Научно-исследовательская деятельность Института философии человека осуществляется в рамках трёх основных научных направлений университета:
В 2006 году ушел из жизни выдающийся российский философ, культуролог, эстетик, искусствовед Моисей Самойлович Каган. Начиная с 2007 года в нашем городе проводятся Кагановские чтения, приуроченные ко дню рождения ученого, организаторами которых поочередно выступают Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Гуманитарный университет профсоюзов.
В Герценовском университете Кагановские чтения проходят по инициативе кафедры теории и истории культуры, на которой М. С. Каган работал многие годы. Чтения призваны актуализировать различные стороны научной, педагогической, просветительской деятельности Моисея Самойловича, раскрыть современное состояние тех направлений, которые он развивал на протяжении своей жизни. В 2024 году ХVIII Кагановские чтения «Статус культурологии в системе науки, образования и просвещения в современной России» заняли два дня 17 и 18 мая и развернулись в двух корпусах: Главном на р. Мойке и корпусе ИФЧ на ул. Малой Посадской, 26. https://www.herzen.spb.ru/news-events/events/?ELEMENT_ID=30600
В 2025 году XIX Кагановские чтения. Лакуны в истории эстетики прошли в Санкт-Петербургском университете. https://philosophy.spbu.ru/ru/anonsy/902-xix-kaganovskie-chteniya.html
Конференция «Ребенок в современном мире» была задумана на факультете философии человека РГПУ им. А. И. Герцена в 1993 году, как долгосрочный проект, который может способствовать сближению специалистов различных областей знания — философов, культурологов, медиков, психологов, педагогов, юристов, экологов, представителей властных структур и общественных организаций — всех тех, кого волнует эта проблематика в силу профессионального интереса или гражданского долга. Избранная проблема охватывает максимально полный круг вопросов становящейся комплексной «человековедческой» науки, движение к которой определяется как цель, как интегративно-организующий принцип, как вектор современного научно-практического поиска эпистемологической целостности гуманитарного знания. Именно проблематика детства становится общим модулем и корреляционной предпосылкой сближения наук, не требующей взаимоподчинения, но задающей алгоритмы взаимодополнительности. В рамках Международной научной конференции «Ребенок в современном мире» феномен детства обсуждается комплексно и системно, а совместная научно-аналитическая и практико-воспитательная работа представителей разных областей знания дает универсальную возможность получения целостного представления об этом феномене.
Проводится ежегодно (апрель) https://herzen.spb.ru/about/struct-uni/inst/i-phyhum/conf/mezhdunarodnaya-konferentsiya-rebenok-v-sovremennom-mire
Проводится ежегодно (октябрь). В 2024 году конференция прошла в ноябре https://www.herzen.spb.ru/news-events/events/?ELEMENT_ID=37432
В течение 2022 г. на кафедре связей с общественностью и рекламы осуществлялось социологическое сопровождение образовательного процесса:
Куратор: Антонян Карина Георгиевна. Организация и проведение учебного перформанса с использованием площадки социальных медиа студентами магистратуры в рамках изучения дисциплины «Теория и история перформативных искусств». Результаты изучения перформативных искусств посредством получения опыта проведения перформанса были представлены в качестве доклада на студенческой конференции «Студент – Исследователь – Учитель» и отразились в совместной публикации в Герценовском издании «Журнал интегративных исследований культуры».
Куратор: Артемьева Татьяна Владимировна. Программа «Исследовательские стажировки» (заочный формат) фонда Владимира Потанина. В определенном смысле заочная стажировка является идеальной формой работы для достижения научного результата, так как дает возможность сосредоточить временные и организационные ресурсы на создание итогового продукта. За время стажировки была изучена литература по теме, изучены сайты соответствующих грантодающих организаций, периодика по теме проекта. Это позволило выявить направления филантропической активности в области науки и образования. Материалы стажировки и итоговый материал используются для учебной работы , в частности работы с магистрами, аспирантами и программах повышения квалификации.
Куратор: Янутш Ольга Александровна - научный руководитель ГБОУ СОШ No 636 Центрального района Санкт-Петербурга. Разработана программа научно-методической работы школы по теме «Развитие функциональной грамотности обучающихся в контексте воспитательной работы школы». Программа была одобрена Советом по развитию системы образования ГБУ ИМЦ Центрального района СПб. Научная ценность полученных результатов заключается в разработке обоснованных положений, выводов и рекомендаций по организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, составленных с учетом существующих научных концепций воспитания, а с учетом специфики социокультурной и образовательной среды Центрального района Санкт-Петербурга. Практическая ценность заключается в том, что ожидаемые результаты могут способствовать обновлению методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками XXI века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Прописывание в магистерских выпускных квалификационных работах раздела «О возможностях использования результатов научных исследований в образовательной практике» (ОПОП «Педагогическая антропология»);
Участие обучающихся по образовательным программам магистратуры и аспирантуры в качестве рецензентов и членов жюри в проведении Городского конкурса научных работ школьников, а также проведение по результатам мероприятия тематического семинара и подготовка аналитического доклада «О развитии научных интересов школьников».
Руководитель – Воскресенский Алексей Александрович. В течение 2022 г. Кафедра проводила социологический мониторинг образовательного процесса : В первом семестре 2022-2023 учебного года в рамках профориентационной работы проводились лекции и мастер-классы потенциальных работодателей, представителей профессионального сообществ, открытые лекции ведущих российских спикеров, молодеждные проекты, реализуемые на базе «Технопарка универсальных педагогических компетенций». По результатам этих мероприятий проводились опросы студентов, принявших в них активное участие, с целью оценки эффективности такого формата работы и использования полученных данных для дальнейшей оптимизации организации учебной, воспитательной и научно- исследовательской работы со студентами.
В апреле 2022 года была проведена «неделя науки в институте философии человека», которая представляла собой серию конференций, воркшопов, круглых столов, посвященных актуальным проблемам философии и образования. В работе «Неделя науки ИФЧ» приняли участие все преподаватели и студенты института.
Проводился опрос общественного мнения магистрантов и студентов института философии человека с целью оценки, сформировавшегося в социальных сетях имижда и репутации института философии человека (совместно с кафедрой связей с общественностью и рекламы).
В рамках приемной кампании 2022 г. Была разработана и успешно реализована концепция таргетированной рекламы института философии человека (программ бакалавриата и магистратуры) в социальных сетях. Запущен пилотный проект точечного набора абитуриентов в магистратуру по концепции «Магистратура как ступень к докторской диссертации» (магистерская программа философская антропология и философия культуры).
Руководитель научно-образовательного проекта «Пространство на Малой Посадской»– доцент Шоломова Татьяна Валентиновна. Организация выставочной деятельности, новые формы проведения практики студентов бакалавриата и магистратуры, информационное сопровождение в социальных сетях. За отчетный период реализовано 7 выставочных проектов, в рамках программы которых проводились теоретические семинары с привлечением ведущих специалистов и профессиональных художников. Студенческое объединение «Эстетика: арт-бизнес» привлекает к своей выставочной деятельности обучающихся всех уровней подготовки, что выступает важной составляющей формирования их мировоззренческой и ценностной позиции.