Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

дефектологического образования

и реабилитации

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым. 

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой В.М.Бехтеревым. Временным деканом факультета 8 октября 1918 г. был избран проф. А.С. Грибоедов, который принимал самое непосредственное участие в работе факультета на протяжении 11 лет. 20 ноября 1918 г. деканом факультета избран и утвержден проф. Д.В. Фельдберг, а его заместителем — проф. А.Н. Граборов. В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М.В. Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д.В. Фельдберг). Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д.В. Фельдберга, А.С. Грибоедова, А.Н. Граборова, П.Г. Бельского, М.В. Адеркас. В 1921 году дефектологический факультет переводится из Института дошкольного воспитания в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А.Н. Граборов). Позднее этот институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, вошедший в 1925 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена (декан Д.В. Фельдберг). До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена расширением в стране сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов. Важное значение в развитии дефектологического факультета имело создание в 1929 году уникальной (и до настоящего времени единственной в России) специализированной кафедры тифлопедагогики, руководителем которой стал ее организатор основоположник отечественной тифлопедагогики Б.И. Коваленко – доктор педагогических наук, профессор, а в последующем – член-корреспондент АПН СССР. В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев (1883–1977). Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Особое внимание уделялось подготовке логопедов и практических работников для школы глухонемых. С середины 30-х годов на факультете открылись вечернее и заочное отделения, значительно увеличился прием студентов, начала функционировать аспирантура. Успешная учебно-методическая и научно-исследовательская работа сотрудников дефектологического факультета была прервана Великой Отечественной войной. Еще до окончания войны, сразу после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М.Е. Хватцев. 1945–1947 – это время возрождения Ленинградского государственного педагогического института и его подразделения – дефектологического факультета. В 1945 году создается объединенная кафедра дефектологии (заведующий кафедрой М.Е. Хватцев), осуществляется первый послевоенный прием студентов (28 человек). В 1947 году на базе кафедры дефектологии возрождаются две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и тифлопедагогики. Период с конца 40-х по 70-е гг. очень важен в развитии факультета, и знаменуется расширением плана приема студентов на факультет, введением дополнительных специальностей: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики». В 1965 году на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, заведующим которой стал доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов. В то же время благодаря усилиям декана факультета Н.П. Долгобородовой начинает функционировать кафедра олигофренопедагогики, созданная в 20-х гг. выдающимся ученым–дефектологом А.Н. Граборовым и закрытая в конце 30-х гг. Структурные изменения, происходившие на факультете дефектологии в 80-е годы (1980–1984 – декан Л.П. Назарова), привели к преобразованию кафедры психопатологии и логопедии и созданию на ее основе двух новых подразделений: кафедры логопедии (зав. кафедрой профессор Л.С. Волкова) и кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. кафедрой профессор Л.М. Шипицына). Кроме того, в это же время была открыта кафедра русского языка для нефилологических специальностей (зав. кафедрой профессор В.П.Проничев). Период 80-х годов выделяется стремлением сотрудников факультета дефектологии к совершенствованию методической оснащенности образовательного процесса, изданием вузовских учебников и учебных пособий, методических разработок, монографий, сборников научных работ. В свет выходят фундаментальные труды для студентов педагогических вузов: А.Г. Литвак «Тифлопсихология»; «Методика обучения глухих русскому языку» под редакцией Л.М. Быковой; «Сурдопедагогика» под редакцией М.И. Никитиной, «Логопедия» под редакцией Л.С .Волковой, Н.И. Белова «Дошкольная сурдопедагогика», Л.П. Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих», Р.И. Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников», Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» и многие другие. Практическим работникам адресуются школьные учебники для вспомогательных школ по математике (А.А. Хилько) и русскому языку (Н.М. Барская), учебники для школ для детей с нарушением слуха по чтению (М.И. Никитина) и по развитию речи (Л.М. Быкова) и др. С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра и магистра образования по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» в рамках направления «540600 — Педагогика». Под руководством декана проф. М.И. Никитиной в 1994 г. молодые сотрудники факультета (В.Н. Вовк, А.Зарин, Л.В.Лопатина, Г.В. Никулина и др.) разработали впервые в России государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Дошкольная педагогика и психология (специальная)», который был введен в действие в 1995 г. С 1994 года факультет дефектологии меняет название, становясь факультетом коррекционной педагогики. Под руководством члена-корреспондента РАО, профессора, М.И. Никитиной (декана с 1994 г. по 2002 г.) создается концепция развития факультета в условиях многоуровневой подготовки специалиста, которая строится с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России. С 2002 по 2011 год факультетом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. За эти годы реализуется концепция многоуровневой подготовки на базе федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, ведется работа по многим международным проектам, включая TEMPUS, по проблемам инклюзивного образования. С 2011-2016 год факультетом коррекционной педагогики, возглавляется кандидатом педагогических наук, доцентом А.П. Антроповым,— самый большой среди других аналогичных факультетов педагогических вузов России. С 1 сентября 2016 года решением ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена факультет коррекционной педагогики преобразован в институт дефектологического образования и реабилитации. С 1 декабря 2016 года институтом руководит доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор. С 4 февраля 2019 года инстиутом руководит кандидат педагогических наук, профессор А.П. Антропов.
13 фев 2024

Магистрантка 2 курса кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена приняла участие в проектной сессии "От личного успеха к развитию системы образования в Центре знаний "Машук"

С 10 по 13 февраля в Пятигорске в Центре знаний «Машук» магистрантка 2 курса кафедры сурдопедагогики, образовательная программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами развития", Табачкова Евгения приняла участие в проектной сессии «От личного успеха к развитию системы образования».

На протяжении четырех насыщенных дней 200 участники проектировали современные инструменты и методические рекомендации для привлечения и закрепления молодежи в педагогических профессиях, а также осваивали образовательную программу.

 Проектная сессия проходила по трем тактам: креативные сессии «Флагманский слет» и «Педагогическая проба», а также тестирование разработанного проекта решений и упаковка его к презентации. Участники получили обратную связь от других команд и экспертов по своим разработкам, распределив задачи внутри команды, доработали модель. Модерировали проектную работу эксперты сети «Созвездие Флагманов образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Эксперты проекта также поделились своим опытом и провели лекции.

В первый день проектной сессии участники познакомились с региональным опытом по погружению студентов в педагогическую деятельность, обсудили
кадровый дефицит в системе общего и дополнительного образования, пути вовлечения молодежи в педагогические профессии в разных странах.
С приветственным словом к участника сессии выступил Соловье Борис, руководитель проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Во второй день с мотивационной лекцией «Психология публичных выступлений и работы на камеру» выступил Сергей Тугушев, ведущий Первого канала, поделившись личным опытом и познакомив участников с эффективными психологическими практиками.
Наталья Дашковская, начальник управления образования Администрации города Кемерово, рассказала о том, как наладить благоприятную атмосферу в коллективе образовательной организации, подробно остановившись на корпоративном счастье – карьерном, психологическом и физическом благополучии.

 Наталья Куликова, финалист конкурса «Флагманы образования», директор детского сада № 4 «Ласточка» Тверской области рассказал о повышении профессионального мастерства педагогов и управленческих кадров образовательной организации через систему наставничества.

 Артем Темнов, победитель конкурса «Флагманы Образования» поделился опытом реализации региональной школы грантов.

Команда победителей конкурса «Флагманы образования» из Санкт-Петербургской школы №253 им. капитана 1-го ранга П.И. Державина – директор Надежда Фурсова, заместитель директора Полина Бавина и педагог-организатор Константин Безбородов представила комплексный подход к решению проблемы кадрового дефицита в педагогических профессиях.

 Лариса Анохина, заместитель директора школы № 50 имени Нины Фурсовой города Краснодара, провела интерактивный мастер-класс на тему «Эффективная коммуникация», отметив типичные ошибки и помехи при коммуникации, а также привела лучшие техники и примеры делового общения.

 В третий день Инна Ярцева, психолог, руководитель онлайн-ресурса психологической поддержки работников сферы образования «Вариант» совместно с участникам сессии обсудила вопрос пропасти между поколениями и возможные пути решения данной проблемы.
 Сериков Антон Владимирович, руководитель Центра знаний «Машук», познакомил участников с традициями и ценностями центра.

На протяжении четырех дней команды разрабатывали проекты по привлечению молодежи в педагогические профессии. В четвертый день участники презентовали свои проекты экспертам.
Спасибо проекту «Флагманы образования» платформы «Россия-страна возможностей», Центру знаний «Машук» за возможность принять участие в проектной сессии.











Возврат к списку