность, таких общественных организаций как Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России, научно-методических объединений в педагогике и психологии.
В 2015 году проходит процесс преобразования психолого-педагогического факультета в Институт педагогики и психологии, а в 2016 году создаётся Институт психологии РГПУ им. Герцена.
В Институте психологии высококвалифицированный преподавательский состав. Преподаватели являются не только ведущими учеными в области психологии, но и имеют большой практический опыт в сфере образования, бизнеса и социальной поддержке населения.
В составе Института психологии четыре кафедры: кафедра общей и социальной психологии, кафедра психологии развития и образования, кафедра психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, кафедра клинической психологии и психологической помощи. На территории института психологии функционируют научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность образования», учебно-методическая информационная лаборатория, малый факультет института психологии, психологическая служба сопровождения студентов.
Научные школы института психологии, включенные в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга:
1. Методология и методы медико-психологического обеспечения адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности. Руководитель — АЛЕХИН Анатолий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор.
2. Психология человека. Руководитель — ПАНФЕРОВ Владимир Николаевич, доктор психологических наук, профессор.
3. Психология, преподавание психологии. Руководитель — РЕГУШ Людмила Александровна, доктор психологических наук, профессор.
В институте успешно осуществляется переход к новым формам и организациям образовательных программ, повышению их практико-ориентированной направленности, создаются новые технологии электронного обучения. Создаются все необходимые условия для обеспечения личностной и профессиональной самореализации обучающихся. С каждым годом увеличивается число иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Обучение в Институте психологии позволит:
1. Получить классическое психологическое образование с возможностью реализации себя в различных сферах профессиональной деятельности.
2. Получить опыт научно-исследовательской деятельности в области современной психологии, участвуя в Студенческом научном обществе, в совместных с преподавателями исследовательских проектах и грантах.
3. Приобрести опыт участия в научных семинарах и конференциях, в том числе международных.
4. Приобрести практические умения и навыки психолога в рамках ежегодной практики студентов. Базами практики являются школьные и дошкольные детские учреждения, Центры психологической помощи, Социально-реабилитационные центры, коммерческие организации, Центр тренинга и консультирования.
Выпускники Института психологии могут реализовать себя в различных сферах профессиональной деятельности:
1. педагог-психолог в сфере образования и воспитания;
2. психолог, консультант в сфере управления;
3. менеджер по обучению, бизнес-тренер, менеджер по персоналу в различных (государственных и коммерческих) компаниях и организациях;
4. клинический психолог в психологических медицинских центрах.
В институте психологии:
1. Организована и работает психологическая служба сопровождения студентов. Специалисты службы сопровождения проводят психологические тренинги и индивидуальные консультации для студентов РГПУ им. А.И. Герцена.
2. Реализуется подготовка студентов-исследователей и молодых ученых: успешно функционирует Студенческое научное общество, студенты участвуют в совместных с преподавателями научно-исследовательских проектах и грантах, а также в международных и всероссийских научных мероприятиях.
3. Выпускники Института психологии являются востребованными специалистами в различных сферах профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение в образовании, психологическое и организационное консультирование в сфере менеджмента, клинико-психологическая помощь детям.
25–26 октября 2023 г. в университете состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». В конференции приняли участие более 500 исследователей и практиков в области психологии образования из разных регионов России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Армении, Польши, Сербии, Италии, Болгарии, Канады и Финляндии. Герценовские чтения – 2023 были посвящены Году педагога и наставника. Конференцию открывало пленарное заседание «Профессия учителя в свете вызовов современного образования». В программу конференции были включены симпозиумы «Личность современного учителя: учитель в эпоху социальной неопределенности» и «Методология когнитивных наук в исследованиях проблем современного образования: достижения и перспективы», а также секционные заседания «Психология современных детей, подростков и молодежи», «Психологическое сопровождение человека в современном образовании», «Психологические аспекты цифровой безопасности в образовании», «Воспитание сегодня: психологические риски и возможности», «Адаптация субъектов образования в изменяющемся мире: от теории к практике», «Психология инклюзивного образования», «Психологические основы профилактики правонарушений и укрепления благополучия социально уязвимых групп детей, подростков и молодежи», «Социальная психология в образовании», «Life-long education: личностные и профессиональные контексты» и «Подготовка практического психолога для системы образования: традиции и перспективы». Большой интерес участников вызвала проектировочная сессия «Психологические основания методических разработок в области госпитальной педагогики», а также круглые столы «Наставничество в зеркале психологической науки и практики», «Этические аспекты деятельности специалистов помогающих профессий в информационной среде», «Превентология в образовании» и «К 200-летию К. Д. Ушинского: педагогическая антропология и ее развитие в современных психологических исследованиях». Внимание участников конференции привлек также круглый стол «Е. П. Ильин — ученый, педагог и наставник: к 90-летию со дня рождения», где предметом обсуждения стало научное наследие одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы Евгения Павловича Ильина. В ходе мастер-классов «Педагог-наставник как значимый взрослый для ребенка в трудной жизненной ситуации», «Мета-программное интервью как инструмент персонал-технологии в образовательной организации», «Психология мировоззрения и духовно-нравственное становление личности», «Первая консультация субъектов образовательного процесса» и «Как повысить эффективность усвоения знаний?» ведущие отечественные и зарубежные психологи-практики поделились с участниками секретами профессионального мастерства. Участники конференции высоко оценили результаты ее работы и выразили надежду на то, что в следующем году состоятся Герценовские чтения – 2024. ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ