Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым.
Молодежный парламент при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга дал старт проекту «Молодые учёные Санкт-Петербурга». Первый этап посвящён медицинской отрасли.
Уникальный проект призван способствовать трансформации научной идеи в готовый продукт.
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Законодательного Собрания Павел Иткин и депутат Дмитрий Панов, петербургские учёные, представители производственных компаний и высших учебных заведений.
На первом этапе было представлено 8 научных разработок, все получили высокую оценку экспертов.
В качестве приглашенного эксперта выступила заведующая кафедрой сурдопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Красильникова, которая оценивала работу «Методика ранней реабилитации детей с тяжелой степенью тугоухости и глухотой», выполненную Тафатулиным Газизом Шарифовичем, кандидатом медицинских наук, главным врачом Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Детский городской сурдодогический центр» на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
«В настоящее время благодаря достижениям в области медицины стало возможным восстановление слуховой функции при помощи операции кохлеарной имплантации.
Дети с кохлеарными имплантами – это новая категория детей с нарушенным слухом. Главное преимущество, которое дает кохлеарный имплант – возможность осваивать речь спонтанно в естественной коммуникации на новой сенсорной основе, как это осуществляется у нормально слышащих детей. Реализация этой возможности зависит от прохождения ребенком и его семьей качественной постоперационной психолого-педагогической реабилитации. В современной сурдопедагогике доказано, что дети с кохлеарными имплантами при правильно организованной постоперационной реабилитации могут перейти на путь естественного развития, свойственного детям с нормальным слухом (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева).
Существуют два подхода к реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации: слухоречевая реабилитация (И.В. Королева) и онтогенетический подход к реабилитации детей после КИ – «3П - реабилитация» (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, А.И. Сатаева).
В работе Тафатулина Газиза Шарифовича описан метод гидровибрационной стимуляции, в результате которого у детей с глухотой вырабатывается условно-рефлекторная двигательная реакция на низкочастотные звуки. Следует подчеркнуть, что курс гибровибрационной стимуляции рекомендуется проводить в период подготовки к операции кохлеарной имплантации.
После кохлеарной имплантации и подключения речевого процессора выработанная реакция на гидровибрационные стимулы легко преобразуется в реакцию на звуки.
Таким образом, разработка позволяет «сдвинуть» начало стимуляции слуховых зон мозга на период подготовки к операции и начать ее уже в первые месяцы жизни, выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звуки значительно раньше, до кохлеарной имплантации, что повышает эффективность слухоречевой реабилитации и сокращает ее сроки.
Социальный эффект разработки заключается в повышении эффективности реабилитации детей с глухотой. Аналогов разработке в отечественной и зарубежной клинической практике не существует, поскольку возможности стимуляции остаточного слуха до кохлеарной имплантации у детей с глухотой ограничены.
Отмечу, что «Детский городской сурдодогический центр» является партнером кафедры сурдопедагогики института дефектологического образования и реабилитации, на его базе проходят производственную (педагогическую) и стажёрскую практики магистранты, обучающиеся по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии». Очень важно, что и у наших студентов в период обучения на кафедре есть возможность знакомиться с новейшими современными разработками в области медицины, касающиеся детей с нарушением слуха. В настоящее время совместно с сурдоцентром мы задумались над разработкой совместного просветительского социально-образовательного проекта медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с нарушением слуха раннего возраста, адресованного студентам, родителям детей с нарушением слуха, педагогам инклюзивных школ, волонтёрам.
От лица кафедры сурдопедагогики желаю Газизу Шарифовичу успехов в продолжении исследования»,— отметила Ольга Александровна.