Действующий в РГПУ им. А. И. Герцена научно-исследовательский институт по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики, технологий и естественных наук планирует расширить деятельность по подготовке кадров для развития математического образования и науки. Квалифицированные кадры требуются в том числе для сети районных математических центров для школьников, с идеей создания которых ранее выступили власти Санкт-Петербурга. Об этом рассказал на заседании ректората Герценовского университета директор НИИ, народный учитель России, профессор Сергей Рукшин.
При участии герценовских специалистов организована городская система работы с одаренными детьми, действующая посредством специальных программ и взаимодействия с математическими центрами. НИИ за время своей работы опубликовал 28 исследований, разработал диагностический инструментарий для выявления одаренных школьников и планирует выпустить методические материалы. Институт также намерен укрепить взаимодействие с другими структурными подразделениями Герценовского университета, чтобы расширить области практического применения методических разработок.
Особое внимание в своей деятельности институт уделяет работе с учителями и педагогами дополнительного образования. В курируемых городских матцентрах будущие учителя проводят занятия, а их выпускники в свою очередь вовлекаются в педагогическую деятельность.
«В Герценовском университете сформирована сильная математическая школа. Мы активно работаем с одаренными детьми, организуем престижные международные олимпиады. Основная задача — развивать это направление, укрепляя позиции университета как ведущего центра математического образования и науки. Объединяя усилия ученых, опытных педагогов и мотивированных студентов, мы создаем инновационную систему для всестороннего развития математических способностей у детей и молодежи. Поддержка и развитие математического образования — наш безусловный приоритет», — подчеркнул ректор Герценовского университета Сергей Тарасов.
В расширении сотрудничества в сфере математического образования, по словам Сергея Рукшина, заинтересованы Северо-Кавказский регион и страны СНГ, и на заседании ректората было выдвинуто предложение о проведении в Герценовском университете форумов всероссийского и международного уровней для учителей-математиков. Для учителей Северо-Западного региона планируется организация курсов повышения квалификации и переподготовки, в том числе в области психологии одаренности.
РГПУ им. А. И. Герцена дважды (в 2020 и 2021 годах) выступал организатором и главной очной площадкой проведения Международной математической олимпиады, которая проходила в Российской Федерации. На базе университета российская команда ведет итоговую подготовку и выполняет конкурсные испытания ММО в дистанционном формате. Кроме того, Герценовский университет ежегодно принимает у себя городские и всероссийский математические олимпиады.
В 2018 году в РГПУ им. А. И. Герцена был образован научно-исследовательский институт по работе с одаренными школьниками (в области математики, информатики, технологии и естественных наук). Его основной целью является организация и проведение научных педагогических и психологических исследований, разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по вопросам детской и юношеской одаренности. Среди функций НИИ — проведение исследований в области одаренности; разработка методик и технологий по выявлению, сопровождению, поддержке талантливых учащихся и методик их обучения; разработка и внедрение программ повышения квалификации педагогов и психологов по работе с одаренными обучающимися и учебно-методического обеспечения для учителей.
Отметим, что Министерство просвещения РФ реализует планы Правительства, направленные на развитие математического и естественно-научного образования в субъектах Российской Федерации. Его результатами к 2030 году должны стать увеличение доли учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет до 30%, рост числа обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне, не менее чем на 10% ежегодно.
Текст: Педагогические вести, пресс-служба РГПУ им. А. И. Герцена, Министерство просвещения РФ; фото: отдел производства медиаконтента РГПУ им. А. И. Герцена