Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

дефектологического образования

и реабилитации

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым. 

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой В.М.Бехтеревым. Временным деканом факультета 8 октября 1918 г. был избран проф. А.С. Грибоедов, который принимал самое непосредственное участие в работе факультета на протяжении 11 лет. 20 ноября 1918 г. деканом факультета избран и утвержден проф. Д.В. Фельдберг, а его заместителем — проф. А.Н. Граборов. В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М.В. Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д.В. Фельдберг). Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д.В. Фельдберга, А.С. Грибоедова, А.Н. Граборова, П.Г. Бельского, М.В. Адеркас. В 1921 году дефектологический факультет переводится из Института дошкольного воспитания в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А.Н. Граборов). Позднее этот институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, вошедший в 1925 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена (декан Д.В. Фельдберг). До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена расширением в стране сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов. Важное значение в развитии дефектологического факультета имело создание в 1929 году уникальной (и до настоящего времени единственной в России) специализированной кафедры тифлопедагогики, руководителем которой стал ее организатор основоположник отечественной тифлопедагогики Б.И. Коваленко – доктор педагогических наук, профессор, а в последующем – член-корреспондент АПН СССР. В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев (1883–1977). Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Особое внимание уделялось подготовке логопедов и практических работников для школы глухонемых. С середины 30-х годов на факультете открылись вечернее и заочное отделения, значительно увеличился прием студентов, начала функционировать аспирантура. Успешная учебно-методическая и научно-исследовательская работа сотрудников дефектологического факультета была прервана Великой Отечественной войной. Еще до окончания войны, сразу после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М.Е. Хватцев. 1945–1947 – это время возрождения Ленинградского государственного педагогического института и его подразделения – дефектологического факультета. В 1945 году создается объединенная кафедра дефектологии (заведующий кафедрой М.Е. Хватцев), осуществляется первый послевоенный прием студентов (28 человек). В 1947 году на базе кафедры дефектологии возрождаются две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и тифлопедагогики. Период с конца 40-х по 70-е гг. очень важен в развитии факультета, и знаменуется расширением плана приема студентов на факультет, введением дополнительных специальностей: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики». В 1965 году на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, заведующим которой стал доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов. В то же время благодаря усилиям декана факультета Н.П. Долгобородовой начинает функционировать кафедра олигофренопедагогики, созданная в 20-х гг. выдающимся ученым–дефектологом А.Н. Граборовым и закрытая в конце 30-х гг. Структурные изменения, происходившие на факультете дефектологии в 80-е годы (1980–1984 – декан Л.П. Назарова), привели к преобразованию кафедры психопатологии и логопедии и созданию на ее основе двух новых подразделений: кафедры логопедии (зав. кафедрой профессор Л.С. Волкова) и кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. кафедрой профессор Л.М. Шипицына). Кроме того, в это же время была открыта кафедра русского языка для нефилологических специальностей (зав. кафедрой профессор В.П.Проничев). Период 80-х годов выделяется стремлением сотрудников факультета дефектологии к совершенствованию методической оснащенности образовательного процесса, изданием вузовских учебников и учебных пособий, методических разработок, монографий, сборников научных работ. В свет выходят фундаментальные труды для студентов педагогических вузов: А.Г. Литвак «Тифлопсихология»; «Методика обучения глухих русскому языку» под редакцией Л.М. Быковой; «Сурдопедагогика» под редакцией М.И. Никитиной, «Логопедия» под редакцией Л.С .Волковой, Н.И. Белова «Дошкольная сурдопедагогика», Л.П. Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих», Р.И. Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников», Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» и многие другие. Практическим работникам адресуются школьные учебники для вспомогательных школ по математике (А.А. Хилько) и русскому языку (Н.М. Барская), учебники для школ для детей с нарушением слуха по чтению (М.И. Никитина) и по развитию речи (Л.М. Быкова) и др. С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра и магистра образования по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» в рамках направления «540600 — Педагогика». Под руководством декана проф. М.И. Никитиной в 1994 г. молодые сотрудники факультета (В.Н. Вовк, А.Зарин, Л.В.Лопатина, Г.В. Никулина и др.) разработали впервые в России государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Дошкольная педагогика и психология (специальная)», который был введен в действие в 1995 г. С 1994 года факультет дефектологии меняет название, становясь факультетом коррекционной педагогики. Под руководством члена-корреспондента РАО, профессора, М.И. Никитиной (декана с 1994 г. по 2002 г.) создается концепция развития факультета в условиях многоуровневой подготовки специалиста, которая строится с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России. С 2002 по 2011 год факультетом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. За эти годы реализуется концепция многоуровневой подготовки на базе федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, ведется работа по многим международным проектам, включая TEMPUS, по проблемам инклюзивного образования. С 2011-2016 год факультетом коррекционной педагогики, возглавляется кандидатом педагогических наук, доцентом А.П. Антроповым,— самый большой среди других аналогичных факультетов педагогических вузов России. С 1 сентября 2016 года решением ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена факультет коррекционной педагогики преобразован в институт дефектологического образования и реабилитации. С 1 декабря 2016 года институтом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. С 4 февраля 2019 года инстиутом руководит кандидат педагогических наук, профессор А.П. Антропов.
21 авг 2023

Александр Петрович Антропов принял участие в пресс-конференции, состоявшейся на площадке Информационного агентства «Интерфакс-Северо-Запад».

Директор института дефектологического образования и реабилитации, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Александр Петрович Антропов принял участие в пресс-конференции, состоявшейся на площадке Информационного агентства «Интерфакс-Северо-Запад». Мероприятие было посвящено процедуре независимой оценки качества условий реализации образовательной деятельности организациями по образовательным программам высшего образования, а также дополнительным профессиональным программам. Приглашение герценовцев к разговору было неслучайным, поскольку университету есть что рассказать о создании комфортных условий обучения для наиболее сложной группы обучающихся – студентов с ограниченными возможностями здоровья. Работа началась еще с 2010-х годов, когда в стенах факультета коррекционной педагогики (прежнее название ИДОиР) была создана лаборатория инклюзивного образования. Накопленный опыт работы позволил РГПУ уверенно войти в число 21 российского вуза, на базе которых были созданы ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ). Так с 2017 года герценовцы стали оказывать поддержку всем вузам Санкт-Петербурга и Ленинградской области в работе с обучающими с инвалидностью и ограничениями по здоровью. Александр Петрович рассказал журналистам, что внутри университета работу со студентами этой категории организует реабилитационно-образовательный центр «Инклюзия». На сегодня в поле внимания Центра почти 250 студентов, с каждым из которых ведется индивидуальная работа. К ней привлекаются и специалисты, и волонтеры – студенты Герценовского университета, которые выбрали инклюзивное образование сферой своей будущей профессиональной деятельности. Различные конкурсы и другие проекты специально для этой категории обучающихся университет реализует совместно с партнерами, в числе которых органы исполнительной власти, общественные организации инвалидов, включая Санкт-Петербургскую организацию Всероссийского общества слепых, и др. Особую роль в социализации ребят играет их участие в инклюзивном фан-клубе команды «Зенит». Наши студенты-инвалиды посещают игры, тренировки, встречаются с игроками знаменитой команды. «Я очень надеюсь, что слово «инклюзия» со временем исчезнет из оборота. Мы же сейчас не задумываемся над тем, что когда-то женщины боролись за право учиться в университете, стать избирателем, за участие в работе правительства. Сейчас это само собой разумеется и совершенно естественно. Точно так же и каждый из нас - человек с ограниченными возможностями. Просто кому-то надо больше оказывать помощь, кому-то меньше. И наши студенты-инвалиды это такие же студенты. Я уверен, что они чувствуют себя комфортно и во время обучения, и потом после окончания вуза в профессии», - завершил свое сообщение Александр Антропов. В числе спикеров в пресс-конференции участвовали председатель Общественного совета НОК, заместитель директора ФГБНУ «Аналитический центр» Сергей Марченко, заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Петербурга Анна Степанова, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, руководитель направления независимой оценки Исследовательской компании «Лидер» Дмитрий Онегов, группа экспертов федерального оператора НОК компании «Верконт Сервис». Выступающие сошлись во мнении, что работа по созданию комфортных условий обучающихся развивается поступательно, каждый год подтверждая достижения вузов в этом направлении несмотря на сложности, которые им приходится преодолевать. Это и не всегда достаточность финансирования со стороны федерального бюджета, и сложности обустройства специальной инфраструктуры образовательных учреждений, которые осуществляют свою деятельность в исторических зданиях, как например это происходит в случае с Герценовским университетом. Встречались иногда и определенные сложности в организации свободного анкетирования, которое является основным инструментом получения информации от студентов. Журналисты узнали, что на первом этапе (2020–2022 годы) со своими достижениями в области создания комфортных условий для обучения экспертов НОК познакомили студенты почти 870 российских вузов. В настоящее время идет второй этап работы, итоги которого эксперты представят в соответствующие государственные и общественные структуры до конца текущего года. Запись пресс-конференции доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=FvmOZiwADeg

 Материал и фотографии с сайта РГПУ и м. А.И. Герцена.


Рисунок1.jpg  2.jpg
Рисунок3.jpg
Благодарственное письмо_Антропову А.П._001.png

Возврат к списку