Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Кафедра языкового и литературного образования ребенка

Контакты

Руководство

Ученая степень и звание:

кандидат филологических наук, доцент

Кафедра:

языкового и литературного образования ребенка

Профессиональные и научные интересы:

Основная сфера научных интересов – язык художественной литературы, речевой онтогенез и дизонтогенез, становление индивидуальной языковой системы ребенка, диагностика речевого развития, языковая рефлексия, восприятие книги ребенком, освоение русского языка детьми-билингвами.

Образование:

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в 1981 году


Cостав кафедры

# ФИО Должность Ученая степень
1 Астафьева Ольга Васильевна доцент кандидат филологических наук
2 Белоруссова Светлана Антоновна доцент кандидат педагогических наук
3 Галактионова Лейла Нуралиевна ассистент  
4 Доброва Галина Радмировна профессор доктор филологических наук
5 Еливанова Мария Анатольевна доцент кандидат филологических наук
6 Елисеева Марина Борисовна заведующая кафедрой кандидат филологических наук
7 Костюхина Марина Сергеевна доцент кандидат филологических наук
8 Савельева Лариса Владимировна профессор доктор педагогических наук
9 Цейтлин Стэлла Наумовна профессор доктор филологических наук
10 Щеголева Галина Сергеевна доцент кандидат педагогических наук

Кафедра языкового и литературного образования ребенка – одна из самых молодых в институте детства: она была создана 1 сентября 2011 года. В результате реорганизации три кафедры – детской речи, начального языкового образования и детской литературы были объединены. У каждой из них была своя история, свой круг научных проблем, традиции и достижения. Поэтому наш рассказ об истории кафедры состоит из трех частей.
В 1989 году на факультете начального образования была создана кафедра начального обучения русскому языку, объединившая специалистов в области лингвистики и методики преподавания русского языка в начальной школе. Создателем кафедры является действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Тамара Григорьевна Рамзаева.

Более полувека проработала Т.Г. Рамзаева в РГПУ им. А. И. Герцена. За эти годы многое было сделано и для науки, и для практики образования. Наиболее значимым результатом научной и педагогической деятельности явилось создание полифункциональной системы начального языкового образования, воплощенной в авторском УМК по русскому языку для 1—4 классов, включающем программу, учебники, тетради на печатной основе, справочник для учащихся и пособия для учителей. Более тридцати лет младшие школьники России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана и других стран изучают русский язык по учебникам Тамары Григорьевны. Т.Г. Рамзаева воспитала целую плеяду молодых ученых для вузов нашей страны и ближнего зарубежья, создала научную школу, география которой охватывает всю Россию.


В 2006 году кафедра методики начального обучения русскому языку была переименована в кафедру начального языкового образования. Большую часть коллектива кафедры составляли ученики Т.Г. Рамзаевой. В 2008 заведовать кафедрой стала ученица Т.Г. Рамзаевой Л.В. Савельева.

Исследования преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов кафедры охватывали следующий круг проблем:

  • начальное языковое образование как полифункциональная система
  • обучение русскому в полиэтнической и поликультурной среде современной начальной школы
  • начальное языковое образование как процесс реализации познавательного потенциала школьников
  • стратегии овладения младшими школьниками родным языком
  • информационные технологии в начальном языковом образовании.


В 2008 году кафедра языкового образования получила дипломы Всероссийской выставки в ВВЦ "Образовательная среда – 2008" и международного конгресса-выставки "Образование без границ" (2009 г.) за интегрированный учебно-методический комплекс (ИУМК) "Открываю законы родного языка, математики и природы" (созданный совместно с кафедрой начального естественно-математического образования, кафедрой информатики, фирмой "Кирилл и Мефодий").

Последние годы сотрудники кафедры работали над новым УМК по русскому языку для начальной школы для УМК "Диалог", соответствующего новому ФГОС начального образования и отражающего идеи поликультурного образования. Кроме того, велась работа над справочником для начальной школы.

В Педагогическом институте им. А. И. Герцена с начала его образования существовала традиция изучения детской книги. Еще в 1920-е гг. в детской библиотеке института собирался кружок детских писателей, возглавляемый О.И. Капицей и С.Я. Маршаком. Этот кружок, объединявший исследователей и писателей, стал центром изучения детской книги не только в Ленинграде, но и во всей стране.

Традиция изучения детской литературы была возрождена в 1990 году, когда на факультете начального образования ЛГПИ им. А. И. Герцена была образована кафедра детской литературы. Инициатором создания новой кафедры была декан факультета Н.М. Дружинина. Первым заведующим кафедры стал профессор Е.А. Костюхин. Среди основных направлений работы кафедры того времени – изучение истории русской детской литературы и зарубежной детской классики. В 1999 году кафедру возглавила профессор М.П. Воюшина, известный методист-исследователь в области начального образования. Помимо историко-литературного направления, появились направления, связанные с актуальными проблемами современной методики преподавания чтения и литературы. В последние годы кафедра активно работала в области изучения новейшей книжной культуры для детей и школьников. В 2007—2010 годах кафедрой были подготовлены учебники "Детская литература" и "Детская литература и выразительное чтение. Практикум", учебники "Теоретические основы и технологии начального литературного образования", "Методика обучения литературе", ставшие базовыми для учебных заведений, готовящих педагогов для начальной школы. Преподаватели кафедры участвовали и в создании учебников по литературе для средней школы, активно работали с учителями Санкт-Петербурга и других регионов страны.

Преподаватели кафедры неоднократно награждались дипломами Университетской выставки научных достижений, студенческий проект "Книжный Остров" получил диплом книжной выставки ЭКСПО, а студенты награждались медалями и дипломами Всероссийского конкурса студенческих научно-исследовательских работ.

Кафедрой были разработаны и лицензированы магистерские программы "Организация детского чтения", "Литературное образование ребенка", "Гуманитарные технологии использования СМИ в работе с детьми".

При кафедре была открыта аспирантура, которой руководила М.П. Воюшина. За время работы кафедра подготовила к защите 6 аспирантов.

Профессиональный состав кафедры отражал разнообразные направления работы. Помимо М.П. Воюшиной, методической наукой занимались доценты Т.В. Рыжкова, С.А. Кислинская, И.Р. Николаева. Историю классической и современной детской литературы преподавала профессор Е.О. Путилова, крупнейший специалист в этой области, автор знаменитого двухтомника "Русская поэзия детям" (в 2014 г. вышло уже трехтомное издание "Четыре века русской поэзии детям"). 

Среди специалистов кафедры, изучающих детскую литературу в контексте культуры, – кандидаты филологических наук, доценты О.В. Астафьева, А.В. Денисова, М.С. Костюхина. Зарубежной литературе были посвящены лекции И.Л. Днепровой. Историей детской литературы занималась кандидат филологических наук, доцент О.И. Тиманова.

Кафедра детской речи была открыта в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в 1991 году. Первыми ее сотрудниками стали С.Н. Цейтлин, Г.Р. Доброва, М.Б. Елисеева, Н.В. Лозовская, М.В. Русакова, Н.В. Гагарина, М.Д. Воейкова. В течение нескольких лет на кафедре работал Л.В. Сахарный. Заведовала кафедрой доктор филологических наук, почетный профессор РГПУ и ЧГУ Стелла Наумовна Цейтлин.
Основные дисциплины, которые читались сотрудниками кафедры: современный русский язык, культура речи, психолингвистика, детская речь. Последний из названных курсов не преподавался больше нигде, разработка его научных основ и создание учебно-методического сопровождения и стало основной задачей молодой кафедры.

Главной задачей кафедры было исследование освоения ребенком родного (русского) языка. За эти 20 лет многое изменилось. Появилось слово онтолингвистика – это был знак возникновения нового направления в лингвистике. 

Подробнее об этом можно узнать на сайте: https://vk.com/ontolinguistics

Кафедра детской речи играла роль всероссийского центра по изучению речи русского ребенка. При кафедре работал постоянно действующий семинар по онтолингвистике, которым руководила С.Н.Цейтлин.

Кафедра языкового и литературного образования ребенка считает себя преемницей всех трех кафедр и продолжает развивать все научные направления, по которым шла работа ранее. При кафедре продолжает действовать семинар по онтолингвистике, организуются ставшие традиционными конференции по проблемам детской речи, языкового и литературного образования ребенка, ведется работа над учебниками, учебными и методическими пособиями для школ и вузов.

При кафедре открыты магистратура и аспирантура, работают секции студенческого научного общества.